Уважаемые читатели! 28 марта 1868 года родился один из самых известных русских писателей, драматургов, поэтов, публицистов — Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Начиная с 1918 года был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе, он был одним из самых издаваемых писателей в СССР за 1918—1986 годы: общий тираж 3556 изданий составил 242,621 млн. экземпляров. Горький был очень известен и популярен на Западе, там его считали преемником Льва Толстого. «Европейски знаменитый писатель» Максим Горький был знаком с М. Твеном, С. Цвейгом, Г. Уэллсом, регулярно вел переписку с французскими писателями Р. Ролланом и А. Франсом. В Праге в честь него названа улица, в Финляндии – небольшой городок, в Герингсдорфе (Германия) в доме, где он жил, организован музей.
Приглашаем Вас на литературный час «Сама его жизнь -это книга»
Максим Горький… Как много вместило в себя это имя. Кажется, всю боль и красоту родной земли носил в своем сердце этот удивительный человек. Жизнь Максима Горького была необычайна ярка и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался современниками как крупнейший деятель русской культуры, как достойный преемник традиций великой русской литературы. В начале века его популярность в России сравнялась со славой Чехова и Толстого.
Предлагаем Вашему вниманию видеопрезентацию, из которой Вы можете узнать об основных вехах жизненного и творческого пути великого писателя. Звучит песня «Дубинушка»(музыка народная, слова В. Богданова и Ф. Шаляпина) в исполнении Ф. И. Шаляпина. Дружба Горького с Шаляпиным продолжалась более 30-ти лет. Их сближало многое: служение искусству, любовь к Родине, близость к народу – оба вышли из низов, пробивая себе дорогу своим трудом.
А теперь подробнее об интересных фактах из жизни писателя.
Алексей Максимович Пешков родился 14 марта 1868 года в Нижнем Новгороде.
«На высоком берегу реки – зубчатые стены древнего Кремля, золотые кресты и купола многочисленных церквей. Ниже, у воды – бесконечные склады, амбары, пристани, магазины: здесь каждое лето шумела знаменитая русская ярмарка. И наконец, на другом берегу – кусок Европы – лес фабричных труб, железные корпуса кораблей. Это Нижний Новгород, родина Горького. Река, на берегу которой он вырос, – это Волга, родившая легендарных русских бунтарей Разина и Пугачева, Волга, о которой сложено столько песен русскими бурлаками. Горький прежде всего связан с Волгой: его дед был здесь бурлаком». (Евгений Замятин)
Дед Горького, действительно начал жизнь бурлаком, но закончил ее владельцем трех кирпичных фабрик и нескольких домов. В семь лет мальчик лишился родителей и детство Горького проходило в доме этого скупого и сурового старика. Оно было очень коротким: в 8 лет мальчик был уже отдан в подмастерья к сапожнику. Такова была система воспитания, выбранная его дедом. Для заброшенного, почти не знавшего ласки мальчика наступила эпопея скитаний и тяжелых невзгод, которая побудила его избрать символический псевдоним Горького. Сначала его отдают в «мальчики» в магазин обуви, затем он попадает в ученики к родственнику — чертежнику. Житье было такое «сладкое», что мальчик сбежал, и с тех пор начались для него борьба за существование и постоянная смена занятий и профессий.
Неудачная попытка поступить в Казанский университет, смерть бабушки, безответная любовь, разброд в мыслях и нищета привели его к попытке самоубийства 25 декабря 1887, к счастью неудачной. Дальше идет головокружительная смена мест, профессий, приключений, роднящая Горького с Джеком Лондоном. Горький был помощником повара на корабле, продавцом икон, тряпичником, булочником, грузчиком, рыбаком. Волга, Каспийское море, Астрахань, Жигулевские горы, Моздокская степь, Казань. И позже: Дон, Украина. Бессарабия, Дунай, Черное море, Крым, Кубань, горы Кавказа. Все это – пешком, в компании бездомных бродяг, с ночевками в степи у костров, в заброшенных домах, под опрокинутыми лодками. Сколько происшествий, встреч, дружб, драк, ночных исповедей! Какой материал для будущего писателя и какая школа для будущего революционера!
Весной 1891 года Горький впервые попал в Ростов-на-Дону. Некоторое время он жил недалеко от порта в ночлежке старухи Леонтьевны. Горький разгружал с турецких пароходов сырые кожи, таскал многопудовые тюки табака. Некоторые исследователи-краеведы считают, что странствия по донским степям в те годы стало источником вдохновения для создания неповторимых цыганских образов ранней горьковской прозы. Изнурительная, под палящим солнцем работа в портах на каспийских рыбных промыслах, на постройке мола, описанная в «Коновалове», «Мальве», «Челкаше» – это листки из автобиографии.
Начало литературной деятельности Горького относится к 1892 г. По паспорту «подмастерье малярного цеха», по временному занятию рабочий железнодорожных мастерских, Горький в то время был в Тифлисе. Он отнес в редакцию «Кавказа» полусказочный очерк из знакомой ему по бессарабским странствованиям цыганской жизни «Макар Чудра», который и был напечатан в № от 12 сентября. Рассказ имел успех.
К первому периоду творчества (1892– 1902) относятся рассказы «Челкаш», «Однажды осенью», «На плотах», «Супруги Орловы», «Двадцать шесть и одна»; романы – «Фома Гордеев», «Трое» ; пьесы «Мещане», «На дне». Максим Горький описывал общественные неурядицы, создавая образы протестующих героев, не находящих себе места в жизни. Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь. Неизменно воодушевляла Горького природа. Герои ранних романтических произведений автора словно сливаются со стихией, гармония с природой становится залогом их счастья. В какой бы подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят «кусочек голубого неба». Почти в каждом из его рассказов есть прекрасные описания природы.
Пьеса «На дне» своей славой обязана постановке Станиславского в Московском художественном театре (1902 ). Играли Станиславский, В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова и другие известные актеры. В пьесе Горький раскрыл тему «маленького» и «лишнего» человека. Мрачная ночлежка, в которой живут и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду; и Пепел, жаждущий правильной жизни; Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; Барон, вспоминающий свое старое барское прошлое, похожа на пещеру. Раньше у каждого из них было определенное положение в обществе, свои мечты и надежды, однако в результате все они скатились на самое дно жизни. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если ее сопоставить с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, силе и красоте.
Горький сразу стал одним из самых популярных писателей в России, особенно в левых кругах молодежи и интеллигенции. В 30 с небольшим лет он был уже избран членом Императорской Академии Наук. Революционер, бывший босяк, – член Императорской Академии? Это был неслыханный скандал. Выборы были аннулированы по приказу императора Николая II, положившего на докладе Академии свою резолюцию: «Более чем оригинально!»
Второй период творчества (1902–1913), отмечен тесным сотрудничеством с революционными организациями. В этот период написаны пьесы «Дачники» (1905) и «Враги» (1906), роман «Мать» (1907).
Человек – главная тема любого горьковского произведения. Человек в понимании М. Горького – романтика представляется свободным, красивым, смелым и сильным. Эту идею развивает М. Горький в поэме «Человек», посвященной духовным исканиям личности (1904). Лиро — эпическое произведение отличает глубина философской мысли, связанной с темой красоты и величия человека.
« В тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека. Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его, медленно шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек! Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них — лучи бесстрашной Мысли, той величественной силы, которая в моменты утомленья — творит богов, в эпохи бодрости — их низвергает. Вооруженный только силой Мысли, которая, то молнии подобна, то холодно спокойна, точно меч,- идет свободный, гордый Человек…» (из поэмы М. Горького «Человек»)
В начале 1905 г. Горький приковал к себе внимание всего мира, в связи с кровавыми событиями 9 января. Накануне этого дня Горький принял участие в известной писательской делегации, которая сочла своим нравственным долгом отправиться к князю Святополк – Мирскому и просить его не допускать кровопролития. Почти все были схвачены и посажены в крепость. У Горького при обыске нашли набросок призыва общества к протесту против событий 9 января. Весть об аресте Горького произвела огромную сенсацию в Европе, везде собирались митинги, и образовывались комитеты, посылавшие телеграммы и адресы царю и министрам с просьбой о помиловании знаменитого писателя. Горький был освобожден после нескольких недель заключения, очень плохо повлиявших на его шаткое здоровье. В 1905 г. Горький предпринял путешествие в США. Вернувшись в Европу, он поселился на острове Капри. Став эмигрантом, Горький тесно примкнул к партийной работе русской социал-демократии, принимая деятельное участие в съездах, изданиях.
В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них – «Детство» (1913–1914), «В людях» (1916), «Мои университеты» (1923) и «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924). Горькому принадлежат замечательные воспоминания о Льве Толстом. Он написал блистательный литературный портрет Льва Толстого, стоящий всех вместе воспоминаний о великом писателе: «Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его». Горький познакомился с Толстым 13 января 1900 года в хамовническом доме в Москве. Молодой писатель произвёл на Толстого приятное впечатление, вскоре между ними установились дружественные отношения.
Максим Горький никогда не мог оставаться только зрителем, он всегда вмешивался в самую гущу событий, он хотел действовать. Он был заряжен такой энергией, которой было тесно на страницах книг: она выливалась в жизнь. Он получал огромные гонорары, две трети которых раздавал — дальним родственникам, знакомым, родственникам знакомых и знакомым родственников. За его столом сидело не менее десяти – двенадцати гостей. Некоторые жили «гостями» в доме Горького уже несколько лет – так, как это водилось в русских помещичьих домах. Страшной зимой 1919 года к нему часто приходили за помощью ученые, писатели, актеры, художники — голодные, в обносках, и он помогал: выбивал пайки, справки, свидетельства. Его планы походили на сооружение Вавилонской башни, они были рассчитаны на десятки лет: издательство «Всемирная литература» – для издания в русском переводе классиков всех времен и всех народов; «Комитет исторических пьес» – для театрализации всех главнейших событий мировой истории; «Дом искусств» – для объединения деятелей всех искусств; «Дом ученых» – для объединения всех ученых… В столице, где тогда уже не было хлеба, света, трамваев, в атмосфере разрушения и катастрофы – эти затеи казались в лучшем смысле утопическими. Но Горький в них верил – и своей верой сумел заразить скептических петербуржцев: ученые академики, поэты, профессора, переводчики, драматурги – начали работать в созданных Горьким учреждениях.
Всем было хорошо известно, что Горький в близкой дружбе с Лениным, что он хорошо знаком с другими главарями революции. И когда революция перешла к террору, последней надеждой был Горький, жены и матери арестованных шли к нему. Он писал письма, ругался по телефону, в наиболее серьезных случаях сам ездил в Москву, к Ленину. Спас от расстрела генетика Кольцова, а вот с поэтом Николаем Гумилевым не получилось. По словам Горького, ему уже удалось добиться в Москве обещания сохранить жизнь Гумилева, но петербургские власти как-то узнали об этом и поспешили немедленно привести приговор в исполнение. Самого себя Горький тоже спасти не смог. В книге «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (Петроград, 1918) он писал: «Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия».
Поссорившись с Лениным, под угрозой ареста, исходящей от самого вождя, Горький эмигрировал из советской России. Он явно мешал большевистскому правительству, но тронуть его боялись: всемирная слава все-таки. Ленин под видом заботы о здоровье пролетарского писателя писал ему: «Уезжайте! А не то мы вас вышлем». Горький вместе с обитателями своей коммуны выехал в Берлин, перебрался в Сорренто и поселился на вилле «Иль Сорито». В Сорренто он прожили несколько лет.
Когда от жестокого разрушения революция перешла к постройке нового, Горький вернулся в Россию. Его давно звали: Сталин возлагал большие надежды на всемирно известного Буревестника революции. То, что вызвало его отъезд, – видимо было забыто: «У них – очень большие цели. И это оправдывает для меня все».
В 1928 году Горький навсегда вернулся в Россию, где его встречали как национального героя: его в буквальном смысле несли на руках, его поезд усыпали цветами. Сталин поселил его в роскошном особняке Рябушинского, специально для Буревестника там сделали шикарный ремонт. А Горький чувствовал себя там отвратительно. Говорил: «Тут хозяин не я, а Моссовет». Горький бывал здесь только наездами и большую часть времени проводил на даче, километров в 100 от Москвы. Там же по близости жил на даче и Сталин, который все чаще стал заезжать к соседу Горькому. Один – с неизменной трубкой, другой – с папиросой, уединялись и, за бутылкой вина, говорили о чем-то часами… Возможно, что исправление многих «перегибов» в политике советского правительства и постепенное смягчение режима диктатуры – было результатом этих дружеских бесед. Эта роль Горького будет оценена только когда-нибудь впоследствии.
В последние годы жизни М. Горького написаны грандиозный (незаконченный) роман – эпопея «Жизнь Клима Самгина» и многочисленные литературно-критические статьи.
Горький умер в Горках, под Москвой, 18 июня 1936, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького.
Максим Горький был знаковой фигурой советской эпохи. Его имя носят библиотеки, школы, театры, улицы. Для большинства людей личность Горького ассоциируется с «буревестником революции» и «великим пролетарским писателем». Одним из самых известных творений писателя является «Песня о Буревестнике».
Алексей Максимович Горький посвятил себя служению Человеку, призывая всех обратить внимание на его проблемы и нужды. С самого начала вокруг писателя возникло мощное психологическое поле, которое притягивало громадное множество людей. И сами события русской жизни начала XX века, казалось, бурлили вокруг этого человека. «Все в Человеке — все для Человека!» — эти слова пронес Максим Горький через всю жизнь и завещал их миру.
Подготовила Жукова А. В.