Человек и мир в рождественских и святочных рассказах

Уважаемые читатели! Чудесные зимние праздники издавна включают в себя и праздник Нового года, и  праздник Рождества Христова и старинные народные святки. Приглашаем вас на литературный час, посвященный теме Рождества и Святок в художественной литературе.

Одним из главных православных праздников является Рождество. В народной традиции цикл рождественских праздников обычно включает три даты: Сочельник, Рождество и следующий за ним день. В течение долгого времени в России праздновались святки, и только Церковь праздновала Рождество Христово. Святки — особое время русского календаря, период от Рождества до Крещения. Святки, по ёмкому выражению А. Шаховского, — «вечера народного веселья»: веселье, смех, озорство объясняются стремлением человека воздействовать на будущее (в соответствии с пословицей «как начал, так и кончил» или с современной – «как встретишь Новый год, так его и проведёшь»). Считалось, что чем веселее человек проводит начало года, тем благополучнее будет год. Церковь не одобряла ни колядок, ни ряжений, ни гаданий, но эти народные традиции так и остались связанными с рождественскими днями.

Отражением жизни народа и общества всегда была литература, поэтому на святочную тематику появились рассказы об участии в празднике православной семьи, о семейном быте и уюте, стремлении приблизиться к любви и милости. В русской литературе святочная тема начинает развиваться с середины XVIII в.: вначале это были анонимные комедии об игрищах, святочные былички и историйки. Самым ранним святочным произведением литературоведы называют плутовскую новеллу петровского времени «Повесть о Флоре Скобееве». Это комический рассказ о новгородском бедном дворянине, нарядившемся в женское платье. Он проник на святочную девичью вечеринку и соблазнил дочку стольника Нардина-Нащокина Аннушку, на которой впоследствии женился.

В первой половине XIX века авторы часто обращались к русскому Средневековью, фольклору, теме фантастического и сказочного. Частым атрибутом был потусторонний мир: добрые и злые силы помогали герою увидеть свет истины, или морочили ему голову. События в небольшой по объему повести А. А. Бестужева-Марлинского «Страшное гаданье», написанной еще в 1823 году, происходят накануне Нового года. Всё повествование ведётся от лица рассказчика, который полюбил замужнюю женщину и отправляется к ней на бал. Как бы случайно, он заблудился и оказался в избе, полной народу. Следует традиционное для святочного рассказа описание гаданий. После следует святочная история, бывальщина, как называет её рассказчик.

В декабрьском номере «Московского телеграфа» за 1826 год вышло произведение Н. А. Полевого «Святочные рассказы». В зимний святочный вечер друзья собираются вместе и рассказывают друг другу истории. Здесь есть упоминание о духах, колдунах, ведьмах, о предчувствиях и снах. Небольшой рассказ Полевого помогает нам увидеть, как широко и весело праздновались святки и какие истории связаны с их появлением Мы узнаём о том, как праздновали в старину: разнообразные игры, лошадиные бега, кулачные бои.

 «Днем катанье: саней пятьдесят едут одни за другими, что говорится, дуга на дуге, как свадебный поезд; вечером начнутся фанты, песни, гаданье: бегаем полоть снег, слушать под окнами… Вот уж праздник! Что за веселье!»

Классическим «святочным рассказом» является повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Написанная в первой половине XIX века, она и сегодня не потеряла своей прелести… Оседлав чёрта, кузнец Вакула  летит в Петербург к царице, чтобы раздобыть черевички для любимой Оксаны… Впервые в литературе «нечистая сила» побеждена простым человеком. Правда, благородным, смелым и твёрдо верившим в силу крестного знамения.

Во второй половине XIX века святочный рассказ оформился как массовый жанр, приобрел массовую популярность. Во всех периодических изданиях помещалось множество святочных материалов: сообщения о ёлках и маскарадах, объявления о выставках и продажах праздничных товаров, этнографические заметки о святках, рисунки и стихотворения на рождественскую тематику, и конечно, особые рассказы. Рассмотрим некоторые из рассказов, которые представляют собой эту традицию.

Рассказ Д. В. Григоровича «Рождественская ночь» по своему сюжету схож с «Рождественской песнью в прозе» Ч. Диккенса. Рассказ построен на основе контраста. На фоне красивого, нарядного Петербурга, ярко освещённого «фонарями, плошками и окнами магазинов» мы видим бедность и нищету, а также среди веселья и празднования встречаемся с Араратовым, которому грустно и одиноко.  Автор  показывает, что на некоторых людей не может подействовать даже атмосфера праздника, ничто не может заставить их измениться, и долгожданного чуда не происходит.

В рассказе К. М. Станюковича «Рождественская ночь» действие происходит не в России, а в далёкой Индонезии. Но это не мешает найти в нём элементы рождественского рассказа. Один из персонажей рассказа говорит:

 «…в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит младенца, — тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне сказывал, странник».

Святочные и рождественские рассказы могли быть и грустными, и весёлыми, и страшными и смешными, они могли иметь счастливый или трагичный финал, но при всём разнообразии имели нечто общее. Большинству произведений жанра присущи: мистическая атмосфера, внутреннее преображение героя за рождественскую ночь, некое чудо или намёк на него, мораль, нравственная и поучительная составляющая. Эти признаки выделил Н. С. Лесков в своём рассказе «Жемчужное ожерелье»:

«От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».

Многим известны произведения Николая Лескова которые в течение нескольких лет неизменно публиковал святочные рассказы. Рассказ  «Христос в гостях у мужика» написан  в 1881 году. Главная его тема — чудо, случившееся с богатым сибирским купцом Тимофеем. Жизнь его сложилась непросто, он рос под опекой своего дяди, с которым в юности поссорился: дядя его жестоко и несправедливо оскорбил, унизил. Не стерпев оскорбления, Тимофей ударил дядю «оружием», был вполне справедливо осужден и приговорен к ссылке в Сибирь. Там он разбогател, женился… то есть на внешнем плане все у него было хорошо. Но в душе его жила обида на дядю, и Тимофей, человек глубоко верующий, тем не менее пребывал в тяжелом расположении духа. Чудо, случившееся с ним в Рождественскую ночь, преобразило его душу — он сумел простить дядю и обрел в итоге мир в душе. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) завершается моралью автора:

«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».

Один из рассказов «Неразменный рубль», где рассказчик, вспоминая свое детство, говорит о том, что как-то он услышал полусказку, полулегенду о том, что существует неразменный рубль, то есть монета, которую отдав за покупку, получаешь обратно. Но приобрести этот рубль можно было каким-то магическим способом, связавшись с нечистой силой. И вот под Рождество бабушка дарит ему такой неразменный рубль. Но предупреждает, что возвращаться он к нему будет лишь при одном условии: его можно потратить лишь на добрые дела. И герой на рождественском базаре, помня наказ бабушки, приобретает сначала подарки для домашних, потом оделяет бедных мальчишек-сверстников глиняными свистульками. Наконец, решается купить сладости и себе. Но ничего, рубль вернулся в его карман. А потом начались искушения: он покупает никому не нужные яркие вещицы, чтобы только привлечь внимание сверстников, и рубль исчезает. «Тебе мало было совершить доброе дело, ты захотел славы», — говорит бабушка, объясняя пропажу. Но, к счастью, это был только сон. Волей автора в душе героя этого рассказа было пресечено стремление стать в чем-то выше людей.

Рассказ Николая Лескова «Старый гений» написан автором в 1884 году. Это произведение также относят к рождественским рассказам, так как его события происходят накануне Рождества Христова и в последующие праздничные дни. Главная героиня рассказа, добрая и доверчивая старушка, попадает в руки афериста – петербургского франта — и рискует потерять не только крышу над головой, но обречь на нищету себя, свою увечную страдалицу дочь и внучку. Она обращается в суд, но там не помогают ей, находясь на стороне молодого безнаказанного преступника. Но к счастью старушки, находится человек, готовый помочь ее беде. И эта история имеет благополучный финал, что также определяет ее принадлежность к классическим рождественским рассказам.

Следующий рассказ, автор которого Владимир Короленко, назван самим писателем «святочным». Называется он «Сон Макара». Действие его происходит в канун Рождества Христова, в глухой якутской тайге, где замерзает местный житель Макар. Художественный ход произведения, когда обездоленный человек умирает под Рождество, напоминает другие, подобные ему, святочные рассказы: «Девочка со спичками» Андерсена, «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского и другие. Только здесь пред Господом предстоит не чистый ребенок, душа которого сразу попадает в райские обители. Пред Богом предстает «обманщик, ленивец и пьяница», которого ждет строгий суд Всевышнего. Чем оправдается бедный Макар, чем спасется? Об этом и рассказывает нам писатель в своем святочном рассказе.

Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950) – талантливый русский писатель XX века. Он родился и вырос в конце XIX века и застал ещё царскую Россию – с её богатыми рынками, славными, теперь уже забытыми обычаями, с добрыми, хлебосольными русскими бабами и мужиками, и золотыми маковками куполов. Такой и встаёт она в его воспоминаниях, которые он писал уже в старости. После революции, писатель эмигрировал за границу, но память о той, прежней России согревала его душу и выливалась в его произведениях. Прежде едкий и насмешливый Иван Сергеевич в своих произведениях с любовью рисует картины российского «старого житья», красочно описывает религиозные празднества и обряды, русские традиции. Рассказ «Рождество», написанный в 1928 году в Париже — глава будущего романа «Лето Господне», очень светлый, он пронизан трепетом писателя перед тем, что для него свято. Великий праздник словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным.Мы, читатели, попадаем в морозную, снежную зиму. Ожидание праздника, чуда. Мы видим глазами мальчика Вани предпраздничную Москву, красочные картины щедрой, богатой торговли. Как будто сами ощущаем в воздухе дым, еловый аромат, душистый пар горячего сбитня.

«Рождество… Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым…»

В ХХ столетии вместе с общественно-политическими изменениями в стране происходит упадок жанра. Сама традиция Рождества постепенно упраздняется, и акцент в зимних праздниках смещается на Новый год, который, как по эстафете, принимает обычай наряжать елку, дарить подарки, верить в чудеса — и становится, в свою очередь, центральным сюжетом для целого ряда волшебных, теперь уже новогодних, произведений. Возрождения традиций жанра начинается в конце 1980-х годов, в печати начинают появляться как перепечатки святочных рассказов XIX и начала XX века, так и новые произведения с подзаголовком «святочный рассказ», издаются сборники таких рассказов.

Предлагаю вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Рождественские и святочные рассказы русских писателей«. В этих книгах собраны самые трогательные рождественские рассказы и святочные истории, которые никого не оставят равнодушным. Это истории о том, как пробуждаются в душе прекрасные чувства, как меняют они человека и весь мир вокруг него, и как мы становимся ближе к Богу.

Традиции святочного рассказа продолжают современные писатели С. Серова, Е. Чудинова, Ю. Вознесенская, и др. Примером современного рождественского рассказа можно считать произведение Людмилы Петрушевской «Чёрное пальто», в котором героиня, решившаяся на самоубийство, попадает в междумирье, где получает последний шанс начать всё сначала. Для этого произведения свойственны чудо, перерождение героини и счастливый конец.

У Юлии Вознесенской есть книга  «Нечаянная радость».  Это – книга о нашем времени; её герои – бизнесмены и бомжи, эмигранты и студенты, мужчины и женщины – живут так же трудно, как все, но есть у них одно общее качество – они хотят и умеют радоваться. Особняком в сборнике стоит притча о Рождестве Христовом, где действие происходит в Палестине холодной зимой более двух тысяч лет назад.

«В Вертепе, так называется пещера для скота, было тепло — это надышали животные и люди, пришедшие поклониться родившемуся Христу. На большой золотистой куче соломы сидела Божия Матерь, Богородица. Она покачивала Младенца и ласково Ему рассказывала:

— Вот пришли на поклон к Тебе чужеземные мудрецы, они принесли в дар золото, ладан, смирну… А вот пришли поклониться пастухи, они принесли молоко, сыр, теплую овечью шерсть и лепешки… Один из них принес Тебе в подарок крошечного ягненка. А вот пришел Маленький Пастух и принес Тебе самый большой дар — он привел к Тебе Большого Разбойника!

И Младенец ласково смотрел на всех, а Большому Разбойнику протянул Свою маленькую ручку, благословляя его».

Святки – особенное  время. Это время дел милосердия, заботливого, сострадательного,  доброжелательного отношения друг к другу, ведь в эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с  людьми, сделав им что­-то доброе.  В святки не обойтись без чтения и просмотра рождественских сказок и историй:  с ними время становится по-­настоящему волшебным. Рождественские и святочные рассказы помогают восстановить нарушенную связь времён, а в частности, православное мировосприятие, вернуться ко многим обычаям и формам культурной жизни, которые были прерваны. Что почитать в эти  святочные дни и долгие святочные вечера? В   библиотеке  вы найдёте подборку замечательных святочных легенд и рассказов русских и  зарубежных классиков. Они поселяют в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, напоминают о нуждающихся и обремененных, о необходимости милости и любви. Рождественские (святочные) рассказы, наполненные светом Вифлеемской Звезды, проникнутые светлой грустью и верой в счастье, всегда считались тихим семейным чтением. Обязательно читайте в эти декабрьские дни что-нибудь зимнее, новогоднее, снежное! Ждем вас в нашей библиотеке!

Подготовила Жукова А.В.