Уважаемые читатели и посетители нашего блога! 27 марта исполнится 114 лет со дня рождения писателя В. А. Закруткина. Полвека прожил он на донской земле: в Ростове-на-Дону и в станице Кочетовской. В рамках корпоративного проекта МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС «Поэты и писатели Дона» приглашаем вас на час литературного краеведения «Лик донской земли в творчестве В. А. Закруткина».
Прекрасна наша Донщина, близкий сердцу ковыльный край. Прекрасны ее поля, золотящиеся колосьями, прекрасно разнотравье лугов, голубые озера, тихие степные речушки, зеленые сады и виноградники. Донщина, частица России, маленькая капелька Отчизны, вливающаяся в реку жизни огромной страны. Дон дал России целый ряд талантливых писателей, и мы вправе этим гордиться. Среди них метр — донской и отечественной литературы В. А. Закруткин, чья судьба неразрывно связана с родной землей и родной природой. В его творчестве отразилась целая эпоха жизни России и, прежде всего, Дона. Донские казаки и казачки были героями его военных очерков, послевоенных повестей и романов, его стихотворений.
Слова Виталия Александровича Закруткина о донском крае очень точно передают мысли каждого человека, живущего на Дону:
«Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закосы, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь».
Родился будущий писатель в Феодосии, вместе с семьёй исколесил всю Россию: Бессарабия, Таврия, Тамань, Молдавия, Украина, Дальний Восток, Новгород, Петербург, Ростов-на-Дону. Родители — Александр Михайлович и Мария Николаевна- учительствовали, но главным в семье, в которой росли четверо детей,оставался сельский труд, уважение к которому будущий писатель сохранит на всю жизнь. Детям Закруткиных рано пришлось познать этот тяжелый крестьянский труд : с 10 лет вместе с братьями Виталий уже ходил за плугом, косил хлеб, водил лошадей в ночное. Маленький шустрый паренек еще не догадывался в ту пору, какое богатство накапливалось в его сердце, что его цепкая память бережно сохранит это богатство для чуткой души художника. Закруткин начал писать стихи, подражая любимой им лирике Есенина. Шестнадцатилетний деревенский деревенский «избач»(работал в избе-читальне) написал более ста стихотворений о лошадях, о коровах и, конечно же о любви.
В 1930-м году семья Закруткиных уехала на Дальний Восток, где родители продолжали учительствовать и сын решил последовать их примеру. Затем он экстерном сдал экзамены в Благовещенском пединституте, с в 1933-ем был принят в аспирантуру Ленинградского пединститута им. Герцена. Успешно защитив диссертацию, Виталий Закруткин получает назначение в Ростовский пединститут — заведующим кафедрой русской литературы.
На его лекции ходили не только филологи, но и студенты со всех других факультетов. Их привлекала эрудиция и особый взгляд молодого преподавателя на литературу. Здесь же, в Ростове, Закруткин впервые обратился к художественной прозе, написав и издав еще до войны повесть «Академик Плющев».
Потом была война, фронт, 56-я армия, куда доброволец Закруткин попал в качестве военного корреспондента газеты «Красный кавалерист». В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов – «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов). В следующем году в Ростове вышла повесть о разведчиках – «Человек со шрамом». Куда только не приводили дороги войны! Закруткин побывал на шести фронтах, участвовал в штурме Берлина. И никогда не расставался со своим дневником, содержание которого легло потом в основу большой книги о войне «Кавказские записки».
«Кавказские записки» — это художественно яркая хроника – летопись, запечатлевшая гигантскую битву за Кавказ в 1942-1943гг. Книга эта потрясает читателей своей глубокой правдивостью. Всё виденное, пережитое и выстраданное нашим народом – воином, глубоко осмысленно писателем, переплавлено и воплощено в художественном и публицистическом слове. Бои за Ростов, сражение на Лысой горе и за Волчьи ворота, переход через Лонгауз – Орун Баши перевал, битвы за Эльхотовы ворота и в Терской степи изображены Виталием Закруткиным, как поистине монументальные фрески.
Майор Закруткин вернулся с войны в потертой шинели, с неизменной полевой сумкой, где лежали фронтовые записи, и с боевыми орденами. В своей книге «О неувядаемом» писатель вспоминал впоследствии:
«Закончилась война. Я вернулся в город Ростов, откуда ушел на фронт. Вернулся в звании майора, награжденный боевыми орденами, в потертой шинели, с неизменной полевой сумкой, в которой лежали мои фронтовые записки. Больше ничего у меня не было. Жизнь надо было начинать сначала»…
Короткое время Виталий Александрович еще занимался преподавательской деятельностью в пединституте, в Ростовском университете, где на его лекции приходили не только студенты – филологи, но и будущие историки, геологи, математики, физики. Тяга к литературе, к живому слову победила в нем ученого. В. Закруткин решил оставить научную работу и принял решение — отдать себя целиком писательскому труду, покинуть город и поселиться в станице Кочетовской, что он и сделал в 1947 году.
Станица Кочетовская стоит на острове, окруженном тремя реками – Доном, Северским Донцом и Сухим Донцом. Разноголосье петухов, лай собак и щебетание птиц… Воздух пьянит и настраивает на романтический лад… Такими словами писатель описал станицу:
«Кочетовская»- одна из самых живописный, самых красивых донских станиц. Она расположена на огромном острове между тремя реками и южной стороной примыкает к самому берегу Дона. Здесь почти в каждом дворе зеленеют виноградники, сады; возле станицы высокой стеной стоят тополевые и вербовые леса».
Первое, что увидел Закруткин в Кочетовской, — это церковь, она его поразила: 1824 года постройки, с колоннами, сохранившаяся в своей первозданной красоте. Он всем сердцем полюбил это место, живущих тут людей, стал им другом, добрым соседом, их депутатом. Виталий Закруткин с гордостью называл себя «станичником», «кочетовским долгожителем».
Настоящий дом, дом-пристань Закруткин обрёл на донской земле, в станице Кочетовской. Его дом у самого Дона внушал его гостям ощущение родного гнезда, которое было пронизано солнечными нитями окружающей природы. Казалось, что сам батюшка Дон заглядывал в окна закруткинского дома. Ветры, настоянные на травах, злаках, подсолнухах, врывались в эти окна, шумели в кронах яблонь, вишен, груш прекрасного, заботливо ухоженного сада. Во всём доме, в усадьбе чувствовался дух казачьих народных традиций. Одной из любимых казачьих песен Виталия Александровича Закруткина была песня «Ой, ты, Дон, ты наша Родина». Записана она была на Дону в станице Семикаракорской осенью 1961 от Николая Филипповича Куликова, рабочего, 1910 г. р.
Несколько раз в Кочетовскую приезжал Михаил Александрович Шолохов, с которым Закруткин был связан долголетней дружбой и которому он был обязан поворотом творческого внимания к народной теме, к простым труженикам, потом своим добывающим для людей земные блага. Это у Шолохова, научился Закруткин умению чутко прислушиваться к шорохам трав, различать едва уловимые запахи цветов, любоваться размахом орлиных крыл, глубоко понимать и чувствовать силу земли. А главное — пристальному вниманию к самому удивительному из всех живых существ – к человеку.
Виталий Закруткин жил среди героев своих книг, и близость к этим людям на протяжении десятилетий давала ему силу как художнику. Герои писателя, прежде, чем поселиться на страницах его произведений, поселялись в его душе и уже никогда её не покидали. Виталий Александрович говорил:
«Если бы я не жил, среди людей труда, не видел их работы, не знал их дум — не смог бы я написать свои книги».
«Я пишу о рыбаках, о виноградарях, о лугах и реках, о птицах и о войне. Я много выстрадал. Боль людскую я переношу через свое сердце. Это не высокие слова. Для меня дороги интересы района, области, нашей огромной страны».
О нравах, легендах, героях ковыльной стороны, об истории и современной жизни мы узнаём из художественных очерков Виталия Александровича в книге «Мать сыра земля». Очерки связаны с темой родной земли, охраны природы, трудом земледельцев, их новым бытом, надеждами, судьбами, подчас нелегкими и сложными, их ратными подвигами. Автор рисует яркие портреты сельских тружеников, работающих в донских станицах и хуторах. Словно звенящие «мониста» казачек, украшены очерки народными песнями. Они то охватывают нас жарким полынным ветром, напоминая о горечи тяжелых утрат, а то зазвенят веселыми ручьями в ериках после летнего ливня.
Очерк «Сторона донская» раскрывает перед читателями исторические тайны. В нём мы узнаём об отважных людях, нашедших пристанище на берегах величавой реки и назвавших себя донскими казаками . Казалось бы, уже известны всем имена казачьих атаманов : Ермака Тимофеевича и Степана Разина,Емельяна Пугачёва. Но автор очерка находит воспоминания Софьи Дмитриевны Пугачёвой о своём муже, и мы узнаём такие подробности: «Войска Донского Зимовейской станицы служилый казак Емельян Пугачёв. От роду ему было лет 40. Лицом сухощав. Во рту верхнего зуба нет , который он выбил салазками еще в малолетстве. На лице имеет желтые конопатины. Из второй армии отпущен «грудною болезнею».
В этом же очерке автор повествует о щедрости и богатстве славного Дона. О том, сколько зерна сдавали неутомимые донские хлеборобы, о неисчислимых отарах тонкорунных овец, о богатых рыбой реках, озерах, протоках, о донских виноградниках. Закруткин приводит интересные факты. Оказывается, первым обратил внимание на донское правобережье и дал указания высаживать виноград на южных склонах холмов царь Пётр Первый во время азовского похода. Находясь во Франции, казаки атамана Платова, принимавшие участие в разгроме Наполеона, в седельных саквах увозили на Дон виноградные черенки лучших французских сортов, добывали живые лозы в Венгрии, в Иране, на берегах Рейна.
Бессмертный Пушкин воспел в стихах чудесные донские вина:
Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искромётный Виноградников твоих.
Трепетно, волнующе пишет автор о донских скакунах: «Чьё сердце не замирало при виде стройных, тонконогих, будто отлитых из бронзы золотисто – рыжих донских скакунов! Выйдешь на восходе солнца в степь, увидишь табун окружённых жеребятами элитных кобыл — и кажется тебе, что все они светятся и словно плывут в белесом степном мареве».
Очерк «Семикаракорцы» позволяет нам увидеть Семикаракоры и район в 1947 и 1967 годах. » Испещрённая трещинами засушливая степь, угрюмая, серая, с горьким запахом полыни да белесыми пятнами солонцовых западин. И ни деревца, ни кустика, бывало, не увидишь в этой неприютной задонской степи». Писатель приоткрывает нам занавес в историческое прошлое, и с помощью Виталия Александровича мы знакомимся с материалами «Очерков географии всевеликого Войска Донского» — «Стоит станица Семикаракорская на крутом, хотя и невысоком левом берегу ерика Быстрик. Население свыше 7000 человек. Садов мало» и т.д. Из этого очерка жители многих хуторов и станиц могут пополнить свои знания интересными материалами из жизни родного края. Повествуя о достижениях, произошедших за 20 лет, Закруткин приводит цифры, без которых, как он считает, «картина трудов и дней семикаракорцев была бы неполной».
Своим землякам Виталий Александрович посвятил очерк «Кочетовцы». С читателями говорят разные герои очерка. Учитель истории Иван Ксенофонтович рассказывает о коллективизации, о жизни станичников в период военной оккупации; дед-сторож повествует нам о казачьем обычае, по которому невеста должна угостить жениха и его друзей вином, сделанным своими руками; председатель Кочетовского колхоза и сосед Виталия Александровича Нелидин Андрей Петрович делится со страниц очерка проблемами хозяйства; рыбак-пенсионер знакомит нас с очередной легендой об образовании станицы.
Чтобы рассказать читателям о донском крае, писатель побывал во всех хуторах и станицах района. О своих поездках, встречах с людьми написал в книге «В донской степи». Прочитав ее, читатель встретит фамилии своих земляков, прославивших и себя, и свой край. Закруткин пишет: «Я смотрел на загорелые лица, натруженные крепкие руки и радовался замечательным успехам родной Донщины. Когда-то в давние времена русские крестьяне именовали бога хлебодавцем, то есть силой, дарующей людям хлеб. Между тем кормильцами народа, хлебодавцами всегда были, есть, и будут они, труженики земли, земледельцы. Хочется от всего сердца сказать: « Низкий поклон вам, хлебодавцы!»
Закруткин лично участвовал в решении насущных проблем, выходил за пределы района и области. Надо было видеть, что происходило в Москве, на писательских съездах, когда на трибуну выходил Виталий Закруткин. Те, кто предпочитал больше времени проводить в кулуарах, ломились в дверь, потому что знали: будет звучать выстраданная проблематика, будет истинное дыхание жизни, будет бесстрашный взгляд в лицо суровой правде, а не упражнение в бесплодной риторике. И были его суждения всегда свежи, как ветер донских степей.
Виталий Закруткин боролся за сохранение богатства своего края и страны. Он выступал в защиту зеленого и пестрого дятла. С указаниями конкретного места его обитания и с убедительными доказательствами: кто виноват в гибели этих птиц, с доказательствами, которые обретают степень воистину нравственного суда, суда не только от собственного имени, а прежде всего от имени народа. С какой болью и с каким суровым предостережением не предаваться равнодушию говорил Виталий Александрович о беде, нависшей над одним из островов на реке Дон, где росли редкостной красоты вербы. «Приходилось ли вам видеть, как плачут деревья?» — спрашивал он в одном из своих очерков «Слово о бессловесном». Очерк «Слово о бессловесном» включает под общим названием ряд печальных, а то и возмутительны историй бездумного, варварского отношения к красоте и богатствам природы, жестокого поведения в отношении к животным, равнодушия к их страданиям.
В Кочетовской писателем были созданы самые знаменитые его произведения — «Подсолнух», «Плавучая станица»,»Сотворение мира», «Матерь человеческая», «Цвет лазоревый», «Мать сыра земля» и последняя неоконченная повесть «На золотых песках».
Крупной творческой удачей В. А. Закруткина является его маленький шедевр – рассказ «Подсолнух», впервые опубликованный в газете «Правда» в 1958 году. В «Подсолнухе» в центре внимания судьба человека, который в кармане старой фуфайки, принадлежащей его сыну, находит зёрнышко подсолнуха. Отец сажает это зёрнышко перед стойбищем на чёрных землях, где никогда и ни что не прорастало. А зёрнышко взошло…Заботой, вниманием, суровой волей старого Отца, маленький росточек наперекор стихии, ветрам и зною, градам и непогоде с каждым днём всё более крепнет и вырастает в прекраснейший подсолнух, излучающий удивительный свет добра, радости и надежды, озаряя жизнь старого Отца и его друзей – чабанов. Подсолнух крепкий, цветущий, он стал символом бессмертия погибшего сына и победы человека над стихией.
Предлагаю вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Произведения Виталия Закруткина»
Виталий Александрович до последних дней радовался жизни:
«Я рад и счастлив тем, что после всего доброго и злого, что мне довелось видеть в мире, после долгих раздумий и размышлений, после печальных ошибок и мучительных поисков истины и определения цели жизни, моей жизни, данной только мне и никому другому, я нашел и познал свет звезды. Звезды, которая вела и продолжает вести меня: стремление к благу и счастью, к любви и дружбе всех людей на земле…»
По его завещанию в станице Кочетовской, , где он прожил более трех десятилетий, открыт Мемориальный Дом-музей. Сюда приходят тысячи людей, чтобы почтить память выдающегося писателя, Человека с большой буквы.
Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в Мемориальный музей В. А Закруткина в станице Кочетовской.
Закруткин при жизни достиг вершины человеческой и творческой зрелости. Повторим давние слова Михаила Александровича Шолохова: «Я горд и рад тому, что Виталий Закруткин — талантливый писатель, замечательный парень, человек нелегкой жизни, человек крепкий и живет в нашей литературе по- настоящему». Да, Закруткин продолжает жить в литературе по-настоящему. Тонкий знаток души человеческой, ее тонких переливов, где живут самые разные чувства и эмоции, переживания. Герои писателя учат любви и милосердию, учат быть добрыми, мудрыми и умеющими прощать. Автор провел многих из них через суровые жизненные испытания. В каждом из образов живет его душа.
Говорить о Виталии Александровиче Закруткине и его книгах можно много и долго. Но лучше всего– не говорить о них, а читать их. Живое слово войдёт в душу и прольёт то, что однажды назвали «духовным кислородом». Ждем вас в библиотеке!
Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.