Уважаемые посетители нашего блога! 10 апреля исполняется 85 лет со дня рождения Беллы (Изабеллы) Ахатовны Ахмадулиной (1937-2010) – поэтессы и переводчицы. Она родилась через сто лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина ушла из жизни через сто лет после смерти Льва Николаевича Толстого. И это очень символично. Белла Ахмадулина вошла в литературу вместе с поколением «шестидесятников» и почти сразу заняла место в ряду крупнейших поэтов современности. На библиотечной полке она – рядом с Ахматовой. В мире высокого искусства – рядом с камерной музыкой. Приглашаем вас на час поэтического настроения «Прекрасная дама русской поэзии».
Родилась ты ни позже, ни раньше,
Чем могла свою суть оценить.
Между нами, дитя-великанша,
Протянулась ничтожная нить.
Эта нить — удивленье и горечь,—
Сколько прожито рядом годов
В гущине поэтических сборищ,
Где дурак на бессмертье готов!
Не робей, если ты оробела.
Не замри, если ты замерла.
Здравствуй, Чудо по имени Белла
Ахмадулина, птенчик орла.
<1974>
Павел Антокольский.
Белла Ахмадулина была символом Оттепели – прекрасная, тоненькая поэтесса с огромными глазами и необычным голосом. Она не была похожа на остальных советских девушек и выглядела даже не иностранкой, а каким-то эльфом, случайно прилетевшим на нашу планету. Она носила шляпки с вуалетками, рисовала на щеке мушку, любила узкие юбки. Биография Беллы Ахмадулиной была невероятно насыщенной, яркой, наполненной самыми интересными знакомствами и событиями. Ее стихи, затаив дыхание, слушали в московском Политехническом институте, расхватывали в книжных магазинах, а потом передавали друг другу «на одну ночь почитать».
«Гармония смысла, звуков, красок, мироощущений. Как дышит, так и пишет. Это редкое качество, оно говорит о подлинности горения. В этом смысле стихи Ахмадулиной – дар природы. Эта органичность рождена природой» (Б. Окуджава).
Предлагаем вам познакомиться с биографией Беллы Ахмадулиной с помощью презентации
Многие стихи Беллы Ахмадулиной печатались в газетах и журналах. Уже читая ее первые стихи , можно было сказать, что перед нами настоящий поэт, еще более это мнение укрепилось с выходом первого сборника стихов «Струна» (1962).
Сборник примечателен поисками собственных тем. В аннотации к книге были такие слова: «Лирическая героиня книги «Струна»- наша молодая современница, человек романтической души и беспокойного характера. Важное место в книге занимают стихи о труде, о строительстве новой Сибири, о мастерстве художника, о радости творческих открытий». В книге действительно много от времени: стройки Сибири, Байкала, огни мартенов, Целина. Но тут же – пахнущие виноградом грузинских женщин имена, и бесконечные, как оттенки снега, звуки февраля. Струна – это нежный лиризм и, в то же время, она всегда натянута, устремлена куда-то ввысь, несгибаема в своей верности музыке.
Позднее вышли в свет сборники: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975; с предисловием П. Г. Антокольского), «Свеча», «Метель» (оба 1977), подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.
Во многих стихах, особенно с условоно-фантастической образностью (поэма «Моя родословная», «Приключение в антикварном магазине», «Дачный роман») Белла Ахатовна играет со временем и пространством, воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию — черты, которые составляют этический идеал ее поэзии: «Способ совести избран уже и теперь от меня не зависит («Медлительность»). Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой («Тоска по Лермонтову», «Уроки музыки», «Я завидую ей — молодой» и др.); в их судьбе она находит свою меру — любви, добра, «сиротства», трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности — и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века.
Лирика переполнена признаниями в любви — прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» — основополагающая ценность ее мира (стихотворения «Мои товарищи», «Зимняя замкнутость», «Наскучило уже, да и некстати, «Ремесло наши души свело» и др.). Воспевая чистоту дружеских помыслов, Белла Ахатовна не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. «По улице моей который год, «Два гепарда»): «Свирепей дружбы в мире нет любви» («Наскучило уже…»).
Лирика Беллы Ахатовны Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них: «В той тоске, на какую способен», «Однажды, покачнувшись на краю», «Случилось так…». О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме («Не плачьте обо мне! Я проживу…» — «Заклинание»), но чаще в стихах о поэзии, самом процессе творчества, занимающих в ее творениях очень большое место. Творчество для этой поэессы — и «казнь», «пытка», и единственное спасение, исход «земной муки» (стихотворения «Слово», «Ночь», «Описание ночи», «Так дурно жить); вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость «словесности и совести» у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования.
В сборнике «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия, 1989) поэтический герметизм, описание уединенных прогулок, «ночных измышлений», встреч и расставаний с заветными пейзажами, хранителями тайны, смысл которой не расшифровывается, сочетается с социально-тематическим расширением поэтического пространства: появляются обитатели пригородных предместий, больниц, неустроенные дети, боль за которых Ахмадулина претворяет в «соучастье любви».
Белла Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов (Г. Табидзе, С.Чиковани, А.Кандаладзе, М. Квиливадзе и др.) и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам [«Сны о Грузии», Тбилиси, 1977; полностью вошли в книгу воспоминаний и эссе «Миг бытия» (Москва, 1997)]. Рассказ «Много собак и собака» напечатан в неофициальном альманахе «Метрополь» (1979).
На протяжении многих лет Белла Ахмадулина писала литературные портреты людей, которые, как она говорила, «повлияли на ход и склад моей жизни». А среди них А. Ахматова, Б. Пастернак, П. Антокольский, Б. Окуджава, В. Набоков, Вен. Ерофеев, С. Довлатов, В. Высоцкий, А. Тышлер, М. Плисецкая… На страницах этой книги не только современники поэта, но и его предшественники – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М.Тютчев, М. И. Цветаева. И о каждом, с кем была знакома или лишь мечтала иметь знакомство, Б. Ахмадулина рассказывает с восхищением и любовью, бесконечно радуясь тому, что природа одарила их уникальным талантом.
Стихи Ахмадулиной отличает особая музыкальность и тонкий лиризм, и неслучайно некоторые из них стали песнями, объединив две родственные стихии – поэзию и музыку. Знаменитое стихотворение «По улице моей …» написано Беллой Ахмадулиной в 1959 году и, положенное на музыку, было представлено в фильме «Ирония судьбы, или «С легким паром! » впервые появившемся на экранах 1 января 1976 года, как раз в то время, когда Ахмадулина начала терять своих друзей одного за другим.
Фрагмент из фильма «Ирония судьбы» с песней «По улице моей который год…»
Одним из популярнейших романсов, которые прозвучали в кино, стал «А напоследок я скажу» из фильма «Жестокий романс».
Кинематографический опыт Ахмадулиной принес ей новую порцию народной любви. В 1964 году она сыграла, по сути, саму себя: в ленте Василия Шукшина “Живет такой парень” Белла Ахатовна исполнила роль молодой журналистки, вложив в образ весь свой опыт работы в “Литературной газете”. Позже фильм был отмечен “Золотым львом” на Венецианском кинофестивале.
Спустя шесть лет Ахмадулина снялась еще в одном фильме “Спорт, спорт, спорт”, в котором помимо постановочных сцен присутствовали высказывания о спорте известных людей. В картине в авторском исполнении звучат стихи Ахмадулиной “Ты человек! Ты баловень природы…” и “Вот человек, который начал бег…”.
В фильме «Ключ без права передачи» Белла Ахмадулина снялась в роли декламатора стихов на улице у Пушкинского дома на Мойке в день 139-летия со смерти поэта. Она читает своё стихотворение «Дачный роман».
Награды и премии Б. А. Ахмадулиной
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность;
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 ) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы;
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 г. (6 июня 2005 года) — за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии;
Обаяние творчества Ахмадулиной уже более полувека подчиняет себе ценителей истинной поэзии, даря им радость соприкосновения с прекрасным. Её творчество, уходящее корнями в богатейшую традицию отечественной литературы, стало одним из самых ярких и значительных явлений в русской словесности второй половины XX столетия. Стихи Ахмадулиной своеобразны по художественной манере, емки по образности и мысли. «Сокровищем русской поэзии» и «лучшим в русском языке» назвал ее Иосиф Бродский. Белла Ахмадулина писала о вечном и личном. Она жила любовью, окружала себя любовью и писала о любви. Любовь для Ахмадулиной — и смысл существования, и нечто естественное, незаметно, бессловесно пронизывающее весь мир.
Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А.В.