24 августа отмечает свой 75-й день рождения известный бразильский прозаик Пауло Коэльо. За писателем закрепилось звание «человека новой эпохи». Коэльо отличается своеобразным видением мира и непоколебимым оптимизмом. Его вклад в литературу высоко ценят деятели литературы, культуры, политики, миллионы читателей. Романы Коэльо, переведённые на 52 языка, читают в более чем 140 странах мира. Каждая новая книга писателя производит сенсацию и неизменно пользуется успехом среди самых разных категорий читателей. Сейчас на счету бразильского писателя более 20 романов, а его «Алхимик» — одна из самых популярных книг в мире. Приглашаем вас на книжное знакомство «Алхимик современной литературы Пауло Коэльо».
В чем секрет успеха Пауло Коэльо? Секрет, простой как музыка — мерцающий то в притчах, то в улыбках и словах героев, то в дыхании ветра, то в монетах древнего клада, — секрет, который скрыт в каждой странице… Магия художника слова завораживает, а сюжеты пленяют красотой и мудростью. Его книги вдохновляют миллионы читателей по всему миру, заставляют поверить в чудо и дают надежду на светлое будущее.
Коэльо всегда неизменно оставался верен самому себе и своему творчеству. «Свои книги я пишу для себя и сам про себя. История человечества — история одного человека» – говорит он.
Родился будущий писатель в Рио-де-Жанейро в благополучной семье инженера Педру и Лижии Коэльо 24 августа 1947 года. Родился он — и в этом особый предмет его гордости — в тот же день, в тот же месяц и под тем же знаком, что и его литературный кумир, Хорхе Луис Борхес, только гораздо позже. Зная наизусть множество стихов Борхеса, совсем еще юный Коэльо решил познакомиться со своим кумиром лично, сел в автобус в Рио-де-Жанейро и за сорок восемь часов добрался до Буэнос-Айреса. Разыскать Борхеса было делом нелегким, но, наконец оказавшись с ним лицом к лицу, Коэльо лишился дара речи. Он взглянул на Борхеса и подумал: «Кумиры не разговаривают». И вернулся обратно в Рио-де-Жанейро.
Мать называла Паулито «наш маленький Будда» — так боготворили его в семье. У неё была мечта, что сын станет инженером, как его отец, таким же благонадёжным и правильным. Но ребёнок, едва научившись писать и читать, заявил, что хочет сочинять книги. В подростковом возрасте его поместили в психиатрическую лечебницу собственные родители, потому что считали бунтарское поведение признаком безумия. По настоянию родителей он учился на юриста, но со скандалом бросил университет. Его мечтой были путешествия и он начал с исследования континента Южной Америки.
За годы своей жизни Коэльо испытал немало невзгод, взлетов и падений. В 1969 году он бежал к «детям цветов» — хиппи. Бродяжничал, писал статьи для подпольных газет и журналов, читал Ленина и Маркса, увлекся учением Карлоса Кастаньеды… От пережитого и прочитанного рождались анархические стихи, которые подхватили звёзды бразильского рока и к двадцати пяти годам Коэльо стал самым знаменитым поэтом — песенником в Бразилии. Позже он сидел в тюрьме, где его даже пытали. Чтобы спасти свою жизнь и выйти из тюрьмы, Коэльо заявляет о своём сумасшествии, начинает неадекватно себя вести. Его признают невменяемым и отпускают.
Хиппи, журналист, рок-звезда, актер, драматург, театральный директор и телевизионный продюсер — эта ураганная жизнь закончилась в 1982 году во время поездки в Европу. Бразильский писатель проделал пешком путь длиной в семьсот километров по древней средневековой дороге в Компостеллу, куда до сих пор стекаются последователи христианского учения. В своей первой книге «Дневник мага» писатель поделился этими сокровенными впечатлениями. «Дневник мага» или «Паломничество», как еще называют эту книгу — это описание путешествия , пройденному миллионами пилигримов со времен средневековья. В своем поиске Коэльо встречает мистических проводников и демонических вестников, учиться понимать природу истины, для обретения Силы с ритуалами мистического Ордена RAM.
Вскоре за первой книгой последовала и вторая – «Алхимик», принесшая автору мировую известность. Роман был поставлен в один ряд с такими мировыми бестселлерами, как «Маленький принц» Сент-Экзюпери и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха. В 2009 году Пауло Коэльо попал в Книгу Рекордов Гиннеса как автор самого переводимого в мире романа.
Роман раскрывает жизненную философию самого автора. Философию, к которой он шёл на протяжении многих лет. «Алхимик» — философская сказка о странствиях молодого пастуха Сантьяго. Отправившись к египетским пирамидам в поисках сокровища, Сантьяго проходит длинный путь. Он находит сокровище и обретает себя. Идея романа заключена в словах царя Мельхиседека, когда он обращается к пастуху Сантьяго: «Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого». Ключевое понятие в романе «Алхимик» — «Свой Путь». Это высшее предназначение человека, уготованное ему Господом на Земле. «Кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно захочешь, то непременно получишь, ибо желание родилось в душе Вселенной. Это твоё предназначение на Земле».
Но почему не у всех сбываются мечты и желания? Этому, по мнению Коэльо, мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с детства внушают: то, чего он больше всего желает, просто неосуществимо.
Если же человеку хватит мужества не отказаться от борьбы за свою мечту, его ожидает второе испытание — любовь. Зная, чего хотел бы добиться или испытать в жизни, он вдруг задумывается о том, что может причинить боль своим близким, и отказывается от мечты.
Когда же человек осознает, что любовь не преграда, а опора в пути, его подстерегает третье препятствие — страх неудач и поражений, ведь тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, если что-то не получается.
А когда человек извлёк свою мечту со дна души, питая её силой любви и не замечая рубцов на сердце после трудной борьбы за её воплощение, и в конце концов понял, что мечта вот-вот осуществится, его ожидает последнее препятствие — cтрах перед исполнением сокровенного желания.
И только сумевший пройти все четыре испытания постигнет смысл своего пребывания здесь, на Земле. Об этом в символической форме и повествует роман «Алхимик».
Добиться воплощения своей Судьбы — вот главная мысль, которую несёт «Алхимик». «Поступай так, как велит тебе сердце, и Господь будет доволен… Секрет счастья в том, чтобы видеть всё, чем чуден и славен мир, и никогда не забывать о двух каплях масла в чайной ложке»,- пишет Коэльо.
«На берегу Рио-Пьедро села я и заплакала» — это первый из романов трилогии «В день седьмой», куда входят также «Вероника решает умереть» и «Дьявол и сеньорита Прим». Это роман о Любви. О том, что она — главное в нашей жизни, что через любовь можно точно так же прийти к Богу, как и через служение ему в роли монаха-чудотворца. Это роман о Выборе. И двое любящих молодых людей его совершают.
Тема романа «Вероника решает умереть» (1998) — запрет на отличие от остальных. Нужно быть как все, нельзя быть другим, иначе тебя будут считать безумцем.
«Одиннадцатого ноября 1997 года Вероника окончательно решила свести счёты с жизнью. Она тщательно убрала комнату, которую снимала в женском монастыре, почистила зубы и легла в постель… Со столика в изголовье она взяла таблетки — четыре пачки снотворного…Через пять минут все пачки были пусты…».
Однако попытка свести счёты с жизнью не удалась, и сознание возвращается к девушке в стенах местной психиатрической клиники. От лечащего врача она узнаёт, что жить ей осталось не более недели: ударная доза снотворного дала осложнения на сердечную мышцу…
Но именно в эти дни в сознании девушки происходит переворот, и, поскольку терять уже нечего, Вероника позволяет себе то, на что раньше не решилась бы: даёт пощёчину обидевшему её мужчине, выставляет за дверь подругу, не задумываясь о том, обидит её этим или нет, играет на фортепиано, хотя не подходила к инструменту уже много лет.
Глядя на девушку, которая должна была скоро умереть, окружающие её люди, пациенты, открывали для себя что-то новое, принимали судьбоносные решения. Например, Мари. Успешный адвокат, она заболела синдромом паники и, потеряв работу и семью, попала в клинику. Добровольно, чтобы спрятаться от мира, который причинил ей столько страданий. Но, наблюдая за Вероникой и перенимая её мучительный опыт, увидев смерть в лицо, Мари решила бороться и уйти из клиники, чтобы вернуться к нормальной жизни.
Или Эдуард. Будучи ребёнком, он отказался идти по стопам успешных родителей, выбрав иной путь, и мама с папой, манипулируя его любовью к ним, заставили сына отказаться от мечты. В результате Эдуард стал шизофреником, и любящие родители поместили его в лечебницу, т.к. их карьера не предполагала возни с больным сыном…
Внезапно вспыхнувшее чувство рождает в сердцах двух молодых людей, Вероники и Эдуарда, желание жить, и Вероника, убегая из клиники, решает умереть там, где ей хотелось. Но девушка не знала, почему осталась жива, и подумала, что свершилось чудо. Однако на самом деле лечащий врач Вероники просто не успел рассказать ей об эксперименте, ставшем темой для его научной работы. Путём инъекций купороса, которые он выдавал за уколы успокоительных средств, врач симулировал Веронике сердечные приступы, и она, испытывая боль, думала, что её сердце вот-вот остановится. Но ничего опасного для жизни пациентки не происходило.
Так неужели человек должен пройти через ад, чтобы суметь понять ценность жизни? Коэльо утверждает: мы сами хозяева своей судьбы, ибо жизнь всегда даёт возможность стать лучше, после того как мы приняли решение измениться. Вопрос лишь в том, сможем ли мы жить в обществе, которое, как известно, расправляется с бунтарями и делает оригиналов изгоями…
Коэльо взывает к тем, кто считает, что уже состоялся как личность. К тем, кто не уверен в себе, но не потерял надежды. К тем, кто её потерял или никогда не мечтал достичь больше, чем имеет. Ко всем людям, напоминая, что жизнь — великий дар и им нужно распоряжаться бережно…
Книга рассказывает о том, как вырваться из оков, надетых на нас обществом, и испытать свободу. Даже если вы находитесь в заточении, ваш разум способен бросить вызов концепциям здравомыслия и открыть для себя разницу между настоящей жизнью и простым существованием. В 2012 роман «Вероника решает умереть» был экранизирован и пополнил список лучших фильмов по мотивации и самосовершенствованию.
Тема борьбы Добра и зла – главная в романе П. Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» (2000) Это книга об ангеле и дьяволе, которые стоят у каждого человека за спиной и влияют на его жизнь. Рассказывая эту историю, автор превратил Эдемский сад в небольшую деревню в горах, дремлющую в мирном блаженстве, а запретный плод — в золотые слитки. В качестве Змея-искусителя выступает элегантный путешественник, который выбирает своим посредником Шанталь Прим — молодую и красивую официантку. Коэльо анализирует и играет своими персонажами, как марионетками в этом мире теней, где смерть не ограничивается кладбищем, а остается тесно связанной с жизнью. Читателю предстоит ответить на несколько важных вопросов: хороший или плохой человек по своей сути? Интересуется ли Бог судьбой людей?
Роман начинается с вторжения в обыденный ход жизни обывателей небольшого городка Вискос некоего чужеземца, появление которого — событие для скучающих от однообразия местных жителей. Чужестранец ставит перед ними проблему выбора: он даёт им неделю на размышление, по окончании которой люди должны (если пойдут на это) совершить убийство и получить за это десять слитков золота, причем выбор жертвы — за ними.
Жители городка, корчась одновременно от страха и желания завладеть золотом, начинают выбирать жертву. Кто же это будет? Местный священник, предложивший себя на роль мученика, сеньорита Прим, виновная в том, что именно она взвалила на плечи города эту ношу, или старуха Берта, самая пожилая из местных обитателей и, по слухам, ведьма?
В роли искушающего людей дьявола у Коэльо представлен разочаровавшийся в жизни господин, потерявший свою семью от рук террористов и мучивший себя вопросом: виноват он в трагедии или у него был выбор, который он не смог сделать? «Хочу знать, что произошло там, где находились террористы и заложники, хоть на долю секунды, противоборство добра и зла, поединок, в котором добро могло взять верх… Городок получит то, чего я был лишён,- возможность выбора». Зло как таковое творит не сатана, а человек, и жители Вискоса в погоне за золотом превращаются в движимую инстинктом толпу: они решают убить ни в чём не повинную Берту.
На примере главной героини Шанталь Коэльо показывает, что каждый человек сам вправе сделать выбор. И когда свет зарождается в чьей-то душе, он может разрушить замыслы самого дьявола: «Добро никогда не может быть совершено грязными руками. Жизнь каждого важна и ценна, на смерти хотя бы одного человека никогда не построишь рай. Алчность и жадность могут быть спрятаны глубоко, но в самый неподходящий момент они готовы вырваться наружу. Лишь заглянув внутрь себя, прислушавшись к своей душе, мы можем сделать правильный выбор…».
Шанталь бросает вызов обезумевшей толпе Вискоса и спасает бедную Берту. Сеньорита Прим прошла испытание, выдержала битву, происходившую в её душе, и, хочется верить, обрела Свой Путь. « Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердцах людей, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны»,- говорит Пауло Коэльо.
Коэльо дважды приезжал в Россию (2002 и 2006г.) Во время одной из поездок он совершил семнадцатидневное путешествие по Транссибу. Писатель посетил Москву, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Владивосток – и везде встречался с читателями, дарил им свое внимание и раздавал автографы. И они платили взаимностью – любовью к его книгам и признанием его творчества. Пауло Коэльо принял участие в нескольких ток-шоу, из которых заметной стала передача «Принцип домино», о нем был снят и показан документальный фильм. Коэльо принимал активное участие в Московской книжной ярмарке, проводил пресс-конференции и встречи с читателями. Также писатель встретился с президентом нашей страны В. В. Путиным.
Коэльо принимал активное участие в Московской книжной ярмарке, проводил пресс-конференции и встречи с читателями. Также писатель встретился с президентом нашей страны В. В. Путиным. Пауло Коэльо принял участие в нескольких ток-шоу, из которых заметной стала передача «Принцип домино», о нем был снят и показан документальный фильм.
В апреле 2004 года писатель посетил Казахстан. Результатом поездки стал роман «Заир» (2005). Это роман — исповедь, роман- откровение, главный герой которого, немолодой писатель- мистик, напоминает самого автора. Арабский образ «захир» (в пер. с арабского означает «мудрец», «провидец») используется для описания идеи, которая постепенно становится навязчивой. Заир — это смысл существования, навязчивая идея, «святость или безумие».
Заир у каждого свой, но, увидев его однажды, забыть и думать о чем-то другом уже невозможно… Именно Заиром становится для главного героя его жена Эстер. Военная журналистка, вернувшаяся из Ирака и стремящаяся раскрыть миру жуткие тайны, и всемирно известный писатель, размышляющий о смысле своей жизни. Они думают, что стремятся к разному, но в сущности идут к одному и тому же. Одержимость подкрадывается к ним незаметно, но жалит смертельно. В начале романа Эстер таинственно исчезает: её увела любовь, но не к другому мужчине. Просто их чувство, измотанное повседневностью, стало напоминать привычку, и мудрая женщина во имя спасения любви бежит на край света.
Весь роман — путь к пониманию писателем поступка жены, и путь этот в финале завершается встречей двух любящих людей, новым обретением ими друг друга. Поиски Эстер для писателя не просто географическая проблема. Найти любимую — значит понять её, оказаться на общей с нею душевной волне. Чтобы сблизиться — нужно расстаться, чтобы стать собой — нужно забыть, кем ты был до этого. К такому выводу приходит писатель в конце книги. Только вдали от европейской цивилизации, в казахстанской степи, герой смог постичь глубинную сущность любви, жизни и смерти.
Роман богат символикой, обрядами кочевого народа, знамениями и знаками. Здесь и автомобильное происшествие, и видение Девы Марии и парящей в воздухе девочки. Все герои находятся в контакте с Вселенной, все пронзены энергией любви, а книга в целом — письмо изысканными контурами, внутри которых — философский каскад высказываний о смысле жизни, наполненной любовью, и бессмыслице её без любви. Кризис семейных отношений переходит в план кризиса саморазвития, когда на определённом жизненном этапе личность точно «мумифицируется», достигнув всего необходимого с точки зрения социума: дом, семья, дети, счёт в банке. Главный герой «Заира» однажды произносит фразу, которая, по сути, отражает идею романа: «Смерть застала его в живых…» Эта эпитафия — своеобразный знак тем, кто до последнего вздоха хочет оставаться «живым».
Роман «Заир» — о жизни и смерти, о трудном Пути поиска гармонии с самим собой и миром, это роман о любви, что выдержала все испытания, и, наконец, о творчестве писателя, из личного опыта которого рождаются великие книги. «Не торопись, ешь в час еды, а придёт час пути — отправляйся в путь»,- говорит П. Коэльо.
Пауло Коэльо является одним из немногих писателей, которые всегда поражает своей неординарностью повествований. Главный герой романа «Победитель остается один» — Игорь. Он красив, богат, успешен, но жена бросила его, и эту боль он не может заглушить. Игорь отправляется на гламурный Каннский кинофестиваль в надежде вернуть любовь. Он поклялся уничтожить целые миры, чтобы вновь обрести свою возлюбленную. «Победитель остается один» — это глубокое размышление о силе личности и тщеславных мечтах, которые создает и направляет общество роскоши и успеха. Ловко сплетая истории персонажей, Пауло Коэльо в своем двенадцатом романе рисует правдивую картину мира гламура и показывает нам возможные катастрофические последствия одержимости славой.
Писатель продолжает писать романы и притчи. Последними выпущенными книгами стали «Адюльтер», «Любовь. Избранные высказывания» и «Мата Хари. Шпионка».
С книгами П. Коэльо вы можете ознакомиться с помощью виртуальной книжной выставки
Чему учат книги Коэльо? Писатель отвечает: «Не думаю, что мои книги вообще чему-то способны научить. Вообще книги — это лишь катализатор, который помогает людям вспомнить то, что они уже давным-давно знают. В своих книгах я просто говорю о том, в чем многие боятся себе признаться. Тому, кто испытывает чувство разочарования в самом себе после моих книг, я скажу: «Поверь, что ты не одинок! Таких, как ты, много. Просто вспомни свою мечту или цель и иди к ней своим собственным путем. Потому что только так ты можешь чего-то добиться».
Среди многогранных работ Пауло Коэльо каждый найдет для себя те произведения, которые войдут в резонанс с его чувствами и мыслями, вдохновят на новые свершения. Бразильский писатель очень тонко умеет затронуть самые сокровенные струны души, так что каждый находит в его книгах отголоски собственных сомнений и переживаний. Пастух Сантьяго, сеньорита Прим, Вероника, Писатель и Эстер — каждый из них ищет свой Путь, воплощение своей судьбы, но все они пронзены энергией любви и в поисках её постигают истинный смысл своей жизни. У каждого человека на Земле, говорит Коэльо, есть свой уникальный путь, на котором он обретёт подлинное счастье в этой жизни. А к своей цели человек идёт через свою дверь, и никто не сможет ему в этом помешать, т.к. ключ Его души идеально подходит к замку только Его пути…
Уже много лет личностью и творчеством Пауло Коэльо интересуется весь мир, одни жаждут его мудрости, другие ищут в нем недостатки. И каждый находит то, что хочет. И тем не менее его личность остается покрытой тайной. Какой он? Что в нем человеческое, что духовное, что магическое? Предлагаю к прочтению книгу Евы Васиной «Магическое путешествие с Пауло Коэльо«, которая имеется в фонде нашей библиотеки.
Васина Е. Магическое путешествие с Пауло Коэльо: роман/ Ева Васина. – Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, 2017.- 366 с.
Молодая журналистка вытянула счастливый билет – её взяли в удивительное путешествие на Транссибирском экспрессе из Москвы во Владивосток в обществе знаменитого бразильского писателя Пауло Коэльо. Для героини Евы Васиной, весьма схожей с писательницей, была предоставлена особая преференция: всегда быть при маэстро в роли некоего помощника и проводника, необходимого для поиска мистического Пути к самому себе.
«Действительно ли он маг, знающий тайны человеческой души, или же это мистификация? Я постараюсь ответить на эти вопросы. Он раскрылся передо мной во многих ипостасях – как маг, мужчина, человек, друг. И до сих пор остается таковым, несмотря на то, что прошло столько лет. Я благодарю Бога за опыт, который позволил и мне выйти на совершенно другой уровень понимания себя, мира и людей».
Ждем Вас за понравившейся литературой!
Подготовила ведущий библиотекарь А. В. Жукова