Здравствуйте, дорогие друзья!
Опыт первых лет работы Лицея остался в истории русской школы как масштабный и успешный эксперимент по созданию элитарного учебного заведения. Первые годы существования Лицея — это вообще золотая пора нашего просвещения и изучать её следует непрестанно, но и в последующие девяносто лет Лицей был образцовым учебным заведением, собравшим лучшие образцы российской научной мысли, отражавшим направления образовательной политики русских монархов, а также Управления военно-учебных заведений и Министерства Народного Просвещения. 19 октября 2021 года сотрудники Библиотеки имени Т.Г. Шевченко приглашают стать участниками Литературного вечера «Пушкин среди книг и друзей», посвящённое знаменательному событию – 210 лет со дня основания Царскосельского Лицея и эта дата весьма значима для любого творческого объединения.
Слово «лицей» происходит от греческого «ликей» или «ликейон» – древнегреческая школа в Афинах, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и существовавшая около восьми столетий. Свое название она получила от храма Аполлона Ликейского, возле которого и размещалась. Античный термин «ликейон» возродился во Франции в конце XVIII века для обозначения нового типа высших общественных школ. В 1781 году в Париже этим древним наименованием был назван первый университет «для светских людей».
Позже лицеи как учебные заведения появились во многих странах Западной Европы. В России это были привилегированные заведения для детей дворян. Перед ними ставилась задача подготовить высших государственных чиновников для всех ведомств.
Первый в России лицей был открыт в 1811 году в Царском Селе.
Этот праздник отмечают в октябре, потому что истинная дата сквозит в поэзии Пушкина: 19 октября.
И 19 октября 1811 года Лицей открыл свои двери для первого курса — для Александра Сергеевича Пушкина и Александра Михайловича Горчакова, для Ивана Васильевича Малиновского и Вильгельма Карловича Кюхельбекера, для Владимира Дмитриевича Вольховского и Антона Антоновича Дельвига… Всего их было тридцать — первых лицеистов.
Дух вольномыслия царил в лицейской республике. Но в то же время огромное значение придавалось учению.
Вставали лицеисты в шесть утра, шли на молитву. Евангелие читали по очереди. С семи начинались уроки, и только в девять – чай с белой булкой и прогулка (кстати, гуляли в любую погоду). С десяти до полудня — снова классы. Затем прогулка и обед (из четырёх блюд), чистописание и рисование. С трёх до пяти – классы. После полдника и прогулки — повторение уроков. В половине девятого – ужин, в десять – молитва и сон. По средам и субботам – танцы, фехтование. Все посещали занятия по духовному пению.
Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную экскурсию по залам, учебным классам и комнатам лицеистов. Это даст представление о жизни, быте и учебе воспитанников:
Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватель российской словесности Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему.
…Шесть лет без единого отпуска пробыли в стенах Царскосельского лицея его воспитанники. В летние месяцы «первым и почти единственным удовольствием» для них были «вечерние гулянья, в саду музыка, иногда театры».
В Царскосельском лицее, где учился поэт с 1811 по 1817 год музыку и пение преподавал композитор и музыкант Теппер де Фергюсон. Именно он заложил основы музыкального воспитания Пушкина и его друзей. Сокурсник М.А.Корф вспоминал: «Теппер хороший учитель пения, большой оригинал, человек образованный и приятный, нам нравились его беседы и его классы».
Лицеисты любили «сладкогласную гитару» и песни, исполнявшиеся хором. Двое юношей были высоко одарены музыкально. Один из них Н. А. Корсаков, прекрасный певец, безвременно погибший, и второй — М. Л. Яковлев, впоследствии талантливый композитор; песни его исполняются и в наше время. В своих лицейских стихах «Пирующие студенты» (1814) Пушкин обращается к Н. А. Корсакову:
Приближъся, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
В лицее молодой Пушкин продолжал жадно тянуться к русской народной песне. Из «Дневника» Кюхельбекера мы узнаем, что книга старинных русских песен Кирши Данилова уже в 1815 году была в библиотеке Лицея*. Несомненно, Пушкин был знаком с этой книгой. Однако по-прежнему много давало ему общение с народом.
В лицее была больница, замечательная библиотека. Её основу составили книги, переданные из Александровского дворца (император Александр Первый подарил свою юношескую библиотеку). В Лицей поступали все лучшие отечественные и зарубежные издания. Выписывались газеты и журналы.
Представляем Вашему вниманию виртуальный показ литературы «Историей дышит каждая строка», которая позволит больше узнать о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Шалости и прозвища лицеистов…
С самого начала открытия в Царском Селе первой дворянской высшей школы в России — взял верх дух энергичного озорничества, что даже первый званый обед закончился — игрой в снежки. Затем, были распространены следующие шалости лицеистов: украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Санкт-Петербург.
Ещё, лицеисты устраивали дуэли — на пистолетах, к счастью, заряженных клюквой. Из-за этих шалостей были даны следующие прозвища: «Француз» — Пушкин, «Франт» — Горчаков, «Жанно» — Пущин, «Кюхля» — Кюхельбекер, «Тося» — Дельвиг.
Телесных наказаний не было, но за провинность могли ставить на колени. Пушкин отстоял две недели – за утренними и вечерними молитвами.
Подросток Пушкин, порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено-веселый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый… 31 мая 1817 года заканчивает Лицей:
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу,
С волненьем гордых, юных дум.
Судьба бывших лицеистов сложилась по-разному: кто-то из них стал известным дипломатом, кого-то отправили в ссылку, но о годах юности, проведенных вместе, они никогда не забывали. Пушкин старался встречаться со своими друзьями, а если не мог, праздновал День рождения Царскосельского Лицея в одиночестве.
В качестве иллюстрации к данным беседам предлагаем Вашему вниманию презентацию «Лицейское братство».
Мероприятие подготовила: Наседкина А.В.