
Уважаемые читатели, приглашаем Вас на историко — литературный час, посвященный Дню Воинской славы России — Бородинскому сражению. Отечественная война 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией длилась полгода: она началась 24 июня, а завершилась 26 декабря (12 июня и 14 декабря соответственно по старому стилю).
Особое место в военной кампании 1812 года занимает Бородинское сражение – одно из самых кровопролитных сражений этого периода, хотя и длилось оно всего лишь 1 день. В этой битве погибло 40 российских генералов, получил смертельное ранение Багратион. Бородинская битва показала реальные возможности русского оружия, силу духа русской армии. Наполеон писал: «Из всех сражений самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжать право быть непобедимыми».
Отечественная война 1812 года величественно возвышается над всеми остальными событиями XIX века. Она стала предметом большого числа не только научных трудов историков, но и художественных произведений в области литературы, живописи, музыки, театра и кинематографа.
Четыре тома, тысячи страниц и сотни персонажей — все это о романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Его сюжет в общих чертах знает, наверное, каждый. Эпопея Льва Толстого – это литературная вселенная. Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Лев Николаевич стремился показать войну глазами ее участников, современников. В начале третьего тома он говорит, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в этой войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия.

Толстой был знаком с войной не понаслышке. Он служил офицером артиллерии во время Крымской войны, где стал свидетелем и участником сражений, в том числе битвы за Севастополь. Свой опыт Толстой использовал при написании батальных сцен «Войны и мира».
Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, – указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, – я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства.
Два дня Толстой пробыл в Бородине, объехал поле боя. Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», – записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.
«Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было»,- писал Лев Николаевич жене.
Бородинская битва очень детально представлена в романе: это дает основания даже изучать военные события 1812 года по произведению писателя. Бородинской битве отведено более 20 глав книги. Детализация описания военного столкновения писателем позволяет перемещаться из ставки французов к русским, от батареи Раевского до полка, где воевал Болконский.

Лев Толстой начинает повествование о Бородино с конца лета 1812 года. В последнюю неделю лета Бонапарт продвигался в направлении Бородино и не увидел, что россияне расположили войска между Утицей и Бородинским полем. Начало битвы ознаменовано случайностью: французская армия случайно раскрыла позицию Шевардинского редута и бой начался.
Наполеон ослабил позиции русских, переведя армию через реку. 25 августа – день молчания и тишины, ну а 26 числа началось непосредственно сражение при Бородино. Наполеон бросает вызов Кутузову, а российский полководец принимает его. Кутузов выступает в контексте Бородинского сражения фигурой положительной. Он един с войском, солдатами.Кутузова беспокоят жизни солдат, судьбы обычных людей.

Кутузов у Льва Толстого не суетится, он доверяет людям проявлять инициативу, где это нужно, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.
«Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему».
Главнокомандующий понимает, что единственный способ выиграть войну, а не битву, – это избрать стратегией гамбит. Шахматным ходом Кутузова стало взятие Москвы войсками Наполеона. Однако этим французы подписали себе приговор.
Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир», решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.
Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, ничего не понимающего в военном деле, но воспринимающего все происходящее сердцем и душой патриота . Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве ему оставаться невозможно. Пьер хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России.

26 августа – в день Бородинского сражения – глазами Пьера Безухова мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск… Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это… было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это – тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.
«Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».
Здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения.
Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, – он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.
Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Л. Н. Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.
«Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».
Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских: «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, была одержана русскими под Бородиным».

Мероприятие подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.