Донские юбиляры

Добрый день, уважаемые читатели! Донская литература — это особое явление в многогранной культурной жизни нашей Родины. Тихий Дон, несущий свои воды из российских глубин в южное море … Изумрудная накидка зелени на просыпающейся весенней земле и бело-розовый иней цветущих садов… Золотые разливы колосьев и гнущиеся от тучных плодов ветви деревьев… Щедрая, добрая донская земля приносит и другие дары — талантливых поэтов и писателей, которые отдают свой дар родному краю, воспевая его в стихах и прозе.

Сегодня мы расскажем вам о трех известных представителях донской литературы, у которых в 2021 году юбилейные даты. Это Анатолий Владимирович Софронов, Александр Михайлович Суичмезов и Василий Петрович Гнутов. Предлагаем вашему вниманию литературное ассорти «Донские юбиляры».

Лучше всего о писателях могут рассказать их книги, поэтому предлагаю начать знакомство с с писателями с виртуальной книжной выставки.

Южный степной край по-разному вошел в судьбы писателей. Для многих это была их малая родина и с ней они связали свое творчество. Софронов и Суичмезов – поэты, драматурги, главные редакторы журналов. Анатолий Софронов обосновался со временем в столице. Он известен тем, что создал знаменитую библиотеку «Огонек» и написал несколько культовых песен. Александр Суичмезов из Ростова никуда не уезжал; его все знают, как одного из самых лучших краеведов Дона. Роднит этих людей одно – они очень любили столицу Юга России – наш Ростов-на-Дону.

Софронов и Суичмезов – ровесники. Путь в литературу начинали с рабочей профессии. Оба окончили в Ростове филологический факультет. Во время войны надели военную форму. Оба – партийные деятели. Оба воспевали социализм. Оба отстаивали интересы советского государства. Оба в свое время прославились своими пьесами. Софронова и Суичмезова называли в перестроечный период партийными функционерами и приспособленцами. А писать они, мол, вообще не умели! Это, конечно, неправда. Спектакль Ростовского драматического театра по пьесе Суичмезова  показали по центральному телевидению, а софроновский «Брянский лес…» звучал из каждого патефона.

Софронов Анатолий Владимирович

Поэзия Анатолия Софронова – вся от Дона, вспоена и окрылена им. Он начал свой творческий путь как донской поэт и до конца оставался донским поэтом, верным родному краю, хотя много лет жил в Москве, изъездил все материки земного шара. Ни один поэт не посвятил Дону столько песен, сколько он. Перед войной, а особенно  в военные и послевоенные годы широкую популярность приобрели песни на его стихи: «Шумел сурово брянский лес», «Ростов-город, Ростов-Дон», «От Волги до Дона» и др. Композиция «Ростов-город, Ростов-Дон» (музыка Матвея Блантера) является гимном Ростова-на-Дону.

А. В. Софронов родился 6 (19) января 1911 года в Минске в семье начальника Харьковского полицейского управления. Отец — Владимир Александрович Софронов, происходил из донской казачьей семьи. Дед поэта, Александр Иванович Софронов, потомственный донской казак, занимал видное положение в судебной администрации Области Войска Донского. Детские и юношеские годы Софронова прошли преимущественно в казачьей среде — сначала, с 1917, в станице Усть-Медведицкой (ныне г.Серафимович), а затем в Новочеркасске (до 1921) и Ростове-на-Дону (с 1921; здесь он жил, учился и работал до начала Великой Отечественной войны): «Донские степи, необозримые их просторы, станицы и хутора, бурная история казачества — все это дорого и близко…» Анатолий работал на заводе «Ростсельмаш», был фрезеровщиком, слесарем, секретарём редакции заводской газеты. Позже Софронов не раз подчеркивал, что Ростсельмаш стал для него «хорошей школой жизни». Атмосферу тех лет хорошо передает стихотворение Софронова «Новый цех» (1930), где есть такие строки: «Мы машинами степи накормим. / Будет день — этот день будет наш. / Мы заменим слова «Мак Кормик» / Большевистским словом «Сельмаш». В 1937 году он окончил литературный факультет Ростовского педагогического института. Начал печататься с 1929 года. В 1934 году вышла его первая книга стихов «Солнечные дни». В этом же году он принял участие в Первом съезде советских писателей, где был лично представлен Максиму Горькому. Дальше карьера молодого поэта стремительно пошла вверх. В 1938 году Анатолий Софронов участвовал в съемках документального фильма о Шолохове, с которым в те годы особенно сблизился.

В 1940 году Анатолиий Сафронов был принят в ВКП(б). В годы Великой Отечественной войны работал специальным корреспондентом газеты «Известия». В 1948—1953 годах был секретарём Союза писателей СССР. В 1953—1986 годах был главным редактором журнала «Огонёк».

Анатолий Софронов имел завидную многогранность таланта: он был поэтом, драматургом, публицистом. Написал около пятидесяти пьес, которые шли на сценах ростовских и столичных театров. Пьесы Софронова, основу которых часто составляли водевильные ситуации, были весьма популярны. Например, «Миллион за улыбку» ставилась только в 1960 году 6015 раз. Пьеса «Стряпуха» сыграна в 1960 году 4637 раз.

Софронов опубликовал книги очерков «Путешествие, которое хочется повторить» (1964), «Наследство» (1973) и др. Его перу принадлежит также большой роман в стихах «В глубь времени» (1971-1982). Обратившись к очень редкому в литературе жанру, Анатолий Софронов стремился через судьбу главного героя Алексея Платова (повествование ведется от его лица) показать жизнь страны от середины 1930-х до начала 1980-х.

Александр Михайлович Суичмезов

16 августа исполнится 110 лет со дня рождения Александра Михайловича Суичмезова, известного журналиста, редактора, талантливого прозаика, очеркиста, драматурга, внесшего большой вклад в культуру и развитие прессы Донского края. Родившись на Дону, в станице Усть-Белокалитвенской Донецкого округа Области Войска Донского, Александр Михайлович Суичмезов всю свою жизнь посвятил изучению родного края, и был одним из серьезных знатоков истории донского казачества, народных говоров, песен.

«Есть все основания полагать, что Суичмезов был и остаётся одним из наиболее глубоких и серьёзных знатоков истории донского казачества, донских станиц. Чутким ухом внимательного, серьёзного исследователя он улавливал и запечатлевал в памяти самые, казалось бы, неприметные оттенки донских говоров, знал множество казачьих песен, и это всё сказалось на его творчестве»  (Виталий Закруткин)

Александр Михайлович Суичмезов известен как автор книг о донском крае: «Здравствуй, Дон!», «Край Тихого Дона», «Дали Донские», «Родная Донщина», «На всю жизнь» и других. Он создал целый ряд краеведческих очерков, его перу принадлежат повесть «Из личной жизни Бориса Велихова», ряд рассказов, очерков и воспоминаний о встречах с А. С. Серафимовичем, К. А. Треневым, Н.Ф. Погодиным, композитором А. М. Листопадовым.  Суичмезов неоднократно встречался с М.А. Шолоховым, опубликовал воспоминания об этих встречах. В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранятся документы из архива А.М. Суичмезова:  фотографии, автографы М. А. Шолохова и письма читателей «Молота» с его пометками.

Александр Михайлович ярко проявил себя как драматург, создав пьесы «Ранней весной» (1959), «Диссертация» (1959), «Свежий ветер» (1963). В 1963 г., когда в Ростовском драматическом театре имени Максима Горького был поставлен спектакль «Поднятая целина» по второй части романа (инсценировка П. Демина), Суичмезов принял деятельное участие в постановке и сделал целый ряд ценных замечаний.

Александр Михайлович работал в газете «Известия», был редактором газеты «Молот» и главным редактором литературного журнала «Дон». Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, двумя орденами «Знак Почета», Большой и Малой золотыми и Большой серебряной медалями ВДНХ. Суичмезову присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР.

Предлагаю вам полюбоваться кадрами старого Ростова с помощью фильма Ростовской-на -Дону студии кинохроники (1965 г.), созданного по сценарию А. Суичмезова.

Уже после смерти А. М. Суичмезова вышли его книга «Майские дожди» (1987) и фотоальбом «В краю Тихого Дона» (1976, 1981). К произведениям донского автора и сегодня продолжают обращаться историки, краеведы, книголюбы, черпая из них интересные сведения о Донском крае.

Василий Петрович Гнутов

«Гордость земли аксайской» — так можно сказать о Василии Петровиче Гнутове.  Имя   Гнутова сегодня известно многим, его книги стали уже литературным наследием, причем не только Аксайского района и Ростовской области, но и всей страны.

Василий Петрович Гнутов родился 25 августа 1911 года в хуторе Сизов Нижне-Чирского района Волгоградской области. В его жизни тесно переплелись медицина и литература. Писать и печататься начал с 16 лет. Литература стала призванием В. П. Гнутова, но путь в неё был труден. В 30-е годы окончил Ростовский педагогический институт (филологическое отделение), работал завучем и директором в школах Азовского и Шахтинского районов, преподавал русский язык и литературу. На фронт призван не был из-за очень слабого зрения. Жизнь никогда не баловала писателя, с честью прошедшего свой нелегкий жизненный путь, в том числе сталинские репрессии. В 1945 году был осужден по 58-й статье за стихи, осуждающие И. В. Сталина и советский строй. В лагерях некоторое время работал санитаром.  Именно там, в суровой лагерной обстановке, сформировался цикл стихов и рассказов «Северная тетрадь».  После освобождения заочно окончил Краснодарское медицинское училище. С 1954 по 1982 гг. заведовал фельдшерско-акушерским пунктом в хуторе Красном Аксайского района. В этот период написаны все его основные произведения. Последние годы жил и работал в Аксае.

Благодаря своему завидному упорству и поразительной работоспособности В. П. Гнутов сумел пробиться в большую литературу в зрелые годы. Широкую известность принесла В. П. Гнутову историческая повесть «От помилования отказался», вышедшая в 1979 году, в которой автор рассказывает о самоотверженности революционеров, сознательно обрекающих себя на гибель ради великой идеи, и судьбе двадцатилетнего донского казака Василия Генералова.

В 1986 году свет увидел исторический роман «Подвиг Ермака», действие которого происходит в эпоху Ивана Грозного, и в центре которого — легендарная фигура атамана-первопроходца и поход его дружины в Сибирь. Чтобы написать этот масштабный роман, В. П. Гнутов четыре года изучал сибирские летописи и специальную научно-историческую литературу, в том числе сочинения Г. Ф. Миллера, С. В. Бахрушина, А. Д. Колесникова, Р. Г. Скрынникова и др.

В сборнике рассказов-эссе «Поэт в краю степей необозримых» он воссоздаёт картины пребывания А. С. Пушкина на Дону. Главный герой рассказов — великий русский поэт, побывавший в 1820 году в Таганроге, Аксае, Новочеркасске, Старочеркасске и других местах края. Впечатления от поездки оставили значительный след в творчестве поэта. Опираясь на воспоминания современников, произведения поэта, труды советских литературоведов, В. П. Гнутов воссоздает достоверную картину этого путешествия. В 1998 году вышло дополненное и исправленное издание этой книги.

Более 40 лет жизни отдал писатель литературному краеведению и истории донского края. Наш земляк, член Союза писателей России, скончался 20 июня 1999 года на 88-м году жизни. Василий Петрович Гнутов и сегодня доносит до читателей живое слово со страниц своих произведений.

Большой заслугой В. П. Гнутова является то, что в Аксайском музее организуют ежегодные памятные праздники в честь А. С. Пушкина. Василий Петрович неоднократно выступал на пушкинских праздниках, делясь со слушателями своими глубокими знаниями.

Ростовские библиотекари посетили почтовую станцию, в которой останавливался великий поэт.

Наиболее правдиво и доходчиво могут написать о родных местах очевидцы событий – наши земляки. Их произведения дают возможность сформировать любовь к отчему краю, воспитать понимание традиций и уважение к ним.  Вот почему мы надеемся, что не только эти произведения, о которых мы вам рассказали, но и многие другие станут для вас поистине  «домом памяти», будут близки вашим сердцам.

Подготовила Жукова А.В.