Исследователь человеческой души

Уважаемые читатели! 28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Стефана Цвейга, одного из самых популярных в мире австрийских писателей. Его произведения были одними из самых широко переводимых в двадцатые годы нынешнего столетия. Они захватывают читателя с первых строк, одаривая радостью сопереживания с первой до последней страницы. Занимательность сюжета, легкость слога, психологизм диалогов — вот слагаемые произведений писателя. Жанровая палитра Цвейга чрезвычайно разнообразна: он писал стихотворения и драмы, очерки и эссе, рассказы и поэмы, исторические репортажи. И все-таки биографический жанр наряду с психологической новеллой оказались наиболее плодотворным для писателя. О его новеллах говорили: «проникают в душу». Цвейга считали баловнем судьбы, называли «психологом страстей» и … великим пессимистом. Вероятно, потому, что сам автор пережил все муки и радости, которые могут выпасть на долю человека.

Стефан Цвейг родился в 1881 году в семье богатого фабриканта. Несмотря на строгое воспитание и многочисленные запреты, Стефан с детства разными способами добивался желаемого. «Ненависть ко всему авторитарному сопровождала меня всю жизнь»,- вспоминал Цвейг впоследствии. Он больше всего ценил духовную и личную свободу. Семья жила обычными для этой среды интересами: оперетта, художественные выставки и журналы. Неудивительно, что такая атмосфера пробудила в гимназисте Стефане тягу к сочинительству. Цвейг был натурой впечатлительной, увлекающейся. Встретившись с интересным человеком, событием, он сразу же загорался и немедленно принимался за сочинительство. С конца девяностых годов Стефан начал печатать в газетах и журналах стихи и статьи о литературе и искусстве. Будучи студентом первого курса, на собственные средства он опубликовал книгу стихотворений «Серебряные струны», вызвавшую огромный интерес читателей и критиков. Композиторы Рихард Штраус и Макс Редер писали музыку на стихотворения молодого автора.

Цвейг учился на филологическом факультете венском университете и продолжал  занятия литературой. Путеводными звездами стали для него Л. Толстой и Ф. Достоевский, а из современников — бельгийский поэт-демократ Эмиль Верхарн. Стефану Цвейгу посчастливилось не только лично познакомиться с Верхарном, но и подружиться с ним. Верхарн ввел юного Цвейга в литературные круги Парнаса и Лондона, Амстердама и Брюсселя. Эта дружба продолжалась до самой смерти бельгийского поэта.

Окончание учебы в университете и получение докторской степени открывают в жизни Цвейга период активных путешествий. Начав с Парижа и Лондона, он впоследствии съездил в Испанию, Италию, затем его путешествия вышли за пределы континента, он побывал в Северной и Южной Америке, Индии, Индокитае.

Первая мировая война, Великая Октябрьская революция в России пробудили в Стефане Цвейге интерес к истории. Цвейг присоединил свой голос к страстной проповеди мира, которую вел Ромен Роллан.  Цвейг надеялся, что совместными усилиями деятелей культуры может быть достигнут исторический прогресс в Европе. Война поначалу сильно поколебала эти надежды, но не смогла их развеять.

В послевоенные двадцатые годы все большее место среди произведений писателя стали занимать различные разновидности исторического жанра — от коротких миниатюр до толстых книг. Свои миниатюры Цвейг объединял в серии, и тогда они тоже выходили отдельными книгами — как «Строители мира» или «Звездные часы человечества». Строителями мира в них выступают выдающиеся одиночки — полководцы, завоеватели, изобретатели, первооткрыватели, ученые, писатели, деятели культуры.

В начале тридцатых годов стала очевидной назревшая угроза фашизма. Стефан Цвейг страстно, истово, пытаясь забыться, работой заглушить боль и горечь. Черты кризиса прежней веры в двойственность проповеди гуманизма отчетливо проступают в таких художественно значительных книгах Стефана Цвейга этого времени, как «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (1933), «Мария Стюарт» (1934), «Кастеллио против Кальвина, или Совесть против насилия» (1936).

Когда коричневая чума, завладев Германией, стала распространяться по Европе, Цвейг не смог преодолеть депрессию, вызванную второй мировой войной, тяготами эмиграции, утратой родины и друзей, Не помогла даже обычная для писателя терапия — работа. В феврале 1942 года, исчерпав остаток душевных сил, Цвейг покончил с собой. На его рабочем столе в одном из отелей бразильской столицы лежала почти готовая рукопись книги о Бальзаке, над которой он трудился до самых последних дней.Можно сказать, что смерть Стефана Цвейга так же на совести фашизма, как и миллионы других его жертв. Цвейг хоть и верил в окончательную победу над фашизмом и внимательно следил за известиями о первых успехах Красной Армии, но, утратив веру в свои идеалы, был душевно сломлен. Его сердце остановилось в самый разгар исторической битвы с фашизмом.

Стефан Цвейг — писатель сложный и противоречивый. Тонкий психолог, часто тяготеющий к необычным психологическим и жизненным ситуациям и болезненным настроениям, он по своей гуманистической направленности и отрицанию буржуазного лицемерия принадлежит к критическому реализму. Стефан Цвейг больше известен как новеллист и автор биографий, чем романист. В его библиографии всего два романа.

Первый роман – «Нетерпение сердца» – его единственный завершённый роман. В этом романе Стефан Цвейг показывает Австро-Венгрию начала XX века накануне Первой мировой войны, описывая нравы и социальные предрассудки того времени. Как и лучшие новеллы автора, роман изобилует мельчайшими психологическими нюансами, в которых раскрываются чувства и мотивации поступков персонажей.

В эпиграфе к «Нетерпению сердца» Стефан Цвейг писал: «Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их».

Второй роман — «Кристина Хофленер» (или «Угар преображения») — был написан в 1930-х годах, но обнаружен в архиве автора и напечатан через сорок лет после его смерти, в 1982 году. К работе над романом Стефан Цвейг приступил в начале 1930-х годов. В 1940 году Цвейг совместно со сценаристом Бертольдом Фиртелем написал 120-страничный сценарий с историей Кристины, по которому в 1951 году был снят фильм «Похищенный год».

Новеллы Цвейга — «Амок», «Смятение чувств», «Мендель-букинист» «Шахматная новелла», а также цикл исторических новелл «Звёздные часы человечества»— сделали имя автора популярным во всём мире. Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейг не устаёт убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть.

Цвейг создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра. События большинства его историй происходят во время путешествий, то увлекательных, то утомительных, а то и по-настоящему опасных. Всё, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время коротких остановок или небольших передышек от дороги. Драмы разыгрываются в считанные часы, но это всегда главные моменты жизни, когда происходит испытание личности, проверяется способность к самопожертвованию. Сердцевиной каждого рассказа Цвейга становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта.

Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака. В исторических романах принято домысливать исторический факт силой творческой фантазии. Где не хватало документов, там начинало работать воображение художника. Цвейг, напротив, всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплёку. Вряд ли в Европе нашего века найдется другой писатель, который столько сил и времени отдал биографическому жанру с подробным описанием жизни и деятельности исторического персонажа. Среди беллетризованных биографий и жизнеописаний, вышедших из-под пера Стефана Цвейга: «Франс Мазерель», «Мария-Антуанетта: портрет ординарного характера», «Триумф итрагедия Эразма Роттердамского», «Мария Стюарт», «Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина»; «Подвиг Магеллана» («Магеллан. Человек и его деяние»), «Бальзак», «Америго. Повесть об одной исторической ошибке», «Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля». А также собственная автобиография — «Вчерашний мир: воспоминания европейца».

Стефан Цвейг не только автор новелл и биографий, но и драматург. Его авторству принадлежат две пьесы: трагедия «Дом у моря» и драматическая хроника «Иеремия».Особенного внимания заслуживает «Иеремия» — антивоенная драма, написанная на сюжет книги пророка Иеремии. Пафос пьесы — отказ от насилия. Иеремия предсказывает падение Иерусалима и призывает покориться Навуходоносору, ибо «нет ничего важнее мира». Бичуя пороки, Иеремия видит выход в нравственном совершенствовании. Точно следуя событиям, изложенным в Библии, Цвейг делает одно отражающее его позицию отступление: в книге ослепленного царя Иудеи Цидкияху уводят в плен в цепях, в драме Цвейга его торжественно вносят в Вавилон на носилках. «Иеремия» — первая антивоенная пьеса на европейской сцене — была поставлена в 1918 г. в Цюрихе, в 1919 г. — в Вене.

Предлагаю вам ознакомиться с лучшими произведениями С. Цвейга с помощью виртуальной выставки

Стефан Цвейг — один из самых ярких представителей австрийской литературы, полномочный представитель литературы своей страны. Когда  говорят «австрийская литература», тотчас приходит на ум имя сочинителя «Амока» и «Марии Стюарт». Долгие годы Цвейг  был наиболее популярным и издаваемым австрийским писателем в СССР. В 1928 г. по случаю столетия со дня рождения Льва Толстого Цвейг посетил Советский Союз.  В одной из своих статей Горький писал об «изумительном милосердии к человеку», которое отличает книги Стефана Цвейга. Восторженные отзывы о нем оставили также К. Федин, А. Фадеев, Алексей Толстой и другие видные русские писатели. Художественная проза Цвейга, и его эссе — результат такого проникновения в человеческую психику, которое никогда не устареет, а сила чувства в его трудах не может оставить читателя равнодушным.

Подготовила Жукова А. В.