История Дона глазами М. А. Шолохова

Уважаемые читатели и посетители блога! 24 мая исполняется 117 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка, лауреата Нобелевской премии, Михаила Александровича Шолохова. Наверное, нет в русской литературе ХХ в. другого писателя, чья популярность сравнилась бы с мировым признанием автора «Тихого Дона». Интерес к творчеству этого русского гения не ослабевает: читатели вновь и вновь обращаются к произведениям М. А. Шолохова, заново переживая эпохальные события, отыскивая вместе с героями книг ответы на вечные вопросы. В рамках корпоративного проекта МБУК Ростовской-на-Дону ЦБС «Поэты и писатели Дона» приглашаем вас на литературно-краеведческий час «История Дона глазами М. А. Шолохова».

Важнейшая особенность творчества Михаила Шолохова – стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Михаил Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений.

Вся жизнь и литературная деятельность Михаила Александровича была связана с Доном. Для Шолохова Донской край — любимая малая родина, с ее неоглядными далями, желтыми плесами и разливами Дона, с вызолоченной солнцем степью. Она всегда поддерживала творческий потенциал, который так необходим писателю. Сам Шолохов подчеркивал:

«Я родился на Дону,  рос там, учился, формировался как человек и писатель… С гордостью говорю, что являюсь патриотом своего родного Донского края».

Предлагаю вам вспомнить биографию М. А. Шолохова с помощью видеопрезентации » Сын Дона Михаил Шолохов»

В жизни донского казачества М. А. Шолохов черпал темы, образы для своих художественных произведений. Донским степям, хуторам, природе и людям донского края посвящено много строк в произведениях Шолохова.

С произведениями Михаила Александровича вы можете познакомиться с помощью виртуальной книжной выставки «Произведения М. А. Шолохова».

Рассмотрим подробнее эти произведения.

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества – важная особенность творческой деятельности Шолохова, которая ярко проявилась уже в раннем творчестве писателя – в рассказах под общим названием «Лазоревая степь. Донские рассказы». Каждый рассказ — это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны. В смертельной схватке столкнулись в предельно-острой классовой борьбе люди, живущие в одной стране, в одном селе, нередко родные по крови. Родные люди, прожившие бок о бок десятилетия, деля друг с другом последний кусок хлеба, зверски убивали друг друга, уничтожая веками сложившийся уклад жизни.

Рассказ «Лазоревая степь» – произведение, в котором Шолохов предельно ясно и четко расставил все ключевые акценты. Главный герой дед Захар, сын крепостного, рассказал об ужасных «забавах» хозяина-пана и его сына, который «в папашу выродился» и в детстве развлекался тем, что «щенят, бывалоча, живьем свежует – обдерет и пустит». На глазах отца казаки расстреливают Семена вместе с привязанной к нему недоуздком женой, а раненого Аникушку, прошитого тремя пулями, паныч приказывает выбросить на дорогу, по которой «ехала сотня казаков». «Лошади, они имеют Божью искру, ни одна на Аникушку не ступнула, сигают через…». Цена, которую платит Аникей, этот истинный мученик, за свою мечту и веру в лучшее будущее, — собственная жизнь. Кульминация рассказа – сцена казни сыновей Захара, Семена и Аникея, выступивших на стороне красноармейцев и взятых в плен после схватки с казаками под командованием панского сына.

В единственной повести цикла – «Путь-дороженька», опубликованной в газете «Молодой ленинец» 21 мая 1925 г.,  рассказывается о том, что довелось пережить Петьке Кремневу в плену у батьки-анархиста Нестора Махно. Герой повести Петька, его отца до смерти забили белые казаки. Петька поджег склад боеприпасов и бежал к красным. Потом он, секретарь ячейки РКСМ, попадает в плен к махновцам, под угрозой расстрела соглашается служить у Махно, но через некоторое время подговаривает сотню махновцев сдаться красным. Написано такими достоверными красками, что невольно думается: не мог писатель все это просто так сочинить: «Взводный поглядел на Петьку сонными глазами, сказал: – Чудак народ… Валандаются с парнишкой, его мучают, сами мучаются. – Хмуря рыжие брови, еще раз взглянул на Петьку, выругался матерно, крикнул: – Иди, вахлак, к сараю!.. Ну!.. Иди, говорят тебе, и становься к стене мордой!..». Так все и было: Шолохов как советский служащий предстал перед взбалмошным атаманом и услышал приказ: «В расход!». От казни спасла одна смелая казачка, в курене которой был допрос, – она упросила пожалеть юнца. Смилостивился Нестор Иванович, но пригрозил: коли снова попадется, так по второму разу не пожалеет.

Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остается чувства безнадежного пессимизма. В рассказе «Нахаленок» белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе «Смертный враг» кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: «Попомни, Ефим, убьют тебя – двадцать новых Ефимов будет!»..

Правда, полного раскрытия этих проблем казачьей жизни в коротких рассказах дать невозможно. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон». Роман посвящен изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века.

Название книги очень символично. Тихий Дон предстает перед нами отнюдь не спокойной и размеренной рекой. Река очень изменчива и непостоянна, как и жизнь людей. Дон, словно живой, то бурлит, багрянится от крови, бушует, выходит из берегов, то не спеша переливается на солнце. Дон — как зеркало, отображает все то, что происходит с казачеством.

С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – Мелеховы. «Славные казаки Мелеховы», – говорит о них дед Гришака. Шолохов со знанием дела показывает, как устроена жизнь в этом семейном государстве. Последнее слово здесь за родителями, которых нельзя ослушаться. У каждого в семье свои обязанности, без работы никто не сидит. Без труда донских станичников представить нельзя. На сенокос выходит весь хутор, одетый по-праздничному. Помолясь, начинают косить, работают дружно до самой темноты. А вечером собираются у костра, чтобы подкрепиться нехитрой похлебкой. И наши герои счастливы, потому что работа им не в тягость, а в радость. В романе показано и то, как умеют веселиться казаки во время свадьбы. Шутки, прибаутки, поговорки сыплются как из рога изобилия, обряд проходит по всем правилам, как в старые времена.

Отношение к женщине, матери является нравственным мерилом казачества. Оплотом семьи Мелиховых является мать Григория, Петра и Дуняшки – Ильинична. Это пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка – подросток. Василиса Ильинична, посвятившая свою жизнь сохранению семьи, воспитанию детей, согревает своим теплом разных людей, в ее сердце нет места ненависти ни к белым, ни к красным. Одна из основных черт характера этой женщины – спокойная мудрость. Без какой-либо суеты Ильинична ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях.

Яркие женские героини в романе Аксинья и Наталья – такие разные, но их объединяет одно: безмерная любовь к Григорию. Наталья – яркое воплощение образа казачки, для которой главное – семья, дети, любовь. Красавица-казачка, которой откровенно любуется писатель, рисуя и ее еще девичий, невестин облик, и уже расцветший, женский. Характер Натальи привлекал всех нравственной чистотой, даром внимания и доброты к людям. Трагедией оборачивается любовь Натальи. Но финальное возвращение Григория Мелехова в родной дом – это возвращение к тому, что «выстроила» своей самоотверженной любовью Наталья.

Особым обаянием наделил автор романа Аксинью. Она упорно борется за свое счастье, рано испытав всю горечь женской доли, смело и открыто восстает против рабского, приниженного положения женщины, против патриархальной морали. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, отвоевывая свое счастье с любимым человеком, вызывая злые толки и пересуды. Тяжкие жизненные испытания раскрыли в ней все самое лучшее. Она изменяется, проявляет любовь и понимание по отношению к другим людям.

Обязанностью казачества была воинская служба, на которую они являлись со своим конем и «справой». И Пантелей Прокофьич заранее «сбирает» амуницию для Григория. С детства сыны казаков знакомы с шашкой, знают, что такое воинский долг, дисциплина. Этим они отличались от крестьян, к которым относились свысока. Казаки ставили себя на более высокую ступень по отношению к этим простым труженикам, хотя работа в поле, ловля рыбы на Дону – такие же источники жизни для них, как и для мужиков.

1912- 1922 — тяжелые годы для донских казаков. Революция и первая мировая война, братоубийства, тысячи павших в сражениях. С началом Мировой войны 1914 г. Григорий Мелехов выдвигается в романе на первый план, и через его судьбу Михаил Александрович Шолохов прослеживает судьбу фронтового казачества. На фронте и затем в госпитале Григорий приходит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. Мелехов приходит к большевикам, но не может до конца принять их правоту. Причин тому несколько. Прежде всего он, боевой офицер, чувствует, что в стане красных к нему относятся с недоверием. Кроме того, у Мелехова остается неизжитой сословная спесь по отношению к «голытьбе». Да и у белых он не задерживается, понимая, что за громкими словами о спасении России часто скрывается корысть и мелкий расчет.

Григорий Мелехов ищет третий путь, наивно полагая, что существует особая «казачья» правда. Однако в мире, расколотом на два непримиримых лагеря, признающем только два цвета и не различающем оттенков, третьего пути не дано. Пережив разгром вешенского восстания, Григорий решает уйти из армии и заняться хлеборобским трудом, но после встречи и беседы с Кошевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью — жаждой мести. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов бежит из родного дома и попадает в банду Фомина. Он понимает цену, которую вынужден платить: какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд — обыкновенная уголовная банда. В наказание судьба отнимает самое дорогое, что было у Григория Мелехова, — Аксинью. Тогда-то он и видит «ослепительный черный диск солнца» — символ трагического финала.

Путь к родному дому, путь к малой родине, путь к дорогому, любимому и близкому с рождения, путь к маленькому сыну — таков итог жизненных исканий главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова. Григорий возвращается в станицу, не надеясь ни на прощение, ни на снисхождение. Но и в этой безысходной ситуации мелькнул слабый луч надежды: первый, кого увидел Мелехов, был его сын Мишка, жизнь продолжится в нем, и, может быть, его судьба сложится иначе.

Григорий Мелехов относится к типу, хорошо известному по русской литературе XIX века. Это тип правдоискателя, для которого процесс поиска собственной правды порой оказывается смыслом существования. С этой точки зрения можно утверждать, что роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» при всем его трагическом пафосе продолжает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.

«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» писатель получил Нобелевскую премию. Разумеется, под эпосом о Донском казачестве подразумевается роман-эпопея «Тихий Дон».

Предлагаю проверить свои знания романа «Тихий Дон» с помощью викторины

По количеству экранизаций «Тихий Дон» Михаила Шолохова — рекордсмен. Всего было создано 4 фильма. Не менее примечательно, что над фильмами по произведениям Шолохова работали исключительно звездные составы — и режиссеры, и операторы, и, разумеется, — актеры. Знаменитый фильм-эпопея «Тихий Дон» Сергея Герасимова на сегодняшний день является лучшей экранизацией романа Михаила Шолохова, несмотря на то, что он вышел на экран в 1958 году. Это величайший фильм не только советского, но и всего мирового кинематографа. Эта картина неподвластна времени. Почему этот фильм является шедевром? Да потому что в нём есть всё: любовь, ненависть, страсть, борьба.

Предлагаю к просмотру трейлер к фильму «Тихий Дон» Сергея Герасимова.

В 1932 году М. А. Шолохов закончил первую часть романа «Поднятая целина», посвященную событиям коллективизации на Дону. Действие романа начинается во времена восстановления хозяйства после гражданской войны. В нем очень глубоко были подняты пласты народной жизни. В этом романе рассказывается о перерождении крестьянина — единоличника, каким оно был извечно, в труженика — коллективиста. Вместе со всем российским крестьянством казакам предстояло пережить коллективизацию.

«Пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 и как они живут в колхозах». (М. А. Шолохов)

 И в этом романе писатель пытался откровенно рассказать о трагедии донских казаков. «Казаки — народ закостенелый, я вам скажу, и его придется ломать…» — говорит Макар Нагульнов. В этом тоже трагедия казачества. Драматизм состояния крестьянской души Шолохов раскрывает в образе Майданникова. Кондрат ощущает, что вынужден утратить коренные свойства крестьянской натуры. Вот одна только деталь: прощаясь со своим быком, он глядел «в черные провалы темноты», словно ощущая всю бесперспективность своей дальнейшей жизни.

С темой коллективизации связан ряд трагических эпизодов романа. К их числу относится «бабий бунт», когда женщины избивают Давыдова, арестовывают Разметнова и расхищают бесценное семенное зерно. В романе описано много человеческих смертей, многие из которых были насильственными. Убийство Островновым своей собственной матери — наиболее яркий эпизод проявления изуверства в людях.

Роман заканчивается гибелью главных героев книги — Давыдова и Нагульнова. Большое горе охватывает всех хуторян. Перед нами Разметнов с трясущимися губами, Майданников со склоненной головой, опечаленный дед Щукарь. Мотив грозы, звучащий в финале, напоминает о кровавых схватках и потрясениях, пережитых хутором.

«Поднятая целина» — произведение, интересное тем, что в нем наряду с трагическим передается комическое начало жизни. Смех у Шолохова «равноправен» с горестями и страданиями. Эти два начала идут как бы рядом, сталкиваясь и переплетаясь.

Комическое в романе отражает те сложные общественные противоречия, в которых протекает строительство новой жизни. Уходящее старое и нарождающееся новое выступают в таких причудливых сочетаниях, что становятся источником комического. Вот идет схватка гремячинцев и тубянцев из-за сена, она по-своему смешна. Любишкин носится вокруг дерущихся, стараясь не влезть в потасовку, аж скрипит зубами от своей «сдержанности» и стонет: «Не могу. Я же партийный и к тому же ишо — бригадир! Бейте их в лоскуты, а я как-нибудь стерплю!».

Очень часто комическое предстает в массовых сценах романа. Шолохов рассыпает здесь меткие и образные поговорки. Присказки, прибаутки передают особенность народного сознания, различные реакции на происходящее. Шутки казаков отражают своеобразие народной речи. Вот, например, сцена хуторского собрания. Одни занимают позицию сторонних наблюдателей, другие превращают собрание в забавные посиделки. Некоторые бабы «дремали, как куры на шестке, роняя клубки и иголки», и среди них Демид Молчун «мирно спал под лавкой в задних рядах». Зато другие казаки налетают друг на друга по-петушиному, отстаивая свою правоту. Звучит смех, скрашивающий трудности и печали. Смех говорит о том, что народ все осилит: и открытых недругов, и скрытых врагов, произвол, насилие, политическую демагогию, весь этот «великий перелом».

Особенно комичен дед Щукарь, самый веселый персонаж романа. Он участвует почти во всех значительных событиях произведения. Постоянно возникают резкие противоречия между претензиями деда и тем, что за ними стоит; между мнением героя о своей значимости и его фактической ценностью. Еще младенцем, когда Щукаря крестили, подвыпивший поп и дьякон окунули его в купель с кипятком. Позже, во время рыбной ловли, ему крючком «промзили» верхнюю губу (оттого и прозвали Щукарем). У цыган он купил лошадь, которая была надута воздухом. Рассказы Щукаря о своем прошлом искрятся великолепным юмором. Но столь же веселы и его новые истории. Такова, например, сцена бегства от кобеля и от Бородина, закончившаяся уверениями Щукаря, что он, как герой, отбил Давыдова от врагов. Точно так же в эпизоде «бабьего бунта» мы видим его, «схоронившемся» на сеновале. Близкий к фольклорному образу «балабона» и «брехуна», хитреца и «дурачка», Щукарь в то же время родствен Санчо Пансе и Швейку, занимая место в ряду образов, имеющих общечеловеческое значение.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из художественного фильма «Поднятая целина» (1959 г.)

Интересно, что роман «Поднятая целина» автор изначально хотел назвать совершенно по-другому, а именно «Потом и кровью». Это название, по мнению писателя, более точно передавало трагедию «великого перелома», когда передовые люди деревни ломали сопротивление кулачества, строили новую жизнь, В итоге во время сдачи в печать, сотрудники журнала «Новый мир» сочли название слишком мрачным. Его было предложено заменить другой фразой, взятой из речи Сталина (фразой «Поднятая целина»).

М. А. Шолохов оставил ярчайший след в литературе. Жизни и творчеству великого писателя посвящены многочисленные литературоведческие статьи и книги. Познакомьтесь с некоторыми из них.

 Имя нобелевского лауреата Михаила Шолохова известно во всем мире. Особую память о нем хранят на Дону, любовью к которому Шолохов поделился с каждым своим читателем. Произведения М. А. Шолохова народны. В них провозглашается правота и сила народная. И сила эта прежде всего в труде. Именно в труде наиболее наглядно проступает единство казаков с землей и друг с другом. Возвращая нас к трагическим страницам нашей истории, писатель заставляет осознать вновь и вновь простую истину, что смысл человеческого бытия – это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь. И эти вечные человеческие ценности ничто не способно уничтожить.

Если Вы не читали эти книги, обязательно прочтите их. А если читали — перечитайте ещё раз, будет не менее интересно, ведь наше восприятие и отношение к той или иной книге и её героям с годами меняется. Ждем вас в библиотеке!

Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.