Дорогие читатели! К Дню православной книги 14 марта 2022 года сотрудники Библиотеки имени Т.Г. Шевченко приглашают на виртуальное путешествие «Лучи немеркнущих страниц» в рамках программы Светоч.
ИВАН ФЕДОРОВ –ОСНОВОПОЛОЖНИК КНИГОПЕЧАТАНИЯ И ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК КНИГА СОЗДАВАЛАСЬ
В глубокой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных людей найдены на стенах пещер. И хотя это еще не письмо и не книги, они много рассказывают о культуре человека каменного века. Долог и тернист был путь к современной книге: что только люди ни использовали для письма –камень, кость, дерево, металл, глину, кору деревьев, листья, шелк, кожу, кукурузные стебли. Все это в свое время было страницами книг. До наших времен дошли «книги» на камне, глиняных дощечках, пергаменте, бересте. О них-то мы и поговорим сегодня.
Больше пяти тысяч лет книгам, найденным в древней Месопотамии. Там папируса не было, и поэтому ассирийцы, нумерийцы, вавилоняне делали свои книги из глины. На влажной глиняной дощечке писцы трехгранной палочкой выдавливали знаки, похожие на клинья. Письменность эта называлась клинописью. После чего дощечки обжигались. В середине прошлого века археологи обнаружили остатки столицы Ассирии –Ниневии. В развалинах сгоревшего дворца были найдены две комнаты с глиняными плитками –это была библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, жившего в VII веке до н. э., в которой сохранились десятки тысяч табличек. Каждая плитка имела размер тетради. Одна книга состояла из десятков табличек и хранилась в деревянных ящиках. В этих книгах было написано о войнах царей Ассирии с Лидией, Финикией, о подвигах богатырей. То, что сейчас написано в учебниках истории о Вавилоне и Ассирии, ученые узнали из глиняных книг. Большой была библиотека царя Ашшурбанипала, но самой крупной библиотекой, которая славилась на весь древний мир, была Александрийская библиотека в Египте. В ней было собрано около 700 тыс. папирусных экземпляров. Папирус –это растение, которое в изобилии росло по берегам Нила в древнем Египте. Египтяне научились изготовлять из него тонкий, хрупкий, светло-коричневый писчий материал и назвали его по имени растения –папирусом. Писали на папирусе кисточками, обмакивая их в черные чернила. Листы папируса, шириной в нашу тетрадь, склеивали в ленту, а ленту свивали в трубочку, напоминающую рулон обоев. Длина такого свитка около 6-тиметров, но встречались свитки длиной до 150-тиметров. Каждый свиток хранился в кожаном футляре, к которому прикреплялись деревянные ярлыки с названием рукописи.
Царь Пергамского царства Евмен II решил создать библиотеку, превосходящую Александрийскую. Когда об этом узнали египетские цари, они запретили вывозить папирус в Пергамское царство. Тогда пергамцы нашли для книг другой материал, не хуже, а лучше папируса. Выделывался он из шкур телят и ягнят. В мастерских шкуры отбеливали, чистили скребками и полировали пемзой. Получался белый, тонкий и очень прочный материал. Большой лист пергамента сгибали вчетверо в виде тетради, затем несколько тетрадей сшивали вместе, и получалась книга, которая по внешнему виду напоминала современную книгу. Впоследствии пергамент перекочевал в другие страны. Несколько пергаментных книг, созданных в Киевской Руси, дошли до наших дней. Одной из них является «Остромирово Евангелие». А на чем же еще, кроме пергамента, писали на Руси? Оказывается, на коре обыкновенной березы – бересте. При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшую бересту с письменными знаками. Это была берестяная грамота. Одна из них хранится в Академии наук РФ. Папирус применялся для письма в Египте, глиняные дощечки – в Месопотамии, пальмовые листья–в Индии, пергамент и береста –на Руси. «А когда же начали применять бумагу для письма?» – спросите вы. Впервые бумага появилась в Китае. Китайцы долго в глубочайшем секрете держали способ ее приготовления.
За разглашение тайны грозила смертная казнь. Около семи столетий сохраняли они тайну. Лишь только в13-м столетии стали делать бумагу в Европе. Но и с изобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой выводил писец, строчку за строчкой. Древнерусские писцы особенно тщательно выводили и раскрашивали красными чернилами первую букву. Отсюда и пошло выражение «писать с красной строки». Затем книгу «одевали» впереплет, украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями. Крышки переплета замыкались застежками, некоторые даже запирались на замок. Это были подлинные произведения искусства. Стоили книги очень дорого. В библиотеках, чтобы книги не украли, их приковывали цепями к столам. И хотя по внешнему виду книги напоминали шкатулки, все же они были близки к современным книгам. Одно плохо: очень уж медленно, иногда целый год, делался один экземпляр книги. Поскольку спрос на книги все возрастал, люди задумались над тем, как быстрее делать их. Вначале текст стали вырезать на досках, а потом с них получали оттиски. Но с такого оттиска можно напечатать только одну книгу. Удачнее придумал немец Иоганн Гутенберг. Он стал делать отдельные буквы, отливая их из металла. Это было в 1456 г., а в 1563 г., во времена Ивана Грозного, была отпечатана первая книга на Руси. Сделали это замечательные русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец. Строку за строкой набирал текст Иван Федоров. Металлические строки укладывались в рамы, черной краской смазывался текст, затем на него накладывали чистый лист бумаги и под пресс. Так была отпечатана церковная книга «Апостол». За свою жизнь Иван Федоров выпустил всего несколько книг, среди них грамматика русской азбуки, первый русский учебник. Со времен изобретения способов книгопечатания прошли столетия. Конечно, современные типографии, оборудованные новейшими машинами, не сравнить со средневековым печатанием, но принцип книгопечатания остался прежним. И сейчас происходят те же процессы, что и тогда: печатание, брошюровка, только разница в том, что все это делают умные машины.
Оглядываясь на путь, пройденный книгой, мы убеждаемся в том, что в создании книги принимали участие многие поколения людей, но среди многих тысяч неизвестных, затерявшихся в веках, есть такие великие люди, отмеченные печатью Божьей, имена которых навсегда задержались в памяти народной, потому как неизмеримо велик вклад их в развитие человеческой мысли. К числу таких людей относятся основоположник книгопечатания Иван Федоров и его сподвижник Петр Мстиславец.
Иван Федоров – основоположник книгопечатания. Настоящее имя – Иван Федорович Москвитин. Годы жизни: 1510–1583. Русский первопечатник. Мы не знаем, где и когда родился мальчик, которому было суждено войти в историю под именем Ивана Федорова. Однако предание утверждает, что произошло это где-то в Лихвинском уезде Калужской губернии. Единственное, что известно точно, так это то, что до начала занятий книгопечатанием Иван Федоров был дьяконом церкви Николы Гостунского, находившейся на территории Кремля. Это значит, что он должен был получить хорошее образование. Поэтому, как и многие другие священнослужители, занимался преподаванием грамоты. Очевидно, должность дьякона способствовала тому, что Иван Федоров познакомился с митрополитом Макарием, который заметил способного юношу. Имеются документальные сведения, что Иван Федоров учился в Краковском университете и в 1532 году получил степень бакалавра. В пятидесятые годы XVIвека он работал сначала справщиком, готовившим тексты к набору, то есть корректором, как это сейчас называется, а затем – мастером в открывшейся анонимной типографии. В 1560–1561 годах по указанию Ивана Грозного было начато устройство первой государственной типографии в Москве. Царь настолько был заинтересован в ней, что даже повелел построить специальное здание. Одновременно велась работа по подготовке набора шрифтов и другого оборудования.
Печать первой книги началась после возвращения Ивана Грозного из военного похода, завершившегося победоносным штурмом Полоцка. Поддержанные царем, первопечатники успешно завершили свою нелегкую работу и 1 марта 1564 года выпустили первую, точно датированную книгу на Руси –«Апостол». Затем Федоров напечатал в Москве еще несколько изданий. Но эта деятельность натолкнулась на неожиданное сопротивление со стороны верхушки православной церкви. Любопытно, что основанный им печатный двор сразу же стал своеобразной достопримечательностью, о нем писали все иностранцы, которые в то время находилисьвМоскве. Тем не менее,29 октября 1565 года Иван Федоров и Петр Мстиславец завершили работу над «Часовником» и вскоре после этого покинули Москву. Они переехали в Литву и организовали типографию в имении гетмана Великого княжества Литовского – Ходкевича, которое находилось поблизости от города Заблудово. Там они напечатали «Учительное Евангелие», работа над которым завершилась 17 марта 1569 года. Но пребывание в Заблудове продлилось недолго. Вскоре Иван Федоров переехал во Львов, где также основал типографию. Именно здесь он напечатал новое издание московского «Апостола», в котором есть сочиненное им послесловие «Повесть…откуда начася и како свершися друкарня сiя»(«Повесть о том, откуда пошла история типографии»). Это было первое напечатанное в типографии мемуарное произведение. В этой же типографии была выпущена знаменитая «Азбука» Ивана Федорова, ставшая первым печатным русским учебником.Филолог-5:В 1578 году Федоров вновь переезжает, на этот раз в Острог, где вырезает из металла новый шрифт по собственным рисунками сего помощью печатает знаменитую «Острожскую Библию». Необходимо отметить, что все издания Федорова богато украшались гравюрами по дереву, а также разнообразным орнаментом. Первые типографы стремились разнообразить шрифты и красиво расположить их на бумаге, хотя о художественной стороне задумывались мало. Федоров шел от традиций русской рукописной книги, всегда богато украшенной, нарядной и внутри и снаружи. Он не только вырезал шрифты, но и был превосходным гравером, изготовлял для своих книг разворотные иллюстрации –важную новинку того времени. Из Острога Федоров вновь переезжает во Львов. Однако в это время он занимался совсем иными ремеслами: отливал пушки и даже изобрел многоствольную мортиру. В 1583 году типограф предпринимает поездку в Вену. По-видимому, он хотел познакомиться с европейским книгопечатанием и больше узнать о технических новинках в издательском деле. Однако полученные сведения развить ему не удалось. Вернувшись после поездки во Львов, Федоров тяжело заболел и умер. Память о русском первопечатнике сохранилась до наших дней. Сейчас регулярно проводятся посвященные ему «Федоровские чтения».
Интерес к истокам типографского дела пробудился в далеком XVII веке. В самом начале столетия никому неизвестный автор так называемого Пискаревского летописца поведал о широком развитии книгопечатания при царях Федоре и Борисе. В послесловии к богослужебной книге «Трефологион», вышедшей в Московском Печатном дворе в1638 году, рассказывается об основании типографии в Москве. Здесь были впервые названы имена первопечатников –Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Появление типографского станка –важная веха в истории культуры. До изобретения книгопечатания, по словам академика В. И. Вернадского, «человеческая личность не имела никакой возможности предохранить, хотя бы несколько, свою мысль от исчезновения, распространить ее широко, переждать неблагоприятное время и сохранить ее до лучших времен. Вечно и постоянно все создавалось и вновь разрушалось тлетворным влиянием всеразрушающего времени». С изобретением печатного станка устное слово, будучи записано, а затем воспроизведено в десятках, сотнях и тысячах оттисках, становится активным средством воздействия на массы, орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний.
Деятельность Ивана Федорова в Москве
Старопечатные издания –начало могучего книжного океана наших дней. Среди них фолианты в роскошных переплетах и изящные книжки-малютки, скромные учебники грамоты и листовки-однодневки, ученые трактаты и иллюстрированные «книги бедняков». Сейчас они –памятники былых времен, ноне столь уж давно книга, изготовленная типографским способом, являлась новейшим техническим достижением. Впитав и обобщив многовековой опыт рукописной книжности, книгопечатание с первых десятилетий своего существования стало важным фактором развития культуры, мощным орудием идеологической борьбы. Не удивительно, что старопечатные книги помогают современным исследователям лучше понять сложность и многообразие культурной жизни прошлых столетий, связи и взаимоотношения разных эпох и стран. Возникновение книгопечатания у восточнославянских народов неразрывно связано с именем Ивана Федорова. О детских и юношеских годах жизни Ивана Федорова данных не сохранилось. Известно лишь из послесловия к «Апостолу», что он был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Нет сведений, где и у кого обучался русский первопечатник типографскому искусству. Возможно, он работал в «Анонимной» типографии. Об этом говорит сходство не-которых полиграфических приемов, использованных в московских безвыходных изданиях и в книгах, выпущенных в Москве Иваном Федоровым. Старые русские историки считали Ивана Федорова не более чем ремесленником, послушным исполнителем воли «просвещенных людей»–царя Ивана IV и митрополита Макария, задумавших приобщить Россию к печатному слову. Историки установили, что мастера, стоявшие у истоков книгопечатания, знакомившие с типографским делом разные страны и народы, были высокообразованными людьми, зачастую имевшими университетское образование. Сохранилась книга Краковского университета, в которой записывали имена лиц, удостоенных ученых степеней. Здесь можно найти имя «Ивана сына Федора Москвитина». Немировский Е. Л. не исключает, что это –будущий московский первопечатник.
«Апостол»—первое датированное издание, напечатанное в Московском государстве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцемв1564 г. Экземпляр Архангельского областного краеведческого музея
Единственные документы, из которых можно узнать о деятельности Ивана Федорова в Москве,–послесловия к московскому и львовскому изданиям «Апостола». В «Апостоле», напечатанном Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, можно прочитать: «По велению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерства печатных книг, в год 61-й восьмой тысячив30-й год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело». Это первое, ставшее знаменитым, свидетельство о начале русского книгопечатания.
Иван Федоров остается лучшим из наших первопечатников. Общественной, авторизованной, сознательно изданной книгой – для того времени и для Москвы –является только «Апостол». Иван Федоров–один из первых, кто поднялся над уровнем «простого» ремесленника, печатника-исполнителя. Он был не только «мастером», притом «хитрым» (т.е. искусным), как его называли современники и люди близких ему поколений. Иван Федоров был великим новатором и вместе с тем–живым человеком, с присущими людям порывами.
Иван Федоров выработал новую технику набора, трудоемкую, но оригинальную. Все надстрочные знаки отливались отдельно от литер. Сами же литеры изготовлялись различных величин. При наборе с литерами меньшей высоты между строками образовывались пустоты, которые заполнялись надстрочными знаками или пробельным материалом. В книгах, напечатанных Иваном Федоровым, случайные оттиски пробельного материала уже не встречаются, что свидетельствует о возросшем умении и мастерстве набора и печати. Широко применяется прием слепого тиснения.
В «Апостоле»1564 года не менее 25 полос. Порою концевая полоса заполнена стоками точек, литерами, в совокупности образующими причудливые узоры, ромбы, прямоугольники, цепочки из расположенных в шахматном порядке знаков. Слепое тиснение используется как своеобразное художественное убранство книги.
Много разногласий вызвал вопрос–по существу художественно-исторический и общекультурный –о происхождении стиля убранства ранней московской книги, того, что часто называют старопечатным орнаментом. «Апостол» печатался целый год – с 19 апреля 1563 года по 1марта 1564 года. Это выдающееся произведение русского первопечатного искусства. По технике печати, качеству набора и оформлению «Апостол» намного выше анонимных изданий. Книга напечатана черной и красной красками. Технология двуцветной печати напоминает приемы анонимной типографии. Но Федоров вносит и новое. Он впервые применяет у нас двух-прокатную печать с одной формы. Использует он метод двух-прокатной печати с двух наборных форм, как это делалось во всех европейских типографиях.
Деятельность Ивана Федорова продолжалась еще год. В1565 году быстро, один за другим, он вместе с Петром Мстиславцем выпускает два «Часовника», создавая в Москве новый тип малоформатного печатного сборника общеупотребительных молитв, книжки, по всей вероятности, бывшей так-же и учебною. Учебный характер и небольшой формат объясняют исключительную редкость этого издания. Книга быстро зачитывалась и ветшала. В послесловии к «Часовнику» говорится, что напечатан он «подвигом и прилежанием, трудами и изысканием Ивана Федорова да Петра Мстиславца». Очевидно, не только исполнение, но и инициатива издания была в их руках. Два издания «Часовника» отличаются различной редакцией текста. Иван Федоров все время шел к живой речи, к общепонятности языка.Иван Федоров завоевал место в истории русского искусства как замечательный мастер книжной гравюры. Он как художник –это мастер, знающий и понимающий достижения искусства Возрождения и помнящий вместе с тем практику замечательных художников русской рукописной книги. Его старо-печатный стиль –энергичная пластическая лепка листьев и ветвей. Он соединяет эффекты черного и белого, линии и фона. В этом его новаторство. Он воплощает специфику гравюры на дереве, ксилографии. Функции заставок, или фигурных наборных окончаний старой книги, когда спусковая полоса оканчивалась как треугольник, обращенный вершиной книзу, были художественно-декоративными и имели общественное значение, помогая процессам чтения, раздельного восприятия частей, на которые делилась книга. Шрифт Ивана Федорова тесно связан по рисунку с шрифтами безвыходных книг. Но он имеет и свои особенности. Букву «Ж», например, Федоров вырезает и отливает с своеобразно нависающим слева верхним завитком. Его шрифт чуть наклонный, буквы как бы упруго гнутые, хорошо читаются. Вскоре после издания «Часовника» Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Известно, что Иван Федоров подвергся в Москве гонениям за свою деятельность. Упоминание в послесловии к львовскому «Апостолу» о «многих обвинениях в ереси», заставляет предположить, что одной из главных причин преследования Ивана Федорова и Петра Мстиславца стало их «вольнодумство» и критическое отношение к текстам богослужебных книг, которые они печатали.
Предлагаю Вашему вниманию видеопрезентацию «Живое слово-зеркало души»
Дополнит мероприятие видеоролик «День православной книги»
Кирилл и Мефодий первоучители и просветители славянские
В данной книге представлен интересный экскурс в историю славянской письменности и изучена просветительская деятельность равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эту книгу вы можете найти в нашей библиотеке.
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила: Стрюкова Е.В. Библиотекарь 1 категории.