Уважаемые читатели и посетители нашего блога! В марте этого года мы отметили сразу два писательских юбилея: Владимира Маканина и Валентина Распутина. Обоим исполнилось 85 лет. Оба родились в 1937 году, с разницей в два дня — 13 и 15 марта соответственно. Вообще, в 1937 году родилось удивительно много писателей: Распутин, Маканин, Вампилов, Ахмадулина, Мориц, Битов… «Дети 1937 года»- этот термин впервые ввел в оборот литературный критик Владимир Бондаренко. Предлагаем Вашему внимания литературную мозаику «Мужество, глубина, благородство».
Владимир Маканин родился на Урале, в Орске. Валентин Распутин — в Сибири, в деревне Аталанка Иркутской области. Распутин и Маканин — дети немыслимых исторических и географических пространств, от которых дух захватывает! Ведь Урал и Сибирь — два величайших географических региона в евроазиатской части мира.
По Распутину и Маканину мы могли бы изучать нашу историю. Война, которую пережили эти «дети 1937 года», была величайшей войной в мировой истории. Во время войны их отцы пошли на фронт, а оставшиеся в тылу матери всю войну и после нее все тащили на своих плечах. Неслучайно одна из повестей Владимира Маканина называется «Безотцовщина», и у мальчика из рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» нет отца.
Но, как писатели, они удивительно разные. Один — боль, стон, напряжение. Но и сколько любви и милосердия в том же небольшом рассказике «Уроки французского», который до сих пор порождает слезы у всех читающих. Второй — диагност, аналитик, с годами становящийся все жестче, стыдящийся вынесения каких-то прямых моральных оценок. И это тоже заставляет вспомнить рассказ сорокалетней давности «Ключарев и Алимушкин». «Передай мужу, что Алимушкин улетел на Мадагаскар, и его провожала мать», — то есть герой умер, а всем хотелось бы, чтобы он просто незаметно исчез.
Валентин Григорьевич Распутин
«Этого писателя модно читать и перечитывать» – такие слова написаны в одной из статьей о В. Г. Распутине. Разве можно с этим поспорить? Творчество Распутина не может никого оставить равнодушным, оно пронизано стремлением помочь человеку обрести иное видение, поднять его над повседневностью.
Для многих знакомство с творчеством В. Г. Распутина началось в средней школе. Его «Уроки французского» входят в факультативную программу по литературе. Удивительно, но это небольшое и, на первый взгляд, незатейливое, произведение читают и перечитывают вот уже более 30 лет. И всякий раз оно оставляет след в душе любого читателя, независимо от времени, возраста, места жительства и социального статуса. В чем же его секрет? П. В. Басинский, известный российский литературовед и литературный критик, уверен, что «Уроки французского» — это абсолютно отточенное, психологически выверенное произведение. Очень просто и доходчиво писателю удается говорить о сложнейших нравственных вопросах.
В. Г. Распутин возглавил это направление «деревенская литература» и стал одним из главных продолжателей традиций великой русской литературы. Именно «деревенская литература» явила собой направление высокой духовности, нравственности, честности. «Когда я примкнул к писателям-деревенщикам, я почувствовал себя удобно. «Деревенская литература» — это мой язык, это моя тематика», — говорил сам Валентин Григорьевич. Он вырос в крестьянской семье, в Иркутской области. Бескрайние сибирские просторы, величественная красота окружающей его природы, люди, населяющие этот суровый край, навсегда пленили его сердце. Он воспевал Сибирь в своих произведениях не только как край, но как родной дом, свой с детства.
«Четыре подпорки в жизни у человека, — говорил В. Г. Распутин. – Дом, семья, работа и люди, земля, на которой стоит твой дом». «Женщина – хранительница языка, традиций, семьи. Она воспитательница детских душ». Неудивительно, что главная роль в большинстве произведений писателя отведена женщине. Лидия Михайловна в «Уроках французского», Настена в «Живи и помни», Тамара Ивановна в «Дочь Ивана, мать Ивана» — такие разные женские образы, но все они проникнуты великой любовью и признательностью и надолго остаются в памяти.
Как справедливо отметил известный русский писатель и большой друг Валентина Григорьевича, В. Н. Крупин, «любовь писателя к Родине – душа всех его трудов». «Главное — помнить. У того, у кого нет памяти, нет и жизни».
Предлагаю вашему вниманию виртуальную выставку произведений В. Г. Распутина
В одном из своих интервью В. Г. Распутин сказал: «Совесть – это категория не отвлеченная. Это орган, который есть у каждого человека». Произведения Распутина взывали к совести читателя, и именно подлинное чувство привлекало к ним внимание. И это понимание совести, как основы нравственного бытия человека и привело писателя и к православной вере, и в Патриарший совет по культуре.
Как замечательно сказала Н. А. Нарочницкая: «Читайте и перечитывайте произведения Валентина Григорьевича Распутина! Мы, читатели, должны быть тем пьедесталом, на котором будет возвышаться эта исполинская фигура».
Владимир Семенович Маканин
Владимира Маканина называли называли классиком уже при жизни, а его творчество – критерием нашего культурного и общественного состояния. Его называли Достоевским XX века. Взгляд без лести и сделал его Достоевским XX века, так заглядывающим во внутренние сюжеты души и мысли, что становилось страшно.
Писатель – лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства за 1999 год, лауреат «Русского Букера», литературной премии «Большая книга» и литературной премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика», «Пенне» (Италия), Европейской премии по литературе, Пушкинской премии фонда Тепфера (ФРГ), премии «Ясная Поляна» и др. Его произведения переведены на немецкий, французский, итальянский, испанский, английский, японский и китайский языки и опубликованы во многих странах. Книги Маканина экранизировали Георгий Данелия и Алексей Учитель.
Он не был похож ни на кого из своих современников: и по стилю, и теме всегда шёл своей дорогой. Он соединял в своей прозе холодную ясность мысли и горячность сердца и создал уникальный художественный мир. В. С. Маканин был чрезвычайно требователен к себе, к качеству своих книг. В одном из немногочисленных интервью он однажды сказал:
«Не в том суть писателя, чтобы разродиться очередной вещью, а в том, чтобы выбросить ствол еще выше над ярусом, который уже был у него».
В своих книгах он писал о будничных хлопотах простых людей, которые, порой, важнее исторических событий. И сам старался жить как можно проще, хотя его жизнь была не менее увлекательной, чем захватывающий роман. Ещё мальчиком он хотел стать шахматистом, зачастую обыгрывал даже взрослых, шёл на мастера спорта, как вдруг внезапно в девятом классе чуть не ослеп. Врачи запретили маленькому Володе портить зрение за чёрно-белой доской. И для него это стало настоящей трагедией, ведь шахматы, как вспоминал сам писатель, были первой страстью в его жизни. Именно тогда он сделал выбор в пользу литературы, хотя сам даже не пробовал ещё писать.
Чувство, что он занимается чем-то не тем, проживает не свою судьбу, преследовало его до первой книги, хотя за плечами был мехмат, 10 лет преподавания в вузах и высшие курсы сценаристов и режиссёров во ВГИКе. И только повесть «Прямая линия», которая впервые вышла из-под его пера в 1965-м, расставила всё по своим местам, как фигуры на шахматной доске, с которой можно было бы сравнить всю его дальнейшую жизнь.
Маканин далеко не сразу стал именитым писателем, долгие годы считался андеграундным, так назывался и его роман — «Андеграунд, или Герой нашего времени». Главный персонаж, Петрович, талантливый бродяга, который даже и не пытается печатать свои произведения, кажется безумным на фоне предприимчивых товарищей.
После этого были нашумевшие «Где сходилось небо с холмами», «Ключарев и Алимушкин», «Безотцовщина», «Река с быстрым течением». По рассказу «Кавказский пленный» Алексей Учитель снял фильм. В этих произведениях поднимались уже другие темы, в том числе и о красоте, которая может спасти мир, и о вере. И хотя сам Владимир Семёнович о религии говорить отказывался, ссылаясь на то, что это слишком интимно, его фамилия опять же говорила сама за себя. Маканей когда-то называли сельских попов, которые при крещении макали детей в купель. В каком-то смысле, в русской литературе он совершал то же самое, умывая своих читателей чистой водой, посеребрённой своим удивительным словом. И каждый, кто брался за его книги, уже не мог остаться прежним.
Предлагаю вашему вниманию виртуальную выставку произведений В. С. Маканина
Изменения социальной реальности обесценили произведения, которые ничего, кроме приукрашенного отражения этой реальности, не содержали. А вот книги Валентина Распутина и Владимира Маканина читают. Что же привлекает современного читателя? Ему близки их герои, он сталкивается с теми же человеческими проблемами, с той же внутренней борьбой, через которую проходили люди за века до него и будут проходить каждый раз, пока будут оставаться людьми. Потому, что личность настоящего человека всегда ценна, независимо от времени и пространства.
Приглашаем вас в нашу библиотеку, чтобы пополнить свой культурный, духовный, интеллектуальный багаж чтением книг известных российских писателей.
Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.