Уважаемые читатели! 16 февраля исполняется 190 лет со дня рождения одного из удивительнейших и своеобразных русских писателей, Николая Семеновича Лескова, автора известных романов, повестей и рассказов, таких как: «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и многих других , а также театральной пьесы «Расточитель». Приглашаем Вас на литературный час, посвященный жизни и творчеству великого мастера слова.
Писателя заслуженно ставят в один ряд с классиками русской литературы. Но как отмечал критик Борис Эйхенбаум, поставить Николая Семёновича в ряд с Толстым, Достоевским и Гоголем можно и нужно — особенно за несхожесть с ними. Исследователь русской литературы Мирский писал, что творчество Лескова можно сравнить с картинами Брейгеля Старшего, полными ярких красок и гротескных форм.
А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядрёных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.
И. Северянин
Одно из удовольствий, которое приносит творчество Н. С. Лескова — это разнообразие стилей. Некоторые произведения схожи с триллерами, другие — превосходные комедии о провинциальной жизни и т. д. Во многих произведениях Лескова используются переработанные сюжеты древних народных преданий. Николай Семёнович Лесков наряду с Гоголем считается одним из родоначальников такого литературного жанра, как сказ. Лесков изучал жизненный уклад старообрядцев, а их таинственностью и мистицизмом он увлекся более всего.
Лесков в своих рассказах и повестях коснулся практически всех сторон жизни России 60-80х годов XIX века, в них можно найти много интересного исторического материала. Автор жил во время коренной ломки жизненных устоев миллионов людей, отмены крепостного права, разрушения крестьянской общины, изменения жизни помещиков, появления в массовом количестве рабочих, падения авторитета власти и церкви, продажности и коррупции чиновников, недовольства интеллигенции положением дел, их бесконечные разговоры о новом, роста протестных настроений в обществе. Новый капиталистический уклад приводил к тому, что наступало «безлюдье», не хватало людей «высокой пробы».
«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть». (Д. П. Святополк — Мирский)
Н. С. Лесков занимает особое место в русской литературе: причудлив язык, на каком говорят его герои — «чудаки» и герои — «праведники», своеобразен его взгляд на историческую судьбу России. В своих произведениях он показал неповторимый характер русского народа, который раскрывается в исторических испытаниях и трудных жизненных обстоятельствах… Он писал о крестьянах, работодателях, прислуге, о солдатах и офицерах, о священниках и паломникам, о монахах и о дочерях купцов, о цыганах, школьниках, царях, оленеводах… Никто так правдиво не улавливал разнообразие русского национального характера.
Предлагаем Вам познакомиться с лучшими произведениями Н. С. Лескова с помощью виртуальной книжной выставки
Николай Лесков познакомился с жизнью простых людей, живя среди них. Его интересовал быт русского народа. География лесковских произведений варьируется от его родного города Орла до евразийской степи, северных озёр, Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Будучи молодым, работая в организации, занимавшейся управлением несколькими крупными имениями, он активно путешествовал по России, приобретая знания, которые позднее он использует в своем творчестве.
Его судьбу в литературе нельзя назвать простой. Недооценённый современниками, он прошёл большой, сложный, временами мучительный путь. Лесков входил в литературу вне каких-либо движений, течений. И уже отсюда проистекает его «беспощадная распря с современным ему обществом». Лескова не приняли ни правые, ни левые, как и он их, продолжая оставаться до конца ни народником, ни славянофилом, ни западником, ни консерватором, ни революционером. Он не умел сгибаться, юлить, плыть по течению. Ссорился с либералами и радикалами и предостерегал от безудержной веры в материальный прогресс. Русский писатель исповедовал только то, что должно было остаться в будущем — праведную Россию. И даже оказавшись выпавшим из своего времени, невыносимо одиноким, Лесков продолжал истово, одержимо следовать своей вере.
Из-за разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать. Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, но критики ругали его за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю». Лесков им отвечал:
Непростой была не только литературная судьба, но и жизненный путь Николая Семеновича Лескова.
Будущий писатель родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду, родственники по отцовской линии были священниками. Отец будущего писателя, Семен Лесков, поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где получил право на потомственное дворянство.В семье было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино.
В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.
1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью. В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела» ”. В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку.
Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, а затем уехал в Париж. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них — «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).
В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Эти лесковские романы содержат не просто отрицание нигилизма, но и глубокий объективный анализ этого явления. Лескова глубоко занимала проблема отношения общества 60-х годов 19 века к решению вопроса о способах социального обновления России. Полагая единственно возможным путь развития путём реформ, писатель выразил своё скептическое отношение к революционному движению, поскольку, по его мнению, оно не было поддержано народными массами. Отсюда обречённость в изображении героев – участников или сторонников этого движения.
Роман «На ножах» сам автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой». Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова. Максим Горький писал: «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».
В 1870 — 1880 Лесков написал романы «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман «Захудалый род» не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: «Островитяне»(1866), «Очарованный странник» (1873), «Запечатленный ангел»(1873). К счастью, «Запечатленного ангела» не коснулась редакторская правка Михаила Каткова. Даже в атмосфере «суетного и суетливого времени» писатель был воодушевлён верой в духовность человека: «Двойственность в человеке возможна, — размышлял Лесков, — но глубочайшая суть его всё-таки там, где его лучшие симпатии».
Своё творение Лесков снабдил подзаголовком «рождественский рассказ». В его развёрнутом сюжете соблюдены все правила и условности святочного жанра. Но писательское мастерство столь велико, что жанровые каноны не ограничивают, а — наоборот — способствуют творческой фантазии и художественной изобретательности автора. Лесков был доволен тем, что именно после его «Запечатленного Ангела» святочные рассказы «опять вошли в моду», то есть стала возрождаться и продолжилась традиция целого пласта отечественной культуры.
Повесть стала общепризнанным шедевром, который, по словам писателя, «нравился и царю, и пономарю». Она имела громадный успех. Повесть узнали «на самом верху»: императрица Мария Александровна выразила желание послушать «Запечатленного Ангела» в чтении автора. Повесть стала также книгой для домашнего чтения в кругу многих русских семей. Знаменательно сообщение А.П. Чехова редактору Н.А. Лейкину 7 марта 1884 года: «Отец читает вслух матери «Запечатленного Ангела».
В 1881 году Лесков написал рассказ «Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть «Заячий ремиз»(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.
В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин.
Личная жизнь Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался. В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.
Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковом кладбище. Среди лесковских бумаг нашли завещание, в котором Лесков просил «погребсти» себя «самым скромным и дешёвым порядком», «по самому низшему, последнему разряду». «На похоронах моих прошу никаких речей не говорить. Я знаю, что во мне было очень много дурного, и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю…»
В биографии Лескова немало интересных фактов. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
Писатель имел репутацию одного из лучших знатоков русской иконы. В кабинете Лескова имелось иконописное собрание, судьба которого сейчас неизвестна. В. В. Протопопов вспоминал огромный образ Мадонны кисти Боровиковского. У Николая Семеновича были редкостные поморские складни, старинные иконы строгановского и заонежского письма. В лесковском Доме-музее в Орле хранятся три иконы. Одна из них — «Спас во звездах» — с дарственной надписью Лескова. Эту икону писатель подарил своему сыну Андрею на Рождество. Ощущая в отце глубокую и незаурядную личность сын бережно сохранил его архивы и впоследствии написал замечательный труд «Жизнь Николая Лескова» в 2-х томах, проникнутый сыновней любовью и глубоким уважением.
Николай Лесков по праву считается одним из самых виртуозных мастеров пера, которых породила русская земля. Он показал нам Россию, которой мы не знали, да и сегодня не знаем по-настоящему. Какие-то грани русской и просто человеческой души, которых не разглядели другие, может быть, более мощные русские классики. Он глубоко проникает в душу, вытаскивая оттуда красоту человека, Бога и этого мира.
Лесков оставил яркий след в русской литературе. Творчество Николая Семеновича нравилось Ф. М. Достоевскому, некоторое время они сотрудничали в журнале братьев Достоевских «Время». А. П. Чехов дружил с Лесковым, называл одним из первых своих учителей, в некоторой мере даже подражал его творчеству, у писателей было много общего. Лев Толстой называл Лескова «самым русским из писателей». Максим Горький был восхищен талантом Лескова и даже сравнивал его с Тургеневым и Гоголем.
Свет звезды Лескова достиг двадцатого столетия и сполна пролился на прозу этого времени. Среди тех, кто испытал его: Ф. Сологуб, А. Ремизов, Е. Замятин, Б. Зайцев, И. Бабель, И. Шмелёв… Причём новая литература откликнулась именно на то, что не приняла в Лескове современная ему эпоха. Его работа с языком, изящные стилизации, влюбленность в «самовитое слово», понятие, введенное Велемиром Хлебниковым только в XX веке, все это роднило Лескова с русскими модернистами, то есть с русским литературным будущим. В которое он заглянул. Поистине пророческими оказались слова Л. Н. Толстого о том, что Николай Семёнович — это «писатель будущего». Его любовь и вера в русский народ дает оптимизм и в наши дни.
Пригодится ли сегодня опыт писателя, спускавшегося в своем творчестве с небес в бездну, — сотни вопросов встают со страниц книги Майи Кучерской «Прозеванный гений» (Москва, «Молодая гвардия», ЖЗЛ). Первая за 70 лет биография уникального писателя уникальна сама по себе. Как Лесков покинул политические ристалища ради «узорочья» слова, так и его биограф предпочел избитым литературоведческим тропам путь «художника слога». Рубцы и шрамы, оставленные ХIХ веком, кровоточат до сих пор, вот почему разговор о писателе, истово пытавшемся их врачевать, так актуален сегодня.
Читайте Лескова и о Лескове!
Подготовила Жукова А. В.