3 октября – день рождения выдающегося русского поэта Сергея Александровича Есенина. Фамилия Есенин – русская – коренная, в ней звучат языческие корни – овсень, осень, ясень,- связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. И именно Есенин более других гениев подтверждает известную истину о том, что начало всякого искусства слова – в фольклоре.
Вряд ли можно найти русского человека, который не был бы знаком с творчеством Есенина. В чём секрет такой популярности его творчества? Понять это можно просто открыв сборник со стихами Есенина. Каждое слово отражает мысли и чувства поэта, находя отклик и в сердцах читателей: будь то воспевание любимой Родины, нежные чувства к девушке или философские размышления о смысле жизни. Приглашаем вас на литературно-музыкальный час, посвященный песенной поэзии Есенина.
Его стихи – особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных направлений начала ХХ века, он – сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. 30 лет прожил поэт на этой земле. Один из героев Василия Шукшина говорит: «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
В Константиново, сразу же после смерти Сергея Александровича Есенина, стали приезжать, добираясь до села чаще всего пешком, поклонники его поэзии. В есенинском доме их встречали мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, местный библиотекарь Мария Дмитриевна Воробьева. С 1985 года на родине поэта проводится Всероссийский есенинский праздник поэзии. Из дальних и близких уголков нашей страны почитатели творчества Есенина приезжают в село Константинове — в Музей-заповедник поэта. Что сюда приводит людей? Любовь к великому певцу России, желание сердцем прикоснуться к истокам его жизни, его поэзии.
Есенин родился в песенном краю, в Рязанской губернии. С детства поэт впитал духовный мир родного села: с песнями, поверьями, частушками, которые он слышал и которые стали источником его творчества. Мать С. Есенина считалась лучшей песенницей в селе, также хорошо пел и отец. Дед Титов, воспитывавший Есенина, знал наизусть множество песен. В доме родителей, по воспоминаниям Есенина, часто пели, играли на музыкальных инструментах, в основном на маленькой гармошке – «тальянке». «К стихам, – говорил он, – расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их. Запоминал песни, особенно частушки, любил фольклор, прежде всего музыкальный. Часто у нас дома собирались слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе… Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные».
«В детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии», — писал Есенин. И в его стихах мы находим отзвуки самых популярных фольклорных жанров: песен и частушек, широко бытовавших в рязанской деревне.
Название и содержание первого стихотворного сборника поэта «Радуница» связывают с циклом весенних народных песен, которые так и назывались «радовицкими» или «радоницкими весняками». Они показывают весеннюю озорную радость молодой пробуждающейся жизни.
Природа русской земли – главный мотив творчества Есенина: « Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных». («Край любимый»)
Многим ранним стихам Сергея Есенина свойственны распевность, своеобразная мелодика, чёткий ритм. Нежность, лиричность, задушевность, использование изобилия метафор, эпитетов, особых синтаксических конструкций — это поспособствовало огромной популярности поэта. Есенин часто использовал символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (берёза, клён, черёмуха). Также важны цвета в поэзии автора. Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия («синь, упавшая в реку», «вечером синим, вечером лунным»).
Важной составляющей поэзии Есенина является любовная лирика. Одно из самых известных его стихотворений «Заметался пожар голубой…» буквально с первого прочтения пробивает нас до дрожи, заставляя тонуть в том океане чувств и эмоций, который вылил поэт в виде простых слов; пережить эту искренность, как свои собственные чувства. В этом стихотворении поэт, словно на исповеди, кается в совершенно новом для него чувстве – сильной любви, но, к сожалению, неразделённой. Он признается, как надоела ему старая жизнь в строке «разонравилось пить и плясать». Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…».
Писательница Софья Семеновна Виноградская, хорошо знавшая Есенина, вспоминала: «Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение, и песней же можно было привести его в какое угодно настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал ее как-то по- особенному, по-своему».
Многие свои стихи Есенин называл «песнями»: «Далекая веселая песня», «Песня старика разбойника», «Песнь о великом походе», «Песнь о хлебе» и другие. »… В этих названиях слово «песнь» соотносится с чем-то возвышенным, таинственно торжественным.
Увлекался Есенин и частушками, собирал их. По свидетельству современников, он привез в Петроград в 1915 году около 4-х тысяч собранных им частушек, чем очень гордился. Сто семь рязанских частушек, записанные поэтом, вышли в свет в 1918 году на страницах московской газеты «Голос трудового крестьянства». Владимир Чернявский вспоминал о С. Есенине: «частушки были его гордостью не меньше, чем стихи». Короткая, емкая форма частушки, игра слов, выразительность языка были для него хорошей школой.
Стихотворения С. Есенина очень лиричны, мелодичны, легко ложатся на музыку. Еще при его жизни был написан романс «Письмо к матери», сочиненный командиром взвода Красной Армии Василием Липатовым (1897 – 1965). Он познакомился с Есениным в Петрограде в 1924 году после одного из публичных выступлений поэта. Сам Липатов закончил позже Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано, преподавал в музыкальных школах и был аккомпаниатором в различных музыкальных учреждениях. Также Липатовым были написаны романсы на стихи Есенина «Клён ты мой опавший», «Цветы мне говорят – прощай!», «Есть одна хорошая песня у соловушки» и др. Его называли «есенинским композитором». «Письмо матери» Василия Липатова пели Вадим Козин, Клавдия Шульженко, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Александр Малинин и другие.
Сергей Есенин был одним из самых любимых поэтов композитора Георгия Свиридова – прежде всего по духовному и философскому складу, любви к природе, Отечеству. На стихи Есенина Георгий Васильевич написал свыше пятидесяти музыкальных произведений – сольных и хоровых. Как рождались мелодии композитора на есенинские произведения? Вот что говорил об этом сам Свиридов: «Я однажды шёл – под Звенигородом это было… – и меня как молнией вдруг ударило, и вся музыка поэмы памяти Есенина у меня в голове зазвучала – я побежал домой и просто записал её подряд. Как это объяснить? Я её не сочинял – она сама мне явилась…» Спустя годы, стало ясно, что «Поэма памяти Сергея Есенина» для Свиридова и вообще для советской музыки стала этапным произведением. Об этом можно писать и писать, но я хотел бы вспомнить о другом произведении композитора – о его песне на есенинское стихотворение «Зелёная причёска».
Композитор Григорий Пономаренко написал музыку на стихи «Отговорила роща золотая», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Пускай ты выпита другим», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова» – любимые песни многих вокалистов и вокально-инструментальных ансамблей.
К творчеству С.Есенина обращались Александр Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Муслим Магомаев («Королева», «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»). С музыкой Алексея Карелина стали знаменитыми песни «Цветы мне говорят — прощай», «Черёмуха душистая», «Вот оно — глупое счастье». Аркадий Северный включал в свои выступления романсы «Ты меня не любишь», «Белая свитка и алый кушак», «Вечер чёрные брови насупил». На музыку Александра Вертинского Алексей Покровский исполнял «Последнее письмо»…
Редкое видео. Песню на стихи Сергея Есенина поёт замечательный русский артист, музыкант и просветитель Алексей Покровский. Нежное, пронзительное соло на балалайке исполняет музыкант виртуоз Юрий Павлович Мордасов.
Среди исполнителей, безусловно, достойное место принадлежит народному артисту СССР Иосифу Кобзону. Он один из тех певцов, в репертуаре которого огромное количество песен есенинской темы. Однажды, выступая с концертом перед земляками поэта в Рязанской области, он сказал: «Сергей Есенин – мой любимый поэт. У меня много песен на его стихи». Строки С. Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении – Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза»), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая»).
Песни на стихи С. Есенина исполняют сегодня новое поколение певцов, некоторые драматические актёры: Олег Погудин, Стас Михайлов, Вика Цыганова, Земфира, Елена Ваенга, Прохор Шаляпин, Сергей Безруков, Дмитрий Харатьян и другие, различные рок-группы и вокально-инструментальные ансамбли.
Стихотворение «Забава» (1923 г.) Произведение поэта не было песней до 1989 года, когда на его стихотворение обратил внимание российский исполнитель Александр Малинин. Музыку написал актёр Сергей Беляев, вскоре удостоившийся диплома «Песни года». В конце 90-х гг. А. Малинин, находившийся в поиске собственного имиджа и репертуара, в свой новый перечень песен внёс» и «Забаву». «Песня вошла в виниловую пластинку Александра Малинина «Неприкаянный». Она вышла в 1990 году и пользовалась большим спросом».
Стихотворение «Я обманывать себя не стану…»(1923 г.) Оно, как и «Забава», входило в цикл стихов С. Есенина «Москва кабацкая». В первой половине 80-х «Гуляка» был, вероятно, самым известным произведением Есенина, и этим всенародным успехом был обязан рок-группе «Альфа» и ее тогдашнему лидеру Сергею Сарычеву. Сарычев снабдил «Гуляку» весьма энергичной, озорной, даже хулиганской мелодией — и песня «пошла гулять» по всем магнитофонам страны. В 2004 году другой исполнитель русского шансона Виктор Королёв выпустил концертный DVD-диск, который был назван «Я московский озорной гуляка». Много и других авторских исполнений стихотворений С. Есенина. ослушайте песню в исполнении Игоря Куприянова
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» (1924 г.) На это стихотворение существует несколько переложений на музыку. Например, у Никиты Джигурды и других артистов. В 2002 году свою мелодию на данное произведение предложил Стас Михайлов. Есенинские строчки прозвучали в его альбоме «Посвящение». Диск вышел задолго до обретения Михайловым популярности, и эту песню услышали не сразу.
«Письмо к женщине (1924 г.). Романс «Вы помните» был написан Анастасией Минцковской в начале 90-х годов. Прозвучав в конкурсе песен радиостанции «Маяк», он неоднократно завоёвывал призовые места.
«Ты меня не любишь, не жалеешь»(1925 г.). — одно из последних стихотворений С. Есенина (1925 г.). Несколько песен было написано на стихотворение поэта. Авторами стали: Юрий Эрикона, Борис Рубашкин, а исполнителями — Сергей Захаров, Александр Михайлов, Аркадий Северный и другие. «В 2009 году свою версию представил и Александр Новиков, который всегда был неравнодушен к поэзии Сергея Есенина. В результате в песне «Ты меня не любишь, не жалеешь» сохранены две яркие индивидуальности — и есенинская, и новиковская».
«До свиданья, друг мой, до свиданья»(1925 г.) Это самое последнее стихотворение С. Есенина. Оно было написано кровью в гостинице «Англетер» 27 декабря 1925 года за несколько часов до самоубийства поэта. «Короткое, эмоциональное стихотворение довольно точно описывает состояние Сергея и заканчивается строчками «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей». Александр Вертинский положил прощальные строки Есенина на музыку, но дополнил оригинал еще одной строфой, в которой, в частности, фигурирует признание «мне так страшно уходить во тьму». Несмотря на некоторое противоречие духу есенинских строчек, вариант Вертинского тоже считается почти «каноническим». Кроме А. Вертинского песню исполняли Валерий Ободзинский, Жанна Бичевская и другие.
В наши дни к творчеству Есенина обращаются и рок-музыканты. Рок-группа «Кукрыниксы» записала два альбома на стихи С. Есенина, а песня «Москва» стала главным «хитом» в творчестве рок-группы «Монгол Шуудан». Всего же на стихи Сергея Есенина было написано около трёхсот музыкальных произведений. Завидная статистика для поэтов!
Красота родной природы, и русского слова, и песни матери, и сказки бабушки, библия деда, деревенская улица, частушки – все это способствовало раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа щедро наградила драгоценным даром песенного слова. «Эта песня в сердце отзовется», — написал Есенин о своих стихах и поэмах. Так и получилось. Песня Есенина всегда находила живой отклик в людских душах, была их доброй спутницей и в радости и в печали. С годами она не только не старилась и не увядала, а словно бы молодела, открывала свои заветные тайники, обретала новые краски, новые оттенки.
Подготовила Жукова А.В.