Поэтический вечер «Рыцарь мечты»

Откуда я пришел, не знаю…

Не знаю я, куда уйду,

Когда победно отблистаю

В моем сверкающем саду.

Н. С. Гумилев

3 апреля исполняется 135 лет (1886 — 1921) со дня рождения Николая Степановича Гумилёва. А 26 августа 2021 года исполняется 100 лет со дня смерти поэта. Наш поэтический вечер посвящен творчеству Николая Гумилева. Мы приглашаем вас в его поэтический мир — мир мечтателя и романтика, капитана южных морей, воина и влюбленного рыцаря…

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Н. С. Гумилева. Создатель акмеизма, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям.

35 лет прожил поэт, рано оборвалась его жизнь. Оборвалась по приказу, по судебной ошибке, от свинца,  погасившего сердце поэта. Николай Чуковский писал: «Когда государство сталкивается с поэтом, мне так жалко бедное государство. Что государство может сделать с поэтом? Самое большое? Убить! Но стихи убить нельзя, они бессмертны – и бедное государство всякий раз терпит поражение…»

Александр Иванович Куприн писал о Николае Гумилеве:

«Гумилев писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, обвеянные ароматами высоких гор, жарких пустынь, дальних морей и редких цветов, прекрасные, полнозвучные, упругие стихи, в которых краткая и емкая форма вмешает гораздо больше, чем сказано. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, — он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте. Когда читаешь его стихи, то думаешь, что они писались с блестящими глазами, с холодом в волосах и с гордой и нежной улыбкой на устах».

Гумилёв сам творил свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создаёт поэму. Когда-то молодой поэт поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным, научился плавать, скакать на лошади, фехтовать…

Предлагаю Вашему вниманию видеопрезентацию, из которой можно узнать об интересных фактах биографии писателя.

За год до окончания гимназии, в 1905 году, Гумилев выпустил первый сборник стихов под названием «Путь конквистадоров». В нем Гумилев сразу заявил об особом подходе к миру.И весь жизненный путь Гумилева, если определить кратко- это Путь конквистадора, Путь завоевателя. Конквистадор Гумилева завоевывал не земли и не страны, а новую любовь, вплетая в «воинственный наряд звезду долин, Лилею голубую». Гумилев не столько чувствовал себя первооткрывателем Прекрасного, сколько стремился приблизить возможную гармонию.

Послушайте песню Павла Можаева на стихи Николая Гумилёва «Я конквистадор в панцире железном».

Выраженные в сборнике «Путь конквистадоров» духовные искания получили дальнейшее развитие во второй книге, в «Романтических цветах», изданных в 1908 году. Этот сборник был посвящен Анне Горенко, будущей поэтессе Анне Ахматовой.

Звучит стихотворение «Сады души». Читает: Борис Ветров, живопись: Андрей Карташов

Книга «Романтические цветы» во многом была связана с первым путешествием Гумилева в Африку, Стремление повидать экзотические страны было давней мечтой поэта. По воспоминаниям Анны Ахматовой, это путешествие было предпринято наперекор воле отца. Вот что пишет поэтесса: «Об этой своей мечте поехать в Африку… поэт написал отцу, но отец категорически заявил, что ни денег, ни его благословения на такое «экстравагантное путешествие» он не получит до окончания университета. Тем не менее. Коля, невзирая ни на что, в 1907 году пустился в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячной родительской помощи. Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем виденном: как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их скудную трапезу…»

С этого времени в лирику Гумилева входят образы моря, кораблей, а основной темой его поэзии становится тема «дальних странствий», скитаний. Образ капитанов — «открывателей новых земель» — станет символом особого образа жизни и мировосприятия.

Отрывок из стихотворения «На полярных морях и на южных» читает MikePoll

В лирике Николая Гумилева тех лет звучит мотив неразделенной любви. Впервые он увидел Анну в 1903 году в Царском Селе. Ему было семнадцать, ей — четырнадцать. Спустя два года он сделал Ане предложение, но получил отказ. Анна, не разделяла его пылких чувств. Очередной отказ поверг влюбленного в состояние глубокого отчаяния. Он снова надолго уезжает из России, странствует по свету. Насколько сложными были взаимоотношения Николая Гумилева и Анны Горенко, можно судить по их стихам, в которых звучит «жизнь сердца».

Гумилев был так настойчив, что Анна дала наконец согласие. Это произошло 29 ноября 1909 года в Киеве. 21 апреля 1910 Гумилев пишет Брюсову: «Пишу Вам, как Вы можете видеть по штемпелю, из Киева, куда я приехал, чтобы жениться. Женюсь я на Анне Горенко, которой посвящены «Романтические цветы”. Свадьба будет, наверное, в воскресенье, и мы тотчас уезжаем в Париж. К июлю вернемся и будем жить в Царском Селе по моему старому адресу».

О встречах с Анной Ахматовой в это время вспоминает В. Срезневская: «Мы много говорили на разные темы. Она читала стихи, гораздо более женские и глубокие, чем раньше. В них я не нашла образа Коли, как и в последующей лирике, где скупо и мимолетно можно найти намеки на ее мужа, в отличие от его лирики, где властно и неотступно до самых последних дней его жизни, сквозь все его увлечения и разнообразные темы, маячит образ жены. То русалка, то колдунья, то просто женщина, таящая “злое торжество”…»

В 1910 году вышла третья книга стихов Гумилева, принесшая ему широкую известность. Она называлась «Жемчуга». Эту книгу Гумилев посвятил Валерию Брюсову, назвав его своим учителем. В 1911 году у Гумилевых родился сын Лев. К этому же году относится рождение литературного объединения «Цех поэтов»  и нового литературного течения — акмеизма, признанным вождем которого стал Николай Гумилев. Провозглашенный им акмеизм в его собственном творчестве всего полнее и отчетливее выразился в вышедшем в 1912 году сборнике «Чужое небо».

Послушайте, что говорил Николай Гумилев о  поэзии:

«Только стремясь к совершенству, можно создать прекрасные строчки, картины, мелодии. Только полностью отдав себя, ты получишь мир, только сгорев сам, ты зажжешь в других сердцах искру. Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Среди них есть ангелы-хранители. мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют, умирают».

В «Письмах о русской поэзии» Гумилев пишет о внимании к слову, к возможностям слова. О чем бы он ни писал, чье бы творчество ни разбирал и ни оценивал, он непременно говорил о ремесле, об умении мастера выразить себя в словах.

Николай Гумилев «СЛОВО» («В оный день, когда над миром новым…»). Читает Павел Морозов.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Гумилев жил интенсивной жизнью: участие в литературных объединениях «Аполлон»  и «Цех поэтов» и в небольшом журнале «Гиперборей»; литературные встречи на «Башне» Вячеслава Иванова, новое путешествие в Африку.

Первая мировая война сломала привычный ритм жизни. Спустя 24 дня после объявления войны, 24 августа 1914 года, Гумилев записывается добровольцем в лейб-гвардии уланский полк. Он был награжден двумя Георгиевскими крестами — IV и III степеней, которые давались за исключительное мужество.

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне и Париже, занимался восточной литературой, переводил. В мае 1918 он вернулся в революционный Петроград. Вернувшись в Советскую Россию, Гумилев окунулся в напряженную литературную атмосферу революционного Петрограда. Он стал читать лекции в Институте истории искусств, участвовал в редакционной коллегии «Всемирной литературы», основанной М. Горьким. Гумилев любил эти занятия — они помогали ему чувствовать себя нужным человеком, который знает, как помочь таланту раскрыть себя, поверить в свои силы. В самые жестокие исторические времена поэзия, искусство помогали людям не ожесточиться, не растерять свое достоинство, не отчаяться. Он никогда не умел щадить себя, экономить силы для собственного творчества. Вот почему на его лекции собиралось много народа.

Несмотря на житейские трудности, бытовые неудобства, постоянное недоедание, в те далекие 1920-е годы Гумилев находил время для творчества: в 1918 вышел шестой сборник стихов под названием «Костер», содержащий стихи 1916—1917 годов, а в 1921 вышли два последних прижизненных сборника стихов Гумилева — «Шатер» (со стихами об Африке) и «Огненный столп». Стихотворения последнего сборника рождены размышлениями над вечными проблемами — о смысле жизни и счастье, о противоречии души и тела, о соотношении идеала и действительности, Обращение к ним сообщает поэзии величавую строгость слога, афористическую точность.

Обладавший, как и многие хорошие поэты, даром предвидения, Николай Гумилев даже посвятил этому таланту стихотворение, названное “Шестое чувство”. Жанр стихотворения – философская элегия.

Последний год его жизни начинался обыкновенно, буднично, без предчувствий и тревог. Была такая же, как прошлые две, трудная, холодная, голодная зима — надо было выживать. В начале августа, отдохнув в Крыму. Николай Гумилев вернулся, полный планов и надежд. Он был доволен и поездкой, и новыми стихами, и работой с учениками — студийцами.

3 августа 1921 года Николая Гумилева арестовали за «должностное преступление», хотя ни на какой должности он не состоял. Его обвинили в участии в контрреволюционном заговоре. А спустя двадцать четыре дня его не стало. Он был расстрелян тридцати пяти лет от роду, в расцвете жизни и таланта. В воспоминаниях о Гумилеве не раз цитировался фрагмент его письма жене из тюрьмы: «Не беспокойся обо мне. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы». Упоминалось также, что в тюрьме перед смертью Гумилев читал Гомера, Евангелие. Стихи, написанные в тюрьме, до нас не дошли. Николай Гумилев — первый в истории русской литературы поэт, место погребения которого неизвестно до сих пор. Как сказала в своем стихотворении о нем Ирина Одоевцева: «И нет на его могиле // Ни холма, ни  креста — ничего».

История — вопреки всем событиям и обстоятельствам — предпочла сохранить бессмертное свидетельство высоты духа и мужества — последнее стихотворение Гумилёва, написанное в дни следствия:

Произведения Николая Гумилева долго не переиздавали. Лишь во время перестройки состоялся пересмотр «дела Гумилева», и с него было полностью снято обвинение в контрреволюционном заговоре, что позволило открыть для себя его поэзию широкому кругу читателей.

Николай Степанович Гумилев завещал потомкам «сады» своей души. Гумилев живет в своих созданиях. И Гондла, и неверный Раджа, и Колумб, и короли из первой книги, и бесстрашные капитаны — все они стремятся к одному и тому же, их устами говорит все тот же верный себе и своему необыкновенному цельному мировоззрению, неутомимый, страстный, мудрый и юный в своей наивности, задумчивый и одинокий воин и капитан…

Наследие Николая Степановича Гумилева – поэта редкой    индивидуальности – не утратило своей чарующей новизны, свежести, остроты чувств до сей поры. В двадцать первом веке поэзия Гумилёва словно обрела второе дыхание. Появилось много песен на его стихи, и это нельзя объяснить лишь данью моде. Главный секрет этой популярности — в обаянии благородства неординарной, сильной личности и завораживающей глубине поэтических откровений.  

Подготовила Жукова А. В.