Познавая космос

К Международному дню  полета человека в космос 12 апреля 2022 года сотрудники Библиотеки имени Т.Г. Шевченко приглашают совершить урок-путешествие «Познавая космос»

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Наша страна в превращении этой мечты в реальность сыграла не последнюю роль. Через 12 лет после окончания Великой Отечественной войны Советский Союз начал первым прокладывать путь человечества в космическое пространство. Этот подвиг совершили конструкторы, авиаторы, инженеры, рабочие…

12 апреля 1961 года в Советском Союзе состоялся исторический полет первого человека Юрия Гагарина в космическое пространство.

Уважаемые читатели! 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. Для предприятий космического приборостроения это событие стало важнейшим, продемонстрировавшим всему миру научно-технический потенциал ракетно-космической промышленности нашей страны. Предприятия интегрированной структуры РКС и их предшественники внесли неоценимый вклад в подготовку и осуществление этого легендарного полета.

Биография

Юрий Гагарин – советский летчик, биографию которого каждый знает еще со школы. Гагарин —  человек, совершивший первый полет в космос. Летчик-космонавт стал образцом и легендой не только для жителей СССР, он почетный гражданин заграничных городов и международный общественный деятель. Юрий Алексеевич открыл новую страницу в исследовании космоса и стал символом развития советской науки и авиации.

Детство

Фото Юрия Гагарина - редкие и в хорошем качестве

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино, в Западной области СССР, в семье зажиточных крестьян. Мальчик был третьим из четверых детей. Детство Юры проходило спокойно и радостно, отец и мать уделяли ему много внимания. Алексей Иванович, глава семейства, много занимался поделками из дерева и с удовольствием приобщал к этому детей.

В 6 лет Юра пошел в школу, но успел закончить только первый класс, прежде чем началась Великая Отечественная война. Немецкие войска захватили часть территории СССР, дошли они и до Клушино, так что работа многих государственных учреждений, в том числе и школы, прекратилась. Став известным человеком, Юрий предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Известно, что солдаты Германии выгнали семью Гагариных из дому и, отступая, забрали с собой молодежь в качестве военнопленных. Так увезли его брата и сестру.

В 1943 году Клушино освободили, а вскоре после окончания войны Гагарины переехали в Гжатск, где мальчик продолжил учебу. Юрий был очень способным и любознательным юношей, занимался множеством видов деятельности, начиная от музыки и заканчивая фотографией.

После того, как Гагарин закончил 6 классов, он решил переехать в Москву, так как чувствовал себя слишком стесненным в небольшом городе. Родители пытались отговорить амбициозного юношу, но не смогли этого сделать. Так, в 1949 году 15-летний Юрий Гагарин переехал в столицу.

Подросток жил у родственников, учился в ремесленном училище, одновременно проходя программу за седьмой класс в школе рабочей молодежи. Тогда же молодой Гагарин увлекся баскетболом и вскоре стал капитаном команды. В 1951 году юноша переехал в Саратов, где и начал проходить обучение в индустриальном техникуме. Во время учебы произошло первое знакомство Юрия с небом.

В 1954 году Гагарин попал в клуб авиалюбителей, где читались доклады отцов-основателей космонавтики. Послушав выкладки Циолковского, юноша просто влюбился в идею полетов за пределы Земли, хотя вряд ли мог представить себе тогда, чем обернется его увлечение. В следующем году Гагарин выпустился из техникума, параллельно молодой человек продолжал состоять в клубе авиалюбителей и уже успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете.

Через несколько месяцев после того, как будущий космонавт закончил учебу, его призвали на прохождение армейской службы в военное авиационное училище в Чкалове. Там у Гагарина возник серьезный конфликт, едва не стоивший молодому человеку жизни. Гагарин, назначенный помощником командира взвода, был чрезвычайно строг по части дисциплины, что, разумеется, не устраивало его сокурсников. Однажды ночью его подловили и жестоко избили, после чего юноша пролежал в больнице месяц, прежде чем смог вернуться к службе. Примечательно, что это происшествие нисколько не сломило боевой дух, отношение к подопечным он не поменял.

Курсант Гагарин легко справлялся с любыми заданиями, кроме посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина.

Молодой человек, не представлявший без неба своей жизни, готовился уже поставить крест на своей карьере, но в этот момент начальник училища, которому не давали покоя загадочные неудачи лучшего студента, обратил внимание на маленький рост парня и предположил, что именно из-за этого он имеет проблемы с углом обзора во время посадки. Гагарину дали еще один шанс, при этом перед полетом положили на кресло подкладку, увеличившую высоту сидения. Предположение оказалось верным.

В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище и начал служить в Мурманской области.

Гагарин Юрий Алексеевич

Космонавтика

В 1959 году Гагарин дослужил до чина старшего лейтенанта, получив звание военного летчика 1-го класса. Тогда же на государственном уровне было закреплено постановление о поиске и отборе кандидатов на полет за пределы Земли. Услышав об этом, летчик написал руководству рапорт, в котором просил зачислить его в кандидаты.

Отбор проходил не по навыкам или заслугам, проверками руководил Королев и в первую очередь смотрел на физические данные претендентов. Первые ракеты были ограничены в размерах и грузоподъемности. Рост, чуть было не стоивший летчику карьеры, в этот раз стал счастливым билетом Юрия. В рост юноша был 165 см (по некоторым данным и вовсе 157), а вес будущего космонавта составлял 68 кг – будь Гагарин крупнее, он мог бы и не поместиться в космическом корабле.

После многочисленных проверок Гагарина утвердили как одного из 20 предполагаемых будущих космонавтов. В марте 1960 года летчик приступил к тренировкам.

Несмотря на жесткую конкуренцию, Гагарин сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Надежный, сильный и доброжелательный юноша никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя, и это было видно по его поведению и манере речи. Космонавт легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

Гагарин обожал небо и отдавался занятиям целиком, на остальное у него просто не было времени. В результате по анонимному вопросу, проведенному среди кандидатов в космонавты, большая часть назвала именно Гагарина как человека, наиболее подходящего для первого полета в космос. Несмотря на то, что летчик не был лидером ни в одной области подготовки, по сочетанию навыков, черт характера и психологической устойчивости именно он был признан идеально приспособленным для путешествия в космос.

Выбор кандидата

Тайна смерти Юрия Гагарина: от чего на самом деле погиб первый космонавт ::  Жизнь

В 1961 году ввиду соперничества с США возникла необходимость как можно скорее окончательно определиться с кандидатурой и совершить полет максимум в начале второй декады апреля. Тогда появились сведения, что 20 апреля планируется запуск американской ракеты с человеком на борту. Среди трех предлагаемых лидеров в качестве первого космонавта выбрали Гагарина, это случилось в самый последний момент, меньше чем за месяц до полета. Германа Титова утвердили запасным.

Вопрос, почему первым человеком в космосе стал Гагарин, а не Титов, волнует любителей истории и по сей день. В записях Королева фигурирует пометка, что Титов более подготовлен, чем Гагарин, но в решительный момент выбран был все-таки второй. Одна теория гласит, что в выбор вмешался политический фактор. Первому космонавту предстояло стать символом: Юрий, обладавший образцово-славянской внешностью и чистой биографией всей семьи, показался властям более подходящим на роль представителя советской космонавтики.

Другая теория утверждает, что Титов был более важен для проекта, поэтому им не хотели рисковать в первом полете. Уже в это время он был утвержден на второй. Параллельно велась работа над длительным пребыванием в космосе. Герман Титов показался Королеву пригодным для того, чтобы провести вне Земли целые сутки.

Конструктор не мог выбрать из пяти схожих летчиков одного. У мужчин были почти одинаковые рост и вес, воинское звание. Все, кроме капитана Комарова, служили старшими лейтенантами. Королев провел с кандидатами личные беседы, задавая каверзный вопрос о центрифуге. Гагарин честно заявил, что чувствует себя в этом испытании плохо и даже ненавидит центрифугу. Остальные кандидаты отрапортовали, что подготовка проходит отлично. Так Юрий прошел тест на честность. Для Королева и командования базы было первостепенно важно, чтобы космонавт мог откровенно рассказать обо всех проблемах и ошибках в полете, а не импровизировал и держал лицо.

Журналисты и исследователи допускают также, что сам вопрос, о том, почему Гагарин стал первым человеком в космосе, некорректен, так как Юрий таковым не являлся. В 1993 году М. Руденко и Н. Варваров опубликовали фамилии трех летчиков в газете «Воздушный транспорт». По словам журналистов, в 1957 году во время суборбитального полета погиб летчик Ледовских, в 1958 – Шаборин, а в 1959 – Митков. Эксперименты оставались засекреченными, а в 1960 году прошел отбор летчиков в программу подготовки космонавтов. Статью в специализированной распространенной газете не оспорил ни один сотрудник космической отрасли.

GISMETEO: Исторические 108 минут: доклад Гагарина после полета - Наука и  космос | Новости погоды.

Первый полет в космос

Полет на корабле «Восток» был сопряжен с огромными рисками для жизни Гагарина. По причине спешки не были продублированы некоторые важные системы, корабль не оборудовался системой мягкой посадки, даже не была создана система аварийного спасения на случай неполадок во время старта. Шанс, что первый космонавт погибнет, так и не поднявшись в воздух, был очень большим.

12 апреля 1961 года осуществился взлет с космодрома «Байконур». Из-за того, что возникли неполадки с оборудованием, Гагарин поднялся на 100 километров выше, чем изначально планировалось. Если бы возникли проблемы с тормозной установкой, космонавту пришлось бы возвращаться на Землю больше месяца, при этом запас воды и пищи был рассчитан всего на 10 дней.

Несмотря на многочисленные проблемы, Юрий Гагарин благополучно спустился с атмосферы. Его аппарат приземлился не там, где планировалось. Космонавта довезли до ближайшего поселка, и уже оттуда Юрий позвонил начальству с докладом об успешном приземлении и отсутствии травм. Поскольку полет был секретным, даже советские СМИ узнали о технологическом прорыве родного государства только на следующий день.

Мировая слава

Космонавт Волынов назвал версию гибели Гагарина, но считает, что истину  никто не узнает

Как только информация стала доступна, Гагарин превратился в звезду всемирного масштаба. Этому немало поспособствовал Хрущев, настоявший на достойном приеме героя. 14 апреля 1961 года состоялось грандиозное празднество в честь космонавта.

Через месяц Гагарина отправили за границу с «Миссией мира», где ему предстояло посетить более 20 стран, работая, в том числе, и в дипломатическом ключе. Во всех этих поездках Гагарин зарекомендовал себя как тактичный и обаятельный молодой человек. Личная харизма Юрия немало способствовала укреплению положительного имиджа СССР.

Следующие несколько лет Юрий Гагарин занимался в основном общественной деятельностью, почти не занимаясь летной службой. Знаменитый космонавт немало усилий приложил к популяризации космонавтики, сам готовился стать членом лунного космического экипажа. Также майор Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию, которую закончил за месяц до гибели.

Гибель

27 марта 1968 года Гагарин выполнял тренировочный полет и по неизвестным причинам совершил маневр, из которого не смог выйти. Самолет врезался в землю, Гагарин и его инструктор Владимир Серегин погибли. Тела летчиков были кремированы, урны с прахом похоронены в Кремлевской стене.

Одной из возможных причин трагедии называют сближение и резкое уклонение от другого самолета, в результате чего МиГ-15УТИ Гагарина ушел в штопор. Из-за неверных данных о метеоусловиях и показателей приборов летчики попросту не успели вывести самолет из падения. Долгие годы истина оставалась неизвестной.й Гагарин протирает свой самолет в аэроклубе ДОСААФ города Саратова. 1954

НИИ-885 (ныне АО «Российские космические системы», РКС) разработал аппаратуру радиотехнической, автономной и радиотелеметрической систем управления ракеты-носителя «Восток», которая 60 лет назад доставила на орбиту корабль-спутник с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.

Ракета-носитель «Восток» создавалась на базе ракеты Р-7, которая стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания. Позднее на базе боевой Р-7 было создано семейство ракет-носителей, которые внесли существенный вклад в освоение космоса.

Для успешного выполнения задачи ракетам необходима была  эффективная и надежная система управления. Важность такой системы и определила то, что в Совете главных конструкторов по ракетной технике, который возглавлял Сергей Королев, из шести его членов два отвечали за создание системы управления. Это были Михаил Рязанский и Николай Пилюгин. Оба они работали в НИИ-885 (сегодня – РКС).

В НИИ-885 работы с самого начала велись по трем направлениям: автономные системы управления ракет, радиосистемы управления и радиотелеметрические системы.

Следящая антенна бортовой системы радиоуправления

С 1952 года в НИИ-885 работали два базовых подразделения: комплекс 1 во главе с главным конструктором автономных систем управления, главным инженером НИИ-885 Николаем Пилюгиным и комплекс 2 под руководством главного конструктора радиосистем управления, директора института Михаила Рязанского.

Точность полета ракеты в основном определялась возможностями системы управления. В начале 1950-х годов считалось, что инерциальные автономные системы без радиокоррекции не способны обеспечить приемлемую точность. Например, отклонение боевой части ракеты Р-7 без применения радиоуправления могло достигать десятков километров. Поэтому применялись и автономная, и радиосистема управления.

Усилитель-преобразователь сигналов слежения бортовых антенн

В рамках подготовки и проведения первого пилотируемого полета в космос Юрия Гагарина НИИ-885 создал аппаратуру системы управления и телеметрии ракеты-носителя. В состав автономной системы управления входили автомат угловой стабилизации, система нормальной стабилизации, система боковой стабилизации, система регулирования кажущейся скорости, система одновременного опорожнения баков и синхронизации уровней компонентов, а также автомат управления дальностью.

Чувствительными элементами автомата угловой стабилизации являлись гироскопические приборы: гирогоризонт и гировертикант, системы нормальной и боковой стабилизации и автомата управления дальностью (одностепенные физические маятники), системы регулирования кажущейся скорости (электролитические интеграторы продольных ускорений).

Пеленгационная антенна системы локационного наведения наземных антенн.

В целом система управления ракеты-носителя «Восток» в полете Гагарина проработала без замечаний, но на завершающем этапе система радиоуправления не выдала команду на выключение двигателя третьей ступени. Это произошло из-за неустойчивой работы преобразователя постоянного тока в переменный в системе бортового радиокомплекса, разработанного и изготовленного другим предприятием.

Двигатель проработал дольше расчетного времени и отключился по сигналу дублирующей автономной системы управления, которая была настроена на скорость большую, чем заданная для системы радиоуправления. В результате космический корабль «Восток-1» вышел на несколько более высокую орбиту. Тем не менее, этот сбой не привел к необратимым последствиям, и Юрий Гагарин, облетев земной шар, благополучно вернулся на Землю.

Главный токораспределитель автономной системы управления

НИИ ТП создал командную радиолинию для первого корабля «Восток».

Телеуправление космическим кораблем-спутником «Восток-3А» обеспечила созданная НИИ-648 (ныне АО «НИИ ТП») командная радиолиния, при помощи которой с командно-измерительных пунктов передавались разовые команды на борт корабля.

Коллектив НИИ-648 приобрел уникальный опыт при разработке командной радиолинии для объекта «Д» – третьего отечественного искусственного спутника Земли, поэтому Сергей Королев лично рекомендовал поручить предприятию разработку аналогичной аппаратуры для пилотируемого корабля-спутника «Восток». Соответствующее решение было закреплено постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1959 года.

Приступая к разработке КРЛ для корабля «Восток», специалисты НИИ-648 модернизировали успешно отработавшую аппаратуру, созданную для объекта «Д». В наземном комплексе использовали аппаратуру модернизированных серийных станций минного радиовзрывателя МРВ-2М, для бортовой аппаратуры командной радиолинии – БПУ-ДП (бортовое приемное устройство для объекта «Д», полупроводниковый вариант). Новая командная радиолиния для корабля «Восток» получила обозначение КРЛ «МРВ-ВС — БКРЛ-В».

Модернизация КРЛ позволила увеличить число разовых команд вдвое, с 20 до 40, за счет частотно-временного метода разделения команд, передававшихся на двух несущих частотах. Разработчики впервые ввели высоконадежную команду «Спасение» для катапультирования космонавта в случае аварийных ситуаций на активном участке полета, а также увеличили надежность исполнения команды «Спуск» космического корабля.

Новая КРЛ для космического корабля «Восток» в УКВ-диапазоне волн была создана в кратчайшие сроки и обеспечила беспоисковое и бесподстроечное вхождение в связь, обладая при этом высокой помехозащищенностью от неорганизованных помех, надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации.

За успешное выполнение работ по обеспечению полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток-3А» сотрудники НИИ-648 были отмечены правительственными наградами.

НПО ИТ разработало измерительную аппаратуру для первого полета человека в космос

Предшественник АО «НПО ИТ» (входит в интегрированную структуру РКС) – 5-й научно-исследовательский комплекс НИИ-88 (сегодня – ЦНИИмаш) – в 1950–60-х годах разрабатывал датчиковую аппаратуру и аппаратуру сбора и регистрации измерительной информации, получаемой при стендовых и летных испытаниях ракет.

Датчиковая аппаратура, разработанная в 5-м комплексе НИИ-88, использовалась в том числе и при стендовых и летных испытаниях ракеты-носителя, выведшей на орбиту корабль-спутник «Восток» с Юрием Гагариным.

В 1958 году коллектив 5-го научно-исследовательского комплекса НИИ-88 создал первую отечественную специализированную вычислительную систему автоматизированной обработки телеметрической информации «Старт».

«Мы разработали специальный магнитофон, на который регистрировались одновременно несколько параметров, – вспоминает ветеран отрасли, главный специалист НПО ИТ, а в то время инженер 5-го центра Вячеслав Иванович Савин. – Обрабатывая эту информацию, мы получали физические значения параметров. В 1959-м году опытный образец системы «Старт» был внедрен в эксплуатацию, что существенно сократило время получения результатов летных испытаний».

12 апреля 1961 года сразу после запуска космического корабля «Восток», пилотируемого Юрием Гагариным, система «Старт» обработала телеметрические данные, зарегистрированные на магнитную ленту телеметрической системой Трал-К (разработка АО «ОКБ МЭИ», которое сегодня также входит в интегрированную структуру РКС), и выдала информацию о физиологическом состоянии первого космонавта во время полета.

5-й комплекс НИИ-88 также создал автономную систему регистрации параметров корабля «Восток» и физиологических параметров космонавта Юрия Гагарина «Мир-В-1» – так называемый «черный ящик» или бортовой самописец.

«Небольшой магнитофон был размещен в бронированной кассете, которая выдерживала большие ударные нагрузки и температурные значения, – рассказывает Вячеслав Савин. – Эта система дала возможность сохранять для последующего анализа информацию об обстановке на корабле во время полета».

Сегодня НПО ИТ продолжает создавать и модернизировать датчико-преобразующую аппаратуру и бортовые системы сбора и передачи измерительной информации. Продолжается совершенствование автономной системы запоминания информации СЗИ прототипом которой была «Мир-В-1» на борту корабля «Восток-1». Этой современной системой оснащаются пилотируемые корабли «Союз».

Аппаратура ОКБ МЭИ обеспечивала полет первого космонавта

Разработанный в ОКБ МЭИ измерительный комплекс «Восток» позволил решить задачи радиотелеметрии, контроля траектории и телевизионной передачи изображения космонавта во время полета Юрия Гагарина в космос.

В состав радиоизмерительного комплекса космического корабля «Восток» входила радиотелеметрическая система «Трал» с бортовым устройством «Трал-П1»; комплекс радиотехнических средств траекторных измерений, включавший радиолокационные станции «Бинокль-Д», работающие по бортовым ответчикам «Рубин-Д», и прецизионные угломерные станции фазовой пеленгации «Иртыш», работающие по бортовым передатчикам-маякам «Факел-М»; телевизионная система «Трал-Т».

Бортовая аппаратура этого комплекса размещалась в приборном отсеке корабля, а наземная – на стартовой позиции и измерительных пунктах командно-измерительного комплекса.

Бортовые устройства «Трал-П1» были установлены на одном из блоков первой ступени и на третьей ступени ракеты-носителя. На корабле-спутнике «Восток» было размещено бортовое устройство «Трал-П1» с орбитальным запоминающим устройством ЗУ-О.

Радиотелеметрическая система «Трал» обеспечивала телеметрическую информацию о состоянии физических параметров космонавта, работе систем жизнеобеспечения, состоянии и работе всех систем и агрегатов, о ходе полета, ориентации и других параметрах и характеристиках систем корабля, а также о состоянии и работе систем первой, второй и третьей ступени ракеты-носителя.

Станции приема телевидения были расположены в Медвежьих озерах (Московская область), в Красном Селе (Ленинградская область) и в районе старта.

Во время запуска и полета Юрия Гагарина все средства ОКБ МЭИ работали безупречно. Радиотелеметрия подтвердила нормальное функционирование всех систем ракеты-носителя и корабля, если не считать незначительной ошибки в системе управления носителя. Телевизионная система «Трал-Т» выполнила возложенные на нее задачи телевизионного мониторинга состояния самочувствия Юрия Гагарина и всего происходящего на борту корабля.

Предлагаю Вашему вниманию видеопрезентацию «Юрий Гагарин наш герой»

Атак же все желающие смогут принять участие в викторине.

Так же предлагаю виртуальный показ литературы»Человек.Вселенная.Космос»

https://rutube.ru/video/af3cfa076b8b71b890079220455ddb2e/

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила: Стрюкова Е.В. Библиотекарь 1 категории.