Прозаик-реалист XIX века

Уважаемые читатели! 12 декабря исполнилось  200 лет со дня рождения  Гюстава Флобера, одного из самых ярких представителей  французской литературы XIX века. Приглашаем вас на литературный час «Прозаик-реалист XIX века».

Флобера называли мастером «точного слова», затворником «башни из слоновой кости», «мучеником и фанатиком стиля». Им восхищались, его цитировали, у него учились, его обличали в аморальности, его отдавали под суд и все же оправдывали, потому что усомниться в таланте Флобера-писателя и его преданности искусству слова не мог никто. В отличие от литераторов-современников Гюстав Флобер никогда не пользовался лаврами  славы. Он избегал богемных вечеров и выступлений на публике, не гнался за тиражами, не докучал издателям, и поэтому так и не сделал состояния на своих шедеврах. Флобер не представлял, как можно извлекать коммерческую выгоду из литературы, считая, что искусство не должно приносить денег. Он жил затворником в своем имении в Круассе, источником вдохновения для него являлась работа — каждодневный кропотливый труд. Флобер писал:

«Жизнь я веду суровую, лишенную всякой внешней радости, и единственной поддержкой мне служит постоянное внутреннее бушевание… Я люблю свою работу неистовой и извращенной любовью, как аскет власяницу, царапающую ему тело».

Гюстав Флобер родился в 1821 г. и был третьим ребенком в семье талантливого хирурга, главного врача больницы г. Руана. Доктор жил в казенной квартире, выходившей на больничный двор. Маленький Гюстав не раз наблюдал за ходом операций, не страшился вида крови. Профессия отца, которого Гюстав очень уважал, и  детские впечатления, во многом определили его интерес к естествознанию, а впоследствии сформировали его взгляды как писателя.

Гюстава Флобера с детства привлекал мир искусства: он превратил бильярдную отца в театр и там часто устраивал различные представления со своими друзьями. И интерес к литературной деятельности проявился у него необычайно рано. Первые пробы пера были подражанием модным в то время романтикам.

Летом 1836 г. пятнадцатилетний Флобер встретился с предметом своей великой любви, оставшейся платонической. С первого взгляда он влюбился в Элизу Шлезингер, чей образ появится затем во многих его романах (например, мадам Арну в «Воспитании чувств») как описание его идеализированной и неуловимой любви.

Доктор Флобер хотел, чтобы его сын стал врачом, или, по крайней мере, приобрел какую-нибудь другую серьезную профессию. В 1840 г. Гюстав по настоянию родителей поступает на юридический факультет Парижского университета. К юриспруденции, которую юноша выбрал в качестве будущей профессии, он практически сразу потерял интерес. Ему не понравился и ритм большого города, уличная сутолока, порочность и праздность молодежи. Гюстав не предавался безудержному веселью, посещая лишь несколько богемных кружков. Лучшими моментами учебы стала дружба: в университете Флобер знакомится с писателем, журналистом Дю Каном. Дружбу с ним Гюстав пронес через всю жизнь.

Уже в то время Флобер начал коллекционировать образцы человеческой глупости и лицемерия для сатирической энциклопедии «Лексикон прописных истин», над которой он работал в течение всей своей жизни, и которая была опубликована лишь в 1912 г. Требовательный к себе Флобер не публиковал ни единой строчки. Он не желал краснеть перед публикой за нестройные пробы пера, его литературный дебют должен быть идеальным.

Когда в 24 года у Флобера случился приступ эпилепсии, отец — хирург, главный врач больницы города Руана — прибег к кровопусканию. Чтобы усилить отток крови, он решает смочить руку сына в горячей воде, но забывает проверить температуру. Вода оказывается кипятком, и Густав получает глубокие ожоги. С тех пор молодого человека будут постоянно мучить боли. «Моя душа — как моя обожженная рука, — напишет он через несколько лет своей возлюбленной Луизе Коле, — она тоже прошла через пламя, сморщилась и потеряла чувствительность». Флобер уехал в семейное поместье, что находилось в городке Круассе. Флобер-отец вскоре умер, оставив сыну солидное состояние. Гюставу больше не нужно было беспокоиться о завтрашнем дне, а потому он спокойно зажил в Круассе, занимаясь любимым делом — литературой. Здесь он прожил практически безвыездно до самой смерти, лишь несколько раз покинув родовое гнездо для путешествия на Восток.

Подробнее познакомиться с биографией писателя вы можете с помощью видеопрезентации «Биография Гюстава Флобера»

Флобер начал свой путь литератора как писатель-романтик, с девизом «волновать, будучи взволнованным». Исключительные герои, восточная экзотика, необузданные страсти противопоставлялись скучному, пошлому существованию благонамеренных граждан, лицемерному и трагическому реальному миру. «Два претендента на одну корону», «Пляски мертвецов», «Смерть герцога Гиза» – его первые авантюрно-исторические новеллы с демоническими героями и ужасами. Это начало великой литературной карьеры, размах которой удивит даже самых близких друзей.

Но уже с середины 40-х гг. Гюстав Флобер отказался от романтических принципов, провозгласив идею обыкновенного, бесстрастного искусства. Разочарование романтизмом, с его бегством в далекие края и потребностью в экзотике, пришло во время путешествия по Ближнему Востоку, совершаемое в 1849–1851 гг. Вместе с другом он посетил Египет, Сирию, Турцию, Грецию. Очарование и красота Востока, виденного из Франции, исчезли при столкновении с нищетой жизни и ее жестокими нравами. Это сформировало и его будущий литературный почерк — скрупулезное внимание к деталям и натурализм. Флобер считал, что литератор, как исследователь, должен сохранять беспристрастность и объективность, изображая нравственные недуги человечества.

«Госпожа Бовари»: рождение и судьба шедевра

В 1851 году Флобер начал  работу над романом «Госпожа Бовари». Сюжет был подсказан Флоберу друзьями: это история романтически настроенной женщины, которая выходит замуж за человека посредственного, обманывает его, разоряет и в конце концов накладывает на себя руки. С помощью этого достаточно банального сюжета Флобер выразил то, что волновало его самого: главная драма жизни – «… это все растущий разрыв между реальными обстоятельствами и мечтой».

На протяжении пяти лет Флобер кропотливо выписывал строчку за строчкой. Порой писатель просиживал целые дни над одной страницей, делая бесконечные правки и, наконец, в 1856 году роман был опубликован в «Ревю де Пари» («Парижское обозрение»), журнале, бывшем на подозрении у цензоров из-за своих радикальных взглядов, который правительство собиралось запретить. Появившись на прилавках книжных магазинов, «Госпожа Бовари» произвела огромный общественный резонанс. Флобера критиковали, обличали в аморальности, против него даже возбудили судебный процесс. Автор отстаивал свое литературное детище в суде, а после вынесения оправдательного приговора заперся в материнском доме в Круассе. Процесс сыграл роль рекламной кампании. «Госпожа Бовари» стала бестселлером, а никому не известный отшельник из Нормандии — знаменитым писателем.

История Эммы Бовари – конфликт идеализированной, «книжной» (в понимании главной героини) жизни и суровой реальности. Не сумев смириться с отягощающей, скучной и бессмысленной судьбой, она ввязывается в череду опасных и дерзких поступков, которые приводят к трагическому финалу. Отметим, что в произведении отсутствует как таковой положительный герой, характерный для романтической традиции. Флобер отводил себе скромную роль проницательного и беспристрастного наблюдателя человеческого безрассудства. Главное оружие Флобера – это ирония и постоянные переходы от высокого к комическому. «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем», – писал Флобер о своем романе. Автор называл Эмму Бовари своим альтер-эго.  Главным сходством между Флобером и его Бовари была страсть грезить об идеальной ненастоящей жизни. Столкнувшись с реальностью, Флобер понял — сладостные мечты убивают, подобно яду медленного действия. Тот, кто не в силах с ними расстаться, обречен на гибель.

Предлагаю вашему вниманию виртуальную выставку одной книги «Роман Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

«Госпожа Бовари» — это роман о провинциальной жизни ХIХ века. Действие происходит в небольшом городке Ионвиле, недалеко от Руана. Подзаголовок романа – «Провинциальные нравы». В романе показана мещанская среда, с которой вынуждена соприкасаться Эмма.

До свадьбы Эмма воображала, что любит Шарля, но счастье так и не пришло. Эмма скоро поняла его мещанскую сущность:  «Боже мой! Зачем я вышла замуж?» «Какое ничтожество!» — думает она о муже. Он «начал толстеть, и казалось, что его пухлые щеки прижали и без того маленькие глаза к самым вискам». Нарастающая бездуховность проявляется во внешнем облике героя.

Под впечатлением картинок в кипсеках Эмма мечтала о прекрасном принце. Внешнюю форму ей удалось найти у Родольфа: у него были черный бархатный фрак и мягкие сапожки. Но Родольф оказался циничным человеком. С самого начала он смотрел на Эмму как на временную игрушку и с первого же свидания думал о том, как от нее избавиться. Написав письмо о необходимости расстаться, он обмакнул палец в стакан воды и капнул на бумагу, чтобы было похоже на слезу. После этого письма у Эммы была мысль выброситься из чердачного окна.

Леон поначалу был восторженным юношей. Эмма – героиня его грез. Но время обучения в Париже, веселые компании, в которых он бывал, придали ему «развязности». Он уже знал заранее, что обольстит «жену лекаришки». Впоследствии Леон, как и Родольф, тяготится связью с Эммой. Родные внушили ему, что такого рода связь может испортить его карьеру. К тому же «Леону была обещана должность старшего делопроизводителя – пора было остепениться». Романтичный юноша превращается в обыкновенного мещанина.

Роман, начавшийся историей Шарля Бовари, заканчивается рассказом об Оме. Шарль разорился, Оме – процветает. Во время выборов он тайно оказал префекту «важные услуги». Снедаемый честолюбием, Оме мечтает об ордене Почетного легиона. Устроил у себя саду клумбу в виде орденской звезды.

Торговец «Господин Лере вообще в последнее время шел в гору». Он хотел прибрать к рукам «все нити ионвильской торговли». Он является к Эмме с различными товарами, не торопит с оплатой, предлагает кредит, выдает векселя. В конце концов он опутал долговыми сетями Эмму и Шарля Бовари, прибрал к рукам их состояние. Страсть привела Эмму к расточительству , а расточительство к гибели.

Многие писатели с мировыми именами приняли роман Флобера с восторгом. «Вот книга, которую большинство критиков не только во Франции, но и во всем западном мире считают совершеннейшим созданием искусства»,- писал Андре Моруа. И. С. Тургенев отзывался о «Мадам Бовари» как о лучшем произведении во всем литературном мире. В 2007 году по опросу популярных авторов оказалось, что роман Флобера является одним из двух величайших произведений всех времен, сразу после «Анны Карениной» Л. Н. Толстого.

Экранизации

«Мадам Бовари»,   (реж. Жан Ренуар, Франция), 1933 г.

«Мадам Бовари»,  ( реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.

«Спаси и сохрани» – фильм режиссера Александра Сокурова, снятый в 1989 г. по роману Г. Флобера «Мадам Бовари» и названный фразой из православной молитвы. В главной роли – Сесилия Зервудаки.

«Мадам Бовари, 1991 г. – французский кинофильм режиссера Клода Шаброля с Изабель Юппер в главной роли, снятый поодноименному романа Г. Флобера.

«Госпожа Майя»  (реж. КетанМехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»

«Госпожа Бовари»,  (реж. Тим Фивелл), 2000 г.

«Простая душа»,  (реж. МарионЛэйн), 2008 г.

«Госпожа Бовари», фильм режиссера Софи Бартез, снятый в 2014 г.

Романы «Саламбо», «Воспитание чувств», «Бювар и Пекюше»

Второй роман Флобера вышел через пять лет, в 1862 году. «Саламбо» – результат путешествия писателя по Африке и Востоку, в Алжир и Тунис, в 1856–1858 г.г. Историческим фоном произведения стало восстание наемников в древнем Карфагене. Описываемые события относятся к III веку до н. э. Флобер кропотливо изучал многочисленные источники о Карфагене. В результате критики обвинили автора в излишней внимательности к историческим деталям, за счет чего произведение утратило духовность, а образы – психологизм и художественную глубину. Публика, однако, была в восторге от второго романа автора «Госпожи Бовари», чья слава гремела уже далеко за пределами Франции. «Саламбо» успешно пережила вторую публикацию, а французские барышни стали все чаще появляться на публике в модных платьях в пуническом стиле.

Третий роман – «Воспитание чувств» вышел в 1869 году. Этот роман – похвала иллюзиям, гимн безответным чувствам, признание ценности человеческих переживаний. Несчастная любовь тоже имеет смысл, ее проживание может сделать жизнь осмысленней, а душу — восприимчивей. «На протяжении многих лет „Воспитание чувств“ трогало меня так же сильно, как это едва ли удавалось двум или трем человеческим существам, — писал Франц Кафка Фелиции в 1912 году. — В каком бы месте я ни открывал эту книгу, я вздрагивал от волнения и ощущал себя духовным сыном автора. Скажи же мне, что ты читаешь по-французски, даже если это неправда. Тогда я смогу отправить тебе новое издание».

Последний труд – «Бувар и Пекюше» Флобер называл своим самым любимым. История Бувара и Пекюше обманчиво проста. Двух переписчиков (в возрасте, наподобие Алонсо Кихано, лет пятидесяти) связывает тесная дружба: полученное одним наследство позволяет друзьям оставить службу и переселиться за город, где они предаются поочередно земледелию, садоводству, консервированию, анатомии, археологии, истории, мнемонике, литературе, гидротерапии спиритизму, гимнастике, педагогике, ветеринарии, философии и религии. Любое из пестрого набора этих занятий кончается провалом. Лет через двадцать-тридцать, разочаровавшись во всем ( «сюжет» развивается не во времени, а в вечности), герои заказывают столяру двойную конторку и снова, как много лет назад, принимаются за переписывание. Шесть последних лет жизни Флобер посвятил обдумыванию и отделке этой книги. Увы, завершить произведение автору не удалось. Роман, в котором препарируется человеческая глупость, был опубликован после смерти писателя в 1881 году.

Последние годы жизни Флобера были мучительными. Наследство стало подходить к концу, а коммерческого успеха романы писателя не имели. Франко-прусская война надломила его жизнь: Круассе был оккупирован на несколько месяцев немецкими солдатами; друзья Флобера умирали или были оторваны от него; семья испытывала физические затруднения, здоровье его ухудшалось. Флобер продолжал работать несмотря на болезнь и меланхолию. Утешением перед смертью ему стала «Пышка», новелла Ги де Мопассана, для которого Флобер был учителем и духовным наставником.

Гюстав Флобер писал свои романы, не стремясь понравиться ни руанским аптекарям, ни парижским интеллектуалам. Он работал для будущих читателей: его тексты — партитуры, которым каждый исполнитель волен дать собственную интерпретацию. Во Франции Флобера считают отцом современной литературы.Сегодня невозможно писать по-французски так, как если бы Флобера не было. Затворник из Круассе поднял литературный язык на такую недосягаемую высоту, что, глядя на нее, у современных писателей кружится голова. «Современность» Флобера объясняется тем, что он придавал неимоверно большое значение форме и стилю произведений. Творчество Флобера высоко ценили и в России, в частности И. С. Тургенев, который переводил его и был близким другом писателя.

Читайте — и перечитывайте лучшие произведения писателя!

Подготовила Жукова А. В.