Рождество в русской литературе

Уважаемые читатели! Приглашаем Вас на литературный час, посвященный теме Рождества в русской литературе. Рождество — самый таинственный праздник христианской культуры. Рождество — это рождение человека — Бога, который был послан, чтобы помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее. Рождество — это ожидание чуда. Неслышимое и невидимое оно спускается к нам, и мы, затаив дыхание, ждем его.

Александр Блок называл Рождество «самым чистым и светлым праздником». Поэт выделяет   в качестве главного, объединяющего всех людей в этот день чувства – чувство «домашнего очага». «Праздник Рождества был светел в русских семьях, как елочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зеленое дерево и веселые дети; даже взрослые, не умудренные весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И все плясало – и дети и догорающие огоньки свечек». Блок называет суть Рождества: праздник делает центром отношений в семье – любовь и объединяет вокруг этого чувства всю семью.

В России с середины XIX века и до революции издавались Рождественские сборники. Туда входили святочные рассказы, сценарии елок, кулинарные рецепты, ноты, тексты песен – одним словом, все, что связано с культурой и традициями проведения новогодних и рождественских праздников.

Тема Рождества в русской литературе имеет давнюю историю. Первые русские произведения рождественской тематики появляются в середине XIX века. В 1834 году выходит повесть «Ночь на Рождество Христово» московского писателя и актера К. Баранова. В 1835 году в журнале «Московитянин» публикуется повесть «Зимний вечер» Д.В. Григоровича. Авторы рождественской прозы писали о вечных проблемах милосердия, любви, сострадания, доброты, надежды.

К теме Рождества обращались многие писатели конца XIX – начала ХХ веков.  До революции всякая уважающая себя газета заказывала такие рассказы. Их писали выдающие мастера литературного слова, такие как Достоевский, Лесков, Чехов, Горький, Леонид Андреев и другие. В святочных рассказах обязательно присутствует добро и зло. Святочные рассказы назидательны, но мораль в них не высказывается прямо. Нравственный вывод читатель должен сделать самостоятельно, отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»

Долгую русскую зиму с ее морозами, путь на санях, невероятные переживания, и… чудесные спасения — все это ярко описали Федор Достоевский, Николай Карамзин, Антон Чехов, Владимир Одоевский, Филипп Нефедов, Нестор Кукольник и многие другие талантливые писатели. Здесь и пейзажи русской природы, здесь и барышни в кисейных платьицах, и почтенные мужи в тяжелых шубах, и мальчики-лицеисты. Среди наиболее известных следует назвать рассказы «Ангелочек» Л. Н. Андреева, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, «Тапер», «Чудесный доктор» А. И. Куприна, «Ёлка Митрича» Н. Д. Телешова, «Ванька» А. П. Чехова.

«Ночь перед Рождеством» – одна из самых известных повестей Николая Гоголя, в которой рассказывается о магической силе ночи перед Рождеством, а также о похождениях находчивого кузнеца Вакулы. Ради любви к капризной Оксане он рискнул связаться с нечистой силой и победил в этом поединке – верхом на черте он полетел в Петербург к царице, чтобы у любимой были самые красивые черевички.

Начало повести переносит нас в другой мир, где сказка становится обычным явлением, и никого не удивляет, когда галушки сами прыгают в рот, только успевай его открывать: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».

Впрочем, имеет ли смысл пересказывать историю, которую столько раз каждый из нас читал. Когда читаешь об этом снеге и месяце, о том, как красавица Оксана поняла, что зря дала невыполнимое поручение кузнецу, о том, как Вакула разукрасил церковь и в углу написал черта в огне – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо», понимаешь, что это гораздо ближе к настоящей жизни, и настоящему Рождеству, чем кажется на первый взгляд. Потому что главное в этом Празднике – чудо, а у Гоголя его более чем достаточно.

Святочный рассказ занимает особое место в творческом наследии Николая Лескова. Он возвращался к этому жанру на протяжении всего писательского пути, значительно расширив и разнообразив его заданную литературную форму. Как замечал сам сам писатель: «От святочного рассказа непременно требуется, чтоб он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещения, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль и, наконец, заканчивался непременно весело».

Но не все рассказы  Лескова такие оптимистичные, они разные, как и наша жизнь. Как часто  наше «недоверие и подозрительность с одной стороны вызывает недоверие же и подозрения – с другой, — и всем казалось, что все они- враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистым».

Как не порадоваться за старушку из рассказа «Старый гений», которой люди добрые помогли вернуть деньги, которые она по доброте душевной ссудила бесчестному человеку?! «Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме,  водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел». А какой светлый рассказ «Неразменный рубль»! Когда маленький мальчик, вместо того, что потратить деньги для своего удовольствия , сделал счастливыми других — «я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие…Каждый  может испробовать сделать в своем нынешнем положении мой опыт».

В рассказе «Христос в гостях у мужика» пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от греха долголетней обиды и гнева ― «Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем» ― рассказчик усматривает «перст Божий» и предполагает, что скоро «и всю руку увидим». И действительно, в финале, когда Тимофей и гости с трепетом надеются на приход Христа ― давно ожидаемого главного гостя, совершается рационально не объяснимое рождественское чудо: «…из сеней, где темно было, неописанный розовый свет светит и… выходит белая, как из снега, рука, и в ней длинная глиняная плошка с огнем… Ветер с вьюгой с надворья ревет, а огня не колышет».

Иван Сергеевич Шмелев (1873 – 1950) – талантливый русский писатель XX века. Он родился и вырос в конце XIX века и застал ещё старую Русь – с её обычаями и золотыми маковками куполов. После революции, Шмелёв, этот искренне верующий человек, видящий, что страна стала совсем другой и прошлую Русь не вернуть, уехал из России.

Рассказ «Рождество», написанный в 1928 году в Париже — глава будущего романа «Лето Господне». Рассказ очень светлый, он пронизан трепетом писателя перед тем, что для него свято. Великий праздник словно озаряет мир, делает его совсем другим, ярким и праздничным. «Рождество… Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое слово это видится мне голубоватым…» Мы попадаем в морозную, снежную зиму. Ожидание праздника, чуда. Мы видим глазами мальчика Вани предпраздничную Москву. Настоящее Рождество – дома, где колядуют, и в окно светит Звезда. Люди заходят в дом, на праздник, и все – словно другие, радостные, счастливые. И радостно, и грустно мальчику Ване, он понимает, что такое – только раз в году… «В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замёрзших окнах. За ними – звёзды. Светит большая звезда, но это совсем другая. А та, святая, ушла до будущего года…» — так оканчивается рассказ.

Серия книг рождественских рассказов придаст дому атмосферу праздника, порадует детей и близких, а также станет прекрасным подарком каждому. Нужно только выбрать книгу для себя и наслаждаться чтением!

Начиная с XIX столетия, Рождественские стихи становятся традиционными для русской поэзии. Рождество, как общий праздник, праздник, незамутненный мыслями о страданиях, но в то же время светящийся светом грядущего воскресения. В отличие от рождественских рассказов рождественская лирика более символична. Поэты рисуют чудно-сказочную картину библейского сюжета, а художественные детали делают эту картину зримой, осязаемой. Глубокий смысл описываемых событий, их значимость передается с помощью изобразительно — выразительных средств.

Предлагаем Вашему вниманию видеопрезентацию «Рождество Христово в русской поэзии»

Есть двустишие безымянного немецкого мистика  IV столетия, его называли Селезский ангел: «Ты веруешь, что Иисус родился в древнем селе, но это бесполезно, если Иисус не родился в твоем сердце». И всех поэтов и писателей, которые  писали о Рождестве, объединяло стремление, чтобы Рождество из события внешнего, превратилось, прежде всего, в событие внутреннее.

Собраться зимним вечером всей семьей, зажечь огни на елке и читать рождественские рассказы — что может быть лучше? Чтение духовной классики, размышление о ней, обсуждение прочитанного в семье и с близкими достойно заполнит святые рождественские вечера, создаст и поддержит праздничное настроение, укрепит чувство семейного очага.

Подготовила Жукова А. В.