Русская проза Т. Г. Шевченко

Уважаемые читатели! Сегодня мы поведем разговор о прозаическом  наследии Т. Г.  Шевченко. Имя Тараса Григорьевича Шевченко – основоположника украинской литературы, ассоциируется у современного читателя, прежде всего с поэзией, однако, его талант проявил себя во многих областях, он известен также как художник, этнограф, прозаик. В 2020 году исполняется 165 лет со времени написания повестей Шевченко «Музыкант», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы» (1855).

Русский язык стал вторым родным языком великого писателя. Две трети из творческого наследия Тараса Шевченко написано на русском языке – языке великой литературы, к которой он хотел приобщиться. Шевченко неоднократно говорил по поводу своих повестей, что видит в них прежде всего опыты; в них он, по собственным признаниям, учился и русскому литературному языку (они «у меня теперь как краски на палитре, которые я мешаю без всякой системы», — писал он к С. Т. Аксакову 16 февраля 1858 г.) и, конечно, мастерству художественной прозы.

В письме Тараса Шевченко к Пантелеймону  Кулишу  от 26 января 1858 года читаем: «… ты научи меня, пожалуйста, что мне делать с русскими повестями? У меня их около двух десятков наберется». «Около двух десятков» … До наших дней сохранилось только девять: «Наймичка», «Варнак», «Княгиня», «Музыкант», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы», «Художник», «Прогулка с удовольствием и не без морали». Все они написаны в ссылке — в далеком Новопетровском укреплении, на берегу Каспийского моря.

История создания повестей такова. После ареста за участие в тайном революционном обществе Тарас Шевченко был сослан в солдаты в далекий пограничный корпус с запрещением писать и рисовать. В свободные от караульной службы часы в течение семи лет украдкой писал повести на русском языке. Откуда черпал силы и вдохновение этот человек с трагической судьбой? Продуктивность писателя поражает! Такое ощущение, что он пытается наверстать упущенное время и каждый месяц создает новую вещь. 

В своих повестях  Тарас Шевченко обличал самодержавие, жестокость крепостников, аморальность царских офицеров. В то же время Шевченко — прозаик с большой теплотой вывел положительные характеры трудовых людей, представителей мира искусств — украинцев и русских, отразил их благородные и гуманные идеалы, стремление к просвещению. В повестях много автобиографических материалов.

Поскольку произведения Т. Г. Шевченко было строжайше запрещено печатать, он попытался передать свои повести через друзей в Петербург для публикации под псевдонимом «Кобзарь Дармограй». Однако осуществить этот замысел не удалось. После смерти Шевченко рукописи повестей перешли на хранение к М. М. Лазаревскому, затем рукописи оказались у Н. И. Костомарова и пролежали у него почти двадцать лет.

Только спустя два десятилетия после смерти Тараса Григорьевича друзья поэта напечатали его повести. В течение 80-х годов XIX в. драматические и прозаические произведения Шевченко печатались отдельно в разных изданиях, а вскоре появились отдельным изданием: «Поэмы, повести и рассказы Т. Г. Шевченко, писанные на русском языке». С портретом поэта / Издание редакции «Киевской старины». – Киев, 1888.

Именно тем фактом, что русскоязычные повести Т. Г. Шевченко не дошли до читателя в свое время, и можно объяснить, во-первых, их малую известность, а, во-вторых, выпадение их из всего богатого литературного процесса России второй половины XIX века.

Предлагаю Вашему вниманию обзор повестей Т. Г. Шевченко

Шевченко, Т. Музыкант: повесть / Тарас  Шевченко. – Харьков : Фолио, 2013. – 208 с.



Повесть «Музыкант» написана между ноябрем 1854-го и январем 1855-го под впечатлением от пребывания на Украине в начале сороковых годов. Композиционно повесть «Музыкант» имеет форму путевых заметок автора, который по поручению Киевской археографической комиссии описывает в селах исторические памятники. В повести «Музыкант» Шевченко раскрывает трагедию тонких натур — скрипача Тараса Федоровича, виолончелистки — артистки Тарасевич. Шевченко не случайно назвал своего героя Тарасом. Сирота-крепостной оказался музыкантом-виртуозом, скрипачом и виолончелистом. С большим мастерством он исполняет сложные классические произведения Мендельсона, Шопена, Вебера, Беллини   Фамилия артистки — Тарасевич тоже не случайно произведена от имени поэта. В повести ее пение высоко оценивают композитор М. Глинка и художник В. Штернберг. Но попасть на петербургскую сцену ей так и не удается…

Главная идея повести: показать, что страдания талантливых крепостных — не единичное явление, а закономерность крепостнической действительности. Герой повести «Музыкант» говорит в одном письме: «О, если бы я имел великое искусство писать! Я написал бы огромную книгу о гнусностях, совершающихся в с. Качановке. Не помню, в какой именно книге я начитал такое изречение, — что если мы видим подлеца и не показываем на него пальцами, то и мы почти такие же подлецы».

Шевченко, Т. Несчастный. Капитанша: повести / Тарас  Шевченко. – Харьков : Фолио, 2013. – 320 с.

Вслед за «Музыкантом» Шевченко написал повесть «Несчастный» из жизни ссыльных, «конфирмированных» за различные проступки. Название ироническое: автор не сочувствует развращенным помещичьим и офицерским сынкам. В повести описывается жизнь украинского помещичьего семейства. Главный герой произведения — Ипполит Хлюпин, дворянин, записанный в рядовые по воле родной матери. Замысел повести, ее идейно-художественная, морально-дидактическая направленность в значительной степени выяснены самим Шевченко в его дневниковых записях от 21 — 25 июня 1857 г. В них говорится об одном из «растленных сыновей безличных эгоистов родителей», сыне статского советника Порциенка, служившего в одной роте с Шевченко … Повесть «Несчастный», по мнению большинства исследователей прозы Шевченко, принадлежит к наиболее удачным с художественной точки зрения его произведениям.

Повесть «Капитанша», также посвященная критике морально-этического аспекта крепостничества. Главные герои: пожилой благообразный отец, его юная дочь и обольститель-гусар, с которым дочь совершает побег.  Центральный герой повести Яким Туман, один вырастивший свою приемную дочь, душевно близкий Шевченко природный тип украинского селянина, которого не могли испортить никакие обстоятельства жизни, даже бессмысленность солдатчины; который скрывает доброту души, разум и достоинство за своею невозмутимой флегматичностью и «неученым глазом» видит порой то, что невдомек «грамотным».

Шевченко, Т. Близнецы: повесть / Тарас  Шевченко. – Харьков : Фолио, 2013. – 350 с.

Главная проблема произведения — проблема воспитания. В центре произведения судьба двух братьев-близнецов. Мать их покончила жизнь самоубийством, и мальчиков взяли в семью сотника Сокиры, назвав их Зосимом и Савватием. Хотя условия домашнего воспитания были одинаковы, но в дальнейшем в силу различных систем воспитания у братьев формируются совершенно разные характеры. Само название повести звучало иронически, ибо родные братья были в сущности общественными антиподами. Коснулся Шевченко и прогрессивных сил, сочувствовавших народу. В повести ими выступают знаменитый автор «Энеиды» И. П. Котляревский, учитель Степан Левицкий, аптекарь Карл Осипович и др. Как и в других своих повестях, Т. Г. Шевченко резко разоблачает здесь порочный характер крепостнической системы.

Разумеется, для адекватного прочтения Тараса Шевченко, как справедливо отмечает академик Иван Дзюба, требуется историзм мышления. Нужно знать трудную мученическую судьбу Кобзаря, его время и окружение, прошлое Украины и России. Каждая строка Тараса Григорьевича выстрадана жизнью. Из 47 лет своей недолгой жизни только 15 прожил он в Малороссии. Но и на великорусской земле, и в родной Украине Шевченко стремился показать в своих произведениях жизнь простого народа, жизнь довольно безрадостную. О ее тяжести Тарас знал не понаслышке – сам он родился в семье крепостного крестьянина и с детства познал все тягости крестьянского труда.

Познакомиться с биографией и творчеством Т. Г. Шевченко Вы можете с помощью видеопрезентации

Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.