«Свободный человек свободной мысли»

Уважаемые читатели! 15 января исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Эмильевича Мандельштама. Приглашаем Вас на вечер-портрет, посвященный едва ли не самому удивительному и трагическому Мастеру отечественной поэзии XX века.

При своей короткой жизни бездомного скитальца, отрешённый от земной суеты, мало печатавшийся, он был в кругах творческой интеллигенции фигурой почти культовой. Мандельштам всю жизнь казался таинственно противоречивым даже друзьям и единомышленникам, потому что мучительно искал близости с современностью и с ужасом отталкивался от неё. Отсюда поэтическое признание в двадцатые: «Нет, никогда ничей я не был современник…»

Сегодня мы попробуем ответить на многие вопросы. Откуда берёт начало поэтический мир поэта? Почему поэт получил самые высокие оценки от подлинных ценителей поэзии при жизни? Почему такой трудной оказалась его творческая и житейская судьба? Закономерен ли для того времени его трагический конец в сталинском ГУЛАГе? Почему Мандельштам удостоился признания и любви читателей после своей смерти?

Согласно семейной легенде, предки Мандельштама были выходцами из Испании. А основателем рода считался ювелир при дворе курляндского герцога Бирона, будущего фаворита императрицы Анны Иоановны. Младший брат поэта, Евгений, с гордостью сообщал, что их семья «дала миру известных врачей, физиков, переводчиков Библии и знатоков Гоголя».

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве. Семья, из которой вышел Осип Эмильевич, была среднего достатка. Отец, не пожелавший стать раввином и занимавшийся торговлей кожсырьём, был мечтателем, влюблённым в Шиллера. Мать –  музыкально одарённая женщина, с тонким художественным вкусом. «Детей воспитывала и вводила в жизнь мать… Матери мы обязаны всем, особенно Осип», — рассказывал самый младший из братьев.

Вскоре семья переезжает в Петербург, город, который стал для него родным. Стихи «завладели» Мандельштамом ещё в дошкольном возрасте. Но к азам поэзии его приобщил молодой Владимир Гиппиус, преподававший в училище русскую литературу, выходец из того же старинного немецкого рода, что и известная поэтесса серебряного века Зинаида Гиппиус.

Важным этапом для становления Мандельштама-поэта стала учёба в престижном Тенишевском коммерческом училище, дававшем хорошую гуманитарную подготовку. Юноша посещает литературные вечера и концерты, которые часто устраивались в училище. Его влечёт литература и культура в широком смысле. Поэтому после окончания в 1907 году училища он едет заграницу – в Париж, Рим, Берлин, слушает университетские лекции в Сорбонне, Гейдельберге, изучает французский, немецкий. Западноевропейская культура, соборы Парижа и Рима производят на него колоссальное впечатление, что немедленно переливается в стихи:

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите мне благодарить?
На стёкла вечности уже легло
Моё дыхание, моё тепло.

В раннем творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама чувствуется сильное влияние символизма. Его зарисовка «Нежнее нежного» — образец любовной лирики поэта. Стихотворение написано в 1909 году. Его автору в эту пору 18 лет. Как художник и чуточку психолог, он пишет портрет любимой девушки. Возлюбленная рисуется ему в романтических тонах, почти как высшее существо. Послушайте красивый романс на стихи «Нежнее нежного»

К 1911 году семья начала разоряться, и дальнейшее обучение в Европе сделалось невозможным. Мандельштам стал учиться в Петербургском университете. Он стал профессиональным поэтом, обратившим на себя внимание мэтров Серебряного века. Он свёл дружбу с Гумилёвым и Ахматовой, его стихи печатались в журналах «Аполлон», «Гиперборей», «Новый сатирикон» и др. В 1912 году Мандельштам познакомился с Блоком и вступил в группу акмеистов. В те годы он был увлечён поэзией Блока. Но Блок относился к нему прохладно, в отличии от Ахматовой с Гумилёвым. Это были поистине счастливые годы в многострадальной жизни Осипа Эмильевича.

Его сборник «Камень», включавший 23 стихотворения, не осталась незамеченным. На него откликнулись коллеги по «Цеху»: Городецкий, Гумилев, Нарбут. Но признание к Мандельштаму пришло в выходом второго издания «Камня» в 1916 году, в которое было включено 67 стихотворений. Это издание, выпущенное автором на свои средства,  имело тираж тысячу экземпляров, тем не менее о книге восторженно писали многие рецензенты, отмечая ювелирное мастерство и чеканность строк, безупречность формы, отточенность стиха, несомненное чувство красоты.  Этот сборник отличается особой торжественностью, архитектурностью строк, идущей от увлечения поэта эпохой классицизма и Древним Римом.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся…
И море, и Гомер – всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море чёрное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Во многих стихах звучит слово, определяющее настроение поэта. Печаль: «О вещая моя печаль, невыразимая печаль», «И печальна так и хороша тёмная звериная душа», «И печаль, как птицу серую, в сердце медленно несу», «Здесь в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла….Но упрекнуть поэта в холодности нельзя, потому что эта печаль светлая, чувства поэта богатые, строки эмоциональные.

Мандельштам очень любил Петербург. Этот город предстаёт перед нами в стихах «Адмиралтейство», «Петербургские строфы», «Мне холодно. Прозрачная весна…» Петербург Мандельштама — это город с роскошными и выразительными зданиями, город Пушкина, это мир высокой культуры, красоты и город с его бытовыми сценами. Стихи о Петербурге поражают нас своей необыкновенной музыкальностью, изящностью и даже таинственностью.

Над желтизной правительственных зданий
    Кружилась долго мутная метель,
    И правовед опять садится в сани,
    Широким жестом запахнув шинель.
 
    Зимуют пароходы. На припеке
    Зажглось каюты толстое стекло.
    Чудовищна, как броненосец в доке,-
    Россия отдыхает тяжело.
 
    А над Невой — посольства полумира,
    Адмиралтейство, солнце, тишина!
    И государства жесткая порфира,
    Как власяница грубая, бедна.

С сёстрами Анастасией и Мариной Цветаевыми Осип познакомился летом 1915 года. В начале января следующего года началась бурная, но недолгая любовь Марины Цветаевой и Мандельштама. В июне 1916 года в подмосковном Александрове произошёл разрыв с Цветаевой, печально отозвавшийся в его стихах:

Нам остаётся только имя:
Чудесный звук на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.

Никому не дано сказать о Поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Ни родным. Ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Можно создать многотомную биографию, но Поэт больше своей биографии, потому что он – целый мир. Когда мы говорим о поэте, нам важно почувствовать поэтическое восприятие им своей эпохи. А эпоха Мандельштама исполнена трагических событий. Революция. Гражданская война… Поэт чувствует себя одиноким и ненужным перед лицом исторической бури. И это трагическое веяние эпохи врывается в его стихи, хотя революцию он принял восторженно. Особенно ярко отражает атмосферу времени стихотворение «Век», написанное в 1922 году.

Век мой, зверь мой, кто сумеет
 Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

1921 год обозначил новый этап в поэтическом творчестве, да и в жизни поэта. Смерть Блока, расстрел Гумилёва. «В Петербурге мы сойдёмся снова…» — писал он в феврале 1921 года, уезжая в Грузию. Нет! Больше не будет Петербурга. Больше нет поэтического братства. Будет трудная жизнь вечного изгнанника. Будут стихи, эпохальные стихи, но только через 5 лет, за 5 лет он не напишет ни одной поэтической строки. И только в 30 годы зазвучит голос поэта, но это другой голос. 

Гражданский голос поэта звучит всё резче и твёрже. Какие еще стихи говорят об удивительной смелости и мужестве поэта? Вот ещё одно стихотворение, написанное в том же 1933 году. Услышав его, знакомые приходили в ужас и открещивались: «Я этого не слышал, ты мне этого не читал…» Мандельштам и сам понимал, что своим стихотворением подписывает себе смертный приговор. Этот сатирический политический памфлет, впервые был напечатан только в 1987 по автографу, записанному поэтом после ареста, при допросе на Лубянке. Более контрреволюционного документа трудно придумать. Вот оно:

Но вместо расстрела, вместо лагерей неожиданно мягкий приговор — высылка в Чердынь с женой, а затем ссылка в Воронеж. Обреченный на положение ссыльного, лишенный средств к существованию, перебивающийся случайными заработками в газете, на радио, живущий на скудную помощь друзей, Мандельштам и в ссылке продолжал писать прекрасные стихи. «Воронежские тетради» — бесспорная вершина поэзии Мандельштама. Всем существом своим протестовал Мандельштам против неволи, на которую был обречен, против одиночества, которое должно было стать уделом опального поэта. В стихах этих открывалась человеческая судьба: страдания, тоска, желание быть услышанным людьми. Поэт с особенной остротой ощущает, как велик и прекрасен мир, в котором живет человек:

Где больше неба мне — там я бродить готов,
И ясная тоска меня не отпускает
От молодых еще воронежских холмов
 К всечеловеческим — яснеющим в Тоскане.

В 1937 году срок ссылки истёк, поэт увидел Москву, встретил друзей. Он даже успел отдохнуть в подмосковной профсоюзной здравнице Саматиха, выхлопотанной Бухариным. Там в ночь с 1 на 2 мая 1938 года поэта повторно арестовали и отправили в Дальлаг – пересыльный лагерь под Владивостоком. 27 декабря 1938 года Мандельштам скончался в бараке от тифа. Тело его бросили в смёрзшийся штабель мертвецов и лишь весной погребли вместе с остальными в «братской могиле», то есть в общей яме у ограды. Место неизвестно. Мандельштам предчувствовал свою трагическую гибель. Ещё в 1921 году писал: «Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме… Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями».

Громкая, и поистине всемирная слава пришла к выдающемуся Мастеру отечественной поэзии прошлого века только спустя десятилетия после страшной смерти в ГУЛАГе. Героически самоотверженная вдова не просто сберегла поэтическое наследие мужа, большую часть его архива. Все (!) неопубликованные стихи она выучила на случай, если при обыске найдут рукописи. Умерла в 81 год, до последнего часа не переставая заниматься изданиями поэта.

Вскоре после того, как в середине 50-х годов на Западе выпустили большой однотомник стихов и прозы полузапрещённого тогда в Советском Союзе Мандельштама, Анна Ахматова сказала: «Сейчас Осип Мандельштам – великий поэт, признанный всем миром. О нём пишут книги, защищают диссертации. Быть его другом – честь, врагом – позор». А выдающийся итальянский кинорежиссёр Пьер Паоло Пазолини писал в 1972 году: «То, чем нас одарил Мандельштам, — легконогий, умный, острый на язык… изысканный, жизнерадостный, чувственный, всегда влюблённый, открытый, ясновидящий и счастливый даже в сумерках своего нервного заболевания и политического кошмара, молодой…причудливый и утончённый… улыбающийся и терпеливый, — принадлежит к числу самых счастливых поэтических прозрений ХХ века».

Он ушёл незаметно. Но вернулся в ореоле всемирной славы и продолжает приближаться к нам во Времени и Пространстве.

Подготовила Жукова А. В.