«Унесенная ветром успеха» (120 лет М. Митчелл)

120 лет назад родилась американская писательница Маргарет Митчелл. Ее единственному произведению, роману «Унесённые ветром», выдержавшему около 200 переизданий и переведенному на 27 языков мира, суждено было стать мировым бестселлером. В чем же секрет «Унесенных ветром», почему роман продолжает волновать не только самих американцев, но и миллионы читателей в других странах, чем он впечатляет нас? Может быть, разгадка кроется в истории создания романа или в биографии его автора? И то, и другое было достаточно интригующим. Вы узнаете об этом на вечере-портрете «Унесенная ветром успеха».

Роман «Унесённые ветром» начинается с фразы: «Скарлетт О Хара не была красива». А вот Маргарет Митчелл красивой была. Её тёмные волосы, миндалевидные зелёные глаза и стройная фигура притягивали взоры. Но современники запомнили Маргарет в первую очередь — как замечательную рассказчицу и поразительную слушательницу чужих воспоминаний. Вот как позже вспоминала о Митчелл одна из её подруг: «Трудно передать её веселость, её интерес к людям и основательное знание их натуры, широту её интересов и круга чтения, её преданность друзьям, а также живость и обаяние её речи. Многие южане — прирожденные рассказчики, но Пегги рассказывала свои истории так забавно и искусно, что люди в переполненной комнате могли, замерев, слушать её весь вечер».

«Жизнь не обязана давать нам то, чего мы ждем. Надо брать то, что она дает, и быть благодарным уже за то, что это так, а не хуже». (Маргарет Митчелл)

Автор великого романа «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл (1900-1949);  прожила не слишком долгую и весьма непростую жизнь. Маргарет Манерлин Митчелл родилась 8 ноября 1900 г. в Атланте, штат Джорджия, в семье адвоката Юджина Митчелла и Марии Изабеллы. Мать, хоть и была домохозяйкой, являлась участницей всевозможных благотворительных обществ и примыкала к движению суфражисток — женщин, боровшихся за свои избирательные права. Именно мать стала для Маргарет образом настоящей леди, именно она дала представление о тех качествах, которыми должна обладать настоящая женщина того времени.

Зеленоглазую Скарлетт О’Хару автор во многом списала с себя. Митчелл была наполовину ирландкой и южанкой до мозга костей. Оба деда Митчелл участвовали в Гражданской войне между Севером и Югом, и будущая писательница готова была часами слушать рассказы об их подвигах в то время. Мать показывала ей обгорелые печные трубы и пустыри – следы ушедших в годы войны семейств.

В Маргарет сочетались страсть к спортивным развлечениям, незаурядные способности к учёбе и интерес к знаниям, жажда самостоятельности. Маргарет с детства обожали конный спорт Ещё в школе дочь адвоката писала для ученического театра пьесы в романтическом стиле. После получения среднего образования Митчелл год отучилась в престижном Массачусетсом колледже. Там её заинтересовали идеи основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Вполне возможно, она стала бы одной из его учениц и последовательниц, если бы не трагическое событие: в 1919 году во время пандемии испанского гриппа умерла её мать. А незадолго до этого в Европе погиб Генри, жених Маргарет.

Митчелл вернулась в Атланту, чтобы взять в свои руки управление домом. Девушка была молода и энергична, она выбрала себе дело по душе, став репортером «Атланта Джорнал». Лёгкое и острое перо Маргарет быстро сделало её одним из ведущих журналистов издания. В общей сложности Маргарет написала для этой газеты более двух сотен статей, очерков и рецензий. Патриархальному южному обществу было трудно «переварить» женщину-журналиста. Редактор издания поначалу прямо заявил амбициозной девице: «Как леди из хорошей семьи может позволить себе писать об обитателях городского дна и беседовать с разными оборванцами?».

В сентябре 1922 г. Маргарет Митчелл выходит замуж за Беррьена (Реда) Киннарда Апшоу – высокого, бравого красавца. Но муж оказался человеком жестокого, буйного нрава. Их супружеская жизнь была невыносимой: девушка постоянно терпела оскорбления и побои. Маргарет и тут показала: она не лыком шита. Теперь в её сумочке тоже лежал пистолет. Вскоре супруги развелись. За унизительной процедурой развода с замиранием сердца наблюдали все городские кумушки. Но и через такое испытание Митчелл прошла с гордо поднятой головой.

Из тяжелейшей депрессии Маргарет вывела любовь и поддержка Джона Марша. В 1925 году она обвенчалась со скромным и преданным Джоном. Наконец-то в её доме поселилось тихое счастье! Новоявленная миссис Марш уволилась из журнала. Она как-то заявила: «Замужняя женщина должна быть прежде всего женой. Я — миссис Джон Р. Марш». Конечно, миссис Марш и не собиралась ограничивать свою жизнь миром кухни. Маргарет решила посвятить себя литературе. Поворотным моментом в ее судьбе можно считать осень 1926 года, после того как Джон подарил ей пишущую машинку «Ремингтон», шутливо поздравив её с началом карьеры.

Легенда гласит, что создание романа началось с того, что Маргарет Митчелл написала главную фразу последней главы: «Она не сумела понять ни одного из двух мужчин, которых любила, и вот теперь потеряла обоих». Привычка писать с конца, осталась у Маргарет со времен работы журналистом – именно так создавала она свои очерки. Конечно, для написания такого огромного эпического полотна требовалось множество литературных и исторических источников, и Маргарет проводила целые дни в библиотеках, выписывая различные факты, уточняя даты и проверяя информацию. С первыми главами «Унесенных ветром» она знакомила только мужа. Именно он с первых дней стал ее критиком и советчиком.

Роман был готов в конце 20-х годов, но Маргарет долго не могла решиться его обнародовать. Но все же она отдала редактору рукопись. Прочитав, тот сразу понял, что держит в руках будущий бестселлер. Полгода ушло на доработку романа. Окончательное имя героини – Скарлетт – автор придумала прямо в редакции. Это имя стало одним из самых удивительных и незабываемых в художественной литературе. Единодушная реакция в издательстве «Макмиллан» выразилась так: «Трижды Ура Скарлетт О’Хара!». Название романа вначале было другим – «Завтра будет другой день». Но роман получил свое название, ставшее нарицательным – «Gone with the Wind» – «Унесенные ветром». . Название Митчелл взяла из стихотворения поэта Доусона.

Первые экземпляры романа появились в продаже 30 июня 1936 г. Митчелл надеялась, что удастся продать хотя бы пять тысяч экземпляров: в этом случае издательство смогло бы окупить свои расходы. Но уже в первый день было продано ровно в 10 раз больше — за ближайшие три недели эта цифра увеличилась до 176 тысяч, а за полгода — до миллиона! Через несколько дней после выхода романа в печати стали появляться рецензии. Роман безоговорочно хвалили, сравнивая его то с «Ярмаркой тщеславия» (имея в виду сходство алчной и расчетливой героини Теккерея Бекки Шарп со Скарлетт), то даже с «Войной и миром». Саму Маргарет Митчелл критика ставила в один ряд с величайшими писателями современности и прошлого.

В 1939 г. роман «Унесенные ветром» был экранизирован режиссером Виктором Флемингом. Премьера фильма состоялась 14 декабря в Атланте. Фильм был принят публикой с восторгом, во многом благодаря исключительно удачному подбору актеров. Ретта Батлера сыграл неподражаемый, «роковой мужчина» Кларк Гейбл. А роль Скарлетт О’Хара досталась англичанке Вивьен Ли, молодой актрисе, удивительно подходящей под описание, которое дала своей героине Маргарет Митчелл: «Широкоскулое, с точеным подбородком, лицо Скарлетт невольно приковывало к себе взгляд. Особенно глаза – чуть раскосые, светло-зеленые, прозрачные, в оправе темных ресниц…». Фильм стал самым кассовым фильмом в истории Голливуда и получил рекордные 8 наград академии киноискусств «Оскар».

Маргарет Митчелл после выхода фильма стала еще более популярной и известной личностью. Каждый день к ней приходили сотни писем с советами, выражением восхищения, просьбами. Самая основная из них – написать продолжение романа. Но Митчелл отказывалась от этого, хотя многие издатели готовы были купить новую книгу на любых условиях. Но она только смеялась и с сарказмом говорила, что, конечно же, напишет роман «Принесенные бризом», в котором у всех героев изменятся души и характеры в самую лучшую сторону, и все они погрязнут в ханжестве и глупости. Отказалась она и от съемок «фильма об авторе романа», отказывалась давать интервью, не соглашалась на использование в индустрии рекламы имен, связанных с романом, не позволила сделать из романа мюзикл.

А жизнь самой Маргарет тем временем приблизилась к трагическому финалу. В августе 1949 г. Маргарет Митчелл сбил автомобиль, когда она пересекала улицу с мужем по дороге в кинотеатр. Она умерла через пять дней в госпитале «Grady», так и не приходя в сознание, в возрасте 49 лет. Маргарет Митчелл была похоронена на кладбище Окленд в Атланте. Джон пережил ее на три года.

Подробнее познакомиться с биографией Маргарет Митчелл вы можете с помощью видеопрезентации «История жизни легендарной Маргарет Митчелл«

А роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» продолжает жить. Остросюжетный, психологически глубокий, он стал своего рода символом Америки времен Гражданской войны 1861-1865 годов и последующей за ней Реконструкции. Стала этим символом и сама писательница.

Знаменитый фантаст Герберт Уэллс произнес фразу, выразившую мнение миллионов читателей:

«Боюсь, что эта книга написана лучше, чем иная уважаемая классика».

Тему романа сама Маргарет определила как «выживание». Судьба человеческих ценностей в мире – вот над чем размышляет автор. Главная героиня, зеленоглазая Скарлетт – из тех, про кого в России говорят словами поэта Некрасова: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Она проходит через многие драматические события, одерживая победы над обстоятельствами, но вместе с тем теряя что-то существенное. Обаятельный Рэтт являет собой нарождающийся тип предприимчивого американского джентльмена. В конце романа Ретт не выдерживает гонки, в которую сам вовлек Скарлетт. Его теперь влечет то, «что он так легко отбрасывал в юности: свой клан, своя семья, своя честь и безопасность, корни, уходящие глубоко…».

С удивительными героями романа Маргарет Митчелл, попавшими в водоворот гражданской войны – жизнестойкой Скарлетт и деловым Рэттом, произошло то, что довольно редко случается с персонажами даже очень талантливых произведений, написанных очень талантливыми писателями. Перешагнув границы романа, они словно стали жить своей жизнью, влиять на судьбы читателей, стали дороги им как добрые знакомые. Такова сила жизненности созданных пером Маргарет Митчелл образов.

Подготовила Жукова А. В.