Уважаемые читатели и посетители нашего блога! 21 марта родился Павел Александрович ШЕСТАКОВ (1932 – 2000), русский писатель, уроженец города Ростова-на-Дону. Читательский успех обрушился на него с первыми же произведениями – “Через лабиринт”, “Страх высоты”, “Игра против всех”, и внимание читателей к его творчеству поддерживалось выходом каждой его новой книгой. Его произведения читаются на одном дыхании, как будто ты живешь и переживаешь с героями на протяжении всего произведения. В рамках корпоративного проекта МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС «Поэты и писатели Дона» приглашаем вас на литературный час «Уроки чести и справедливости Павла Шестакова».
Талант Павла Шестакова был глубок и многогранен, он работал не только в жанре детектива, но и в других жанрах. Авторский интерес к жизни выражался в постановке непростых нравственных проблем. Автор исследовал психологическую природу душевной ущербности, бездуховности, которая одних делает приспособленцами, других циниками, третьих мизантропами, четвертых равнодушными обывателями. В своих книгах автор уделял много внимания размышлениям о героизме, ответственности за судьбу своей страны, которая никогда не оставляла его равнодушным.
Единственный сын верхнедонской казачки, посвятившей себя учительству, и мелкопоместного тамбовского дворянина, смолоду окунувшегося в революционную стихию, Павел Александрович Шестаков родился и почти всю жизнь прожил в Ростове- на-Дону.
«Меня везли на извозчике, плотно закутанного в жёлтое атласное одеяло, стёганное в крупную клетку. Шла вторая неделя моей жизни, начинался апрель, рессоры пружинили, подбрасывая экипаж на неровном булыжнике, недавно освободившемся от грязного талого снега, и черные акации в два ряда тянулись между мостовой и домами. В этих запущенных, в основном в один-два этажа, домах до революции жили купцы, чиновники, а теперь люди самые разные, получившие ордера на комнаты и квартирки в некогда частных, принадлежавших эксплуататорам зданиях. …наша квартира была не в особняке, а бывшем доходном доме в три этажа с жилым подвалом. Дом образовывал замкнутый квадрат с двором-колодцем, в который мы и въехали через арку-проезд. Отсюда меня и понесли по железной наружной лестнице на третий этаж». (Павел Шестаков. («Неизбежность». Роман-эссе).
Отец его погиб, когда мальчику было 9 лет. Александр Прокофьевич Шестаков ушел в народное ополчение и пал в бою за первое освобождение Ростова. Война заставила Павла пережить оккупацию в далеком хуторе Таловка, на родине матери, а потом еще и эвакуацию в холодную и голодную Курганскую область.
После войны его мама преподавала русский язык в школе при Советском посольстве в Канаде. Там прошли отроческие годы будущего писателя. Из тех лет он вынес несколько очень ценных нравственных уроков. К примеру, однажды обнаружил в подвале одного из домов склад пустой молочной тары. Оказалось, бывшие жильцы, сотрудники одного из скандинавских посольств, отказавшись во время войны от части своей зарплаты («Все для фронта, все для победы!»), перешли на молочную кухню. Они жили впроголодь, но чтобы не уронить достоинства сотрудников дипломатической миссии, не ходили сдавать пустые бутылочки из-под молока и кефира, предпочитая оставлять их в подвале. Так еще мальчиком он получил урок истинного патриотизма – любви к Родине, не выставленной напоказ.
Последние школьные годы будущего писателя прошли в Ростове-на-Дону. Затем Павел стал студентом историко-филологического факультета Ростовского госуниверситета. После его окончания в 1954 году он по распределению был направлен в город Первомайск на Украине, где трудился школьным учителем, а, вернувшись в Ростов, работал научным сотрудником в областном музее краеведения, редактором в Ростиздате, литературным редактором в журнале «Дон». Двенадцать лет, с 1970 по 1982 год, Павел Шестаков был собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Ростовской области. Широко образованный, интеллигентный, он был удивительно красив – высокий, с бородой, делавшей его похожим на Эрнеста Хемингуэя, и был очень скромен – никого не поучал, как надо жить, как писать.
П. А. Шестаков первым в СССР начал разрабатывать настоящий классический детектив, «детектив закрытого типа» в духе известных «20 правил для пишущих детективы» Стивена Ван Дайна. Особенность такого рода произведений заключается в том, что ответ на главный интригующий читателя вопрос «Кто совершил преступление?» дается автором на самой последней странице. Автор выстраивает сложную картину преступления и тонкую психологическую подоплеку событий. Преступником в этих романах должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом с жертвой персонажей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Детективы такого рода требуют от автора большой интеллектуальной работы и художественности, чтобы раньше времени не раскрыть читателю тайну преступления.
Писатель говорил:
«Меня всегда будет привлекать та критическая минута в жизни человека, когда его воля и жизненные обстоятельства навсегда определяют его судьбу».
В 1966 году в журнале «Урал» (Свердловск) была опубликована его первая повесть «Через лабиринт» в детективном жанре. А в 1967 г. книга вышла в Ростовском книжном издательстве. Основой этой увлекательной повести послужило разоблачение военного преступника, скрывавшегося под маской законопослушного гражданина.
Первый роман Павла Шестакова «Взрыв» захватывал не только сюжетом, но и художественным анализом двух не совпадающих взглядов на одни и те же события войны с фашизмом. Участник этих событий Лаврентьев с точностью, до боли, надрывающей и в конце концов разрывающей его сердце, помнит все, что произошло с подпольем, все обстоятельства взрыва театра, наполненного эсэсовцами, гибели чекиста Шумова, проводившего эту акцию… Этот роман — качественно новое произведение П. Шестакова. Он написан в двух временных планах: непосредственные события войны перекликаются с представлениями о войне людей другого поколения, снимающих фильм о событиях минувшей войны тридцать лет спустя. Роман воссоздал картину борьбы в тылу врага без прикрас и сглаженных углов. За роман «Взрыв» Шестаков был награжден Серебряной медалью Союза писателей РСФСР, имени Николая Кузнецова «За лучшее героико-приключенческое произведение».
После «Взрыва» писатель не спешил расстаться с Шумовым — обратился к событиям 20-х годов, к молодости своего героя. Роман «Омут» (первоначальное название «Тупик») порадовал читателей острым сюжетом, исторической достоверностью, глубокой психологической разработкой образов и коллизий. Павел Шестаков овладел статусом романиста. Но с жанром повести не расстался. Ранняя повесть «Дождь-городок», навеянная учительскими годами в Первомайске, увидела свет в Ростиздате к 50-летию автора. Тогда же он опубликовал в «Урале» повесть «Всего четверть века», в которой с тонким лиризмом, юмором и печалью рассказал о судьбах своих сверстников на разных этапах жизни с 1956 по 1981 год.
Незадолго перед этим П. Шестаков написал фантастическую повесть «Туда и обратно», которой предстояло долго дожидаться издания. Как описывает произведение в статье в журнале «Донской вестник» (2002), друг и соратник П. Шестакова, Н. М. Скребов, это: «Реалии «того света», куда временно попадает герой, и которые были выписаны вполне по-земному, с бытописательской точностью, а бюрократическая система потусторонней жизни давала простор для так называемых аллюзий, в те годы несовместимых с идеологическими постулатами». Позднее Н. Скрёбов на сюжет повести написал радиопьесу. Увы изданное за счёт автора (1990), издание не было широко известно.
В своих книгах автор уделял много внимания размышлениям на вечные темы о нравственности, добре и зле, ответственности за судьбу своей страны, которая никогда не оставляла его равнодушным. Особое место в творчестве Шестакова этих лет принадлежит книге размышлений о Смутном времени. «Самозванец»— оригинальное произведение, где автор излагает свой взгляд на события русской истории, русской Смуты начала XVII века и одну из центральных фигур тех событий — Лжедмитрия. Она посвящена одному из драматичнейших событий в истории Руси начала XVII века и главной фигуре этих событий — беглому монаху Чудова.
Повесть-эссе о Гоголе «Между днем и ночью. Размышления о Гоголе». Н. В. Гоголь был любимым писателем П. Шестакова. К Гоголю Шестаков обращался постоянно, во многих его произведениях Гоголь «появлялся» то в диалогах персонажей, то в авторских рассуждениях. Эту, по словам самого писателя, «личную привязанность» к Гоголю он объяснял тем, что никто, кроме Гоголя, так не приблизился к сути, пониманию того, что называют загадкой русской души или, как теперь говорят, нашим менталитетом. Это исследование впервые было опубликовано в 2000 году в журнале «Дон». Писатель дал согласие на публикацию, но работа была напечатана уже после его смерти. В 2009 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Гоголя, «Размышления о Гоголе» Шестакова были включены в издательскую программу Правительства Москвы и опубликованы издательством «Контакт-культура».
Предлагаю вашему вниманию виртуальную книжную выставку, которая поможет вам познакомиться с произведениями Павла Александровича Шестакова.
Начиная с 1967 года в Москве, Ростове, в десяти странах мира выпущено около шестидесяти его книг. В 1969 г. творческие заслуги П. А. Шестакова были отмечены Почетной грамотой Министерства внутренних дел СССР. В 1971 году Шестаков был принят в Союз писателей СССР (с 1991 года — член Союза российских писателей). Он был членом авторитетнейшей в Союзе Писателей СССР ростовской писательской организации, где значились такие известнейшие имена, как Виталий Закруткин, Анатолий Калинин и другие, у которых Павел Шестаков пользовался полным признанием и уважением. Михаил Шолохов не раз принимал Павла Шестакова с другими писателями у себя в Вешенской и уважал его писательский талант.
На киностудии «Мосфильм» в 1975 году режиссером Александром Суриным по повести П. Шестакова «Страх высоты» был создан одноимённый фильм со звездным составом исполнителей: А. Папанов, И. Мирошниченко, А. Мягков, В. Зельдин, Ж. Прохоренко. Замечательная музыка к фильму написана Э. Артемьевым. Предлагаю вам посмотреть фрагменты из фильма.
В 1982 г. за литературную и общественную деятельность П.А. Шестаков был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Писатель был удостоен также почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Шли годы. Казалось, впереди долгая жизнь, много новых книг… Но 29 июля 2000 года Павла Александровича не стало. На его рабочем столе остался законченный уже в дни болезни роман «Смерть в ассортименте» («Вертеп-2»). Пенсионер Мазин, работающий в частном сыскном бюро, имеет дело с новыми «хозяевами жизни». Самый влиятельный из них — Девятов, которого Мазин разоблачил и обезвредил в «Рапорте инспектора». Роман завершает «мазинский цикл» и вместе с тем является итогом всех размышлений писателя о нашей истории и нашей действительности.
Читая, невольно задаешься вопросом: а прав ли был писатель, когда откладывал работу над заветным замыслом крупного романа и принимался за другие глубоко волновавшие его вещи. И отвечаешь себе словами, вынесенными в заголовок одной из этих вещей: «Он был прав».
Он был прав, давая нам прочувствовать угрозу нарастающего зла в панораме преступности, человеческой низости, опасности озверения — от «Лабиринта» до «Вертепа».
Он был прав, избавляя героику событий прошлого от ходульного приукрашивания, от недоверия к обыденной сути подвига.
Он был прав, помогая нам извлекать уроки чести, достоинства, справедливости.
Предлагаю вам поучаствовать в викторине по жизни и творчеству Павла Александровича Шестакова.
Уважаемые читатели! Если вы любите классические советские детективы, если вам близки размышления на вечные темы о нравственности и героизме, добре и зле, ответственности за судьбу своей страны, приглашаем вас в библиотеку за книгами П. А. Шестакова.
Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.