Уважаемые читатели и посетители блога! 9 марта 1814 года родился Тарас Григорьевич Шевченко, поэт, писатель и художник, именем которого названа наша библиотека. Жизнь Шевченко так же интересна, необычна и трагична, как и его произведения. Приглашаем вас в литературную экспедицию «В степи бескрайней за Уралом».
Десять лет своей недолгой жизни Т. Г. Шевченко провел в Казахстане. Здесь, в отдаленных степных военных укреплениях, он отбывал солдатскую службу. Что стало причиной ссылки Шевченко в Казахстан? Ведь после окончания Петербургской академии художеств и издания сборника стихов «Кобзарь» и поэм «Гайдамаки» жизнь поэта должна была сложиться по-другому. Его учителем в Академии был один из крупнейших русских живописцев Карл Брюллов. В годы учебы Шевченко много читал, посещал театры, увлекался историей и философией, формировался как поэт.
После окончания Академии художеств он много путешествовал по Украине, собирал фольклорный и этнографический материал, зарисовывал исторические и архитектурные памятники. В 1846 г. Тарас Шевченко вступил в Кирилло-Мефодиевское братство – тайную политическую организацию. Весной следующего года в руки полиции попал сборник стихов поэта «Три лета». Его арестовали в Киеве и под конвоем отправили в Петербург. Летом 1847 г. Тарас Шевченко в 33-летнем возрасте был сослан в Казахстан в отдельный Оренбургский корпус рядовым солдатом «под строжайшее наблюдение начальства, с запрещением писать и рисовать».
Словами одного из своих героев, в котором не трудно узнать самого автора, Тарас Шевченко описывает свое впечатление от Оренбурга:
«Солнце только что закатилось, когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было розового цвета огромное здание с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание называется здесь «Караван-сарай» (недавно воздвигнуто по рисунку А. Брюллова). Прямо за «Караван-сараем» мне открылся город, т.е. земляной высокий вал, одетый красноватым камнем, и неуклюжие сакмарские ворота, чрез которые я и въехал в Оренбург. На мой взгляд, в физиономии Оренбурга есть что-то антипатичное». («Поэмы, повести и рассказы» Т.Г. Шевченко, изд. 1888 года, стр. 214).
Шевченко очень тяжело переживал свое новое положение. Особенно его угнетало то, что ему было запрещено писать и рисовать. Однако Тарас Григорьевич вскоре убедился, что в Оренбурге (а потом в Орске, куда он был переведен), проживает немало почитателей его таланта, которые всячески помогали ему. На казахской земле Тарас Шевченко провел 10 лет. Эти годы были наиболее трудными в его биографии, но в то же время и очень плодотворными. Находясь на тяжелой воинской службе Т. Шевченко продолжал украдкой писать стихи и рисовать. В творчестве поэта и художника почти с первых месяцев ссылки находит отражение окружающая действительность – природа края и быт казахов, кочевья которых располагались вблизи крепости. Наблюдая за жизнью казахского народа, Тарас Григорьевич в письмах к друзьям выражал свое страстное желание воспроизвести ее в рисунках. Он делал зарисовки, изучал казахские легенды и песни, самостоятельно освоил язык степняков.
Весной 1848 года из Петербурга была послана экспедиция для обследования и описания берегов Аральского моря. Экспедицию возглавлял лейтенант А. И. Бутаков — моряк, (впоследствии контр-адмирал), человек культурный и гуманный. Проезжая через Оренбург он заручился согласием на включение Шевченко в состав экспедиции и на использование его как художника для зарисовки берегов Аральского моря.
23 сентября 1848 года шхуна бросила якорь в устье Сыр-Дарьи и отряд остался зимовать в форте Кос-Арал. Зима 1848-1849 гг., проведенная поэтом в Кос-Арале, оказалась продуктивной в творческом отношении. Шевченко написал две «захалявных книжечки»: около 70 произведений, в том числе «Цари», «Дочь ктитора», «Марина», «И вырос я в краю чужом», «Сотник» и др. Также он сделал множество зарисовок. Среди работ Шевченко есть зарисовки Оренбуржья, большая серия рисунков, изображающих природу и быт казахов («В юрте», «Киргизская семья», «Киргизка, сбивающая кумыс» и другие).
В конце 1849 года у Шевченко появилась некоторая надежда на улучшение своего положения, связанная с представление его к производству в унтер-офицеры. Но один оренбургский офицер, Исаев, написал донос о том, что рядовой Шевченко, вопреки «высочайшему» повелению, ходит по городу в партикулярном платье, занимается рисованием и сочиняет стихи. Шевченко арестовали. Для поэта начался самый тяжелый и самый томительный период его ссылки — семилетнее заточение (1850-1857 гг.) в Новопетровском укреплении на берегу Каспийского моря (теперь территории Казахстана).
Повести Т. Г. Шевченко
В этот период Шевченко написал цикл повестей на русском языке («Художник», «Княгиня», «Музыкант», «Капитанша» и др.). В повестях «Несчастный» и «Близнецы» много страниц отведено описаниям Орской крепости, Оренбурга и других оренбургских мест и зданий, например: Караван-Сарая. О пребывании в ссылке Шевченко рассказал не только в своих художественных произведениях, но и в «Дневнике».
Русский язык стал вторым родным языком великого писателя. Две трети из творческого наследия Тараса Шевченко написано на русском языке – языке великой литературы, к которой он хотел приобщиться. Шевченко неоднократно говорил по поводу своих повестей, что видит в них прежде всего опыты; в них он, по собственным признаниям, учился и русскому литературному языку (они «у меня теперь как краски на палитре, которые я мешаю без всякой системы», — писал он к С. Т. Аксакову 16 февраля 1858 г.) и, конечно, мастерству художественной прозы.
Предлагаю Вашему вниманию обзор повестей Т. Г. Шевченко.
Шевченко, Т. Близнецы: повесть / Тарас Шевченко. – Харьков : Фолио, 2013. – 350 с.
Главная проблема произведения — проблема воспитания. В центре произведения судьба двух братьев-близнецов. Мать их покончила жизнь самоубийством, и мальчиков взяли в семью сотника Сокиры, назвав их Зосимом и Савватием. Хотя условия домашнего воспитания были одинаковы, но в дальнейшем в силу различных систем воспитания у братьев формируются совершенно разные характеры. Само название повести звучало иронически, ибо родные братья были в сущности общественными антиподами. Коснулся Шевченко и прогрессивных сил, сочувствовавших народу. В повести ими выступают знаменитый автор «Энеиды» И. П. Котляревский, учитель Степан Левицкий, аптекарь Карл Осипович и другие.
Шевченко, Т. Г. Музыкант: повесть / Тарас Шевченко. – Харьков: Фолио, 2013. – 208 с.
В повести «Музыкант» Шевченко раскрывает трагедию тонких натур — скрипача Тараса Федоровича, виолончелистки — артистки Тарасевич. Шевченко не случайно назвал своего героя Тарасом. Сирота-крепостной оказался музыкантом-виртуозом, скрипачом и виолончелистом. Фамилия артистки — Тарасевич тоже не случайно произведена от имени поэта. В повести ее пение высоко оценивают композитор М. Глинка и художник В. Штернберг. Но попасть на петербургскую сцену ей так и не удается… Главная идея повести: показать, что страдания талантливых крепостных — не единичное явление, а закономерность крепостнической действительности.
Шевченко, Т. Несчастный. Капитанша: повести / Тарас Шевченко. – Харьков: Фолио, 2013. – 320 с.
Замысел повести, ее идейно-художественная, морально-дидактическая направленность в значительной степени выяснены самим Шевченко в его дневниковых записях от 21 — 25 июня 1857 г. Повесть «Несчастный» рассказывает о жизни ссыльных, «конфирмированных» за различные проступки. Название ироническое: автор не сочувствует развращенным помещичьим и офицерским сынкам. Главный герой произведения — Ипполит Хлюпин, дворянин, записанный в рядовые по воле родной матери. Повесть «Несчастный», по мнению большинства исследователей прозы Шевченко, принадлежит к наиболее удачным с художественной точки зрения его произведениям.
Повесть «Капитанша» также посвящена критике морально-этического аспекта крепостничества. Главные герои: пожилой отец, его юная дочь и обольститель-гусар, с которым дочь совершает побег. Центральный герой повести Яким Туман- душевно близкий Шевченко природный тип украинского селянина, которого не смогли испортить никакие обстоятельства жизни, даже бессмысленность солдатчины; который своим «неученым глазом» видит порой то, что невдомек «грамотным».
Живопись Тараса Шевченко периода ссылки.
Пребывая в десятилетней казахстанской ссылке, Шевченко, несмотря на запреты и отсутствие условий для работы художника, создал около 450-ти уникальных рисунков, живописных и акварельных работ. Из всего изобразительного наследия периода ссылки, почти 350 – посвящены жизни и быту казахского народа, природе Казахстана.
«Тараса мы любим ещё и потому, что он как профессионал-художник за время ссылки в Казахстане создал десятки чудесных рисунков о жизни казахского аула того времени»,- так отозвался о поэте художник А.Тажибаев.
Одной из самых ярких работ того времени стала картина «Пожар в степи». На второй день Аральской экспедиции по просьбе генерала И. П. Шрейбера Шевченко исполнил этот акварельный рисунок. На нем изображена огненная стена, охватившая весь горизонт, а на переднем плане — растянувшиеся повозки транспорта экспедиции, палатки, юрты на берегу маленькой речушки и группа казахов у костра. Позже в повести «Близнецы» он описал эту живописную картину степного пожара.
Широко известны и другие его произведения: «Байгуши», «Казашка», «Пастух», «Казах на коне», «Над степью», «Буран», «Байгуши под окном (Державный кулак)», «Казах в юрте» и многие другие. В них реалистично представлена жизнь степняков. Шевченко очень любил казахских детей, которым посвятил серию картин.
В 1857 г. благодаря ходатайству влиятельных людей России и Украины Тараса Шевченко освободили от дальнейшей ссылки и разрешили вернуться в Петербург. В сентябре 1860 г. Петербургская Академия художеств удостоила Т. Шевченко звания академика гравюры. Зимой 1860-61 гг. здоровье Т. Г. Шевченко, подорванное ссылкой, резко ухудшилось и 10 марта 1861 г. он умер.
Место Тараса Шевченко в истории Казахстана.
Местное население уважало Тараса Григорьевича. У него было много друзей среди казахов, называвших его «акын-Тарази» («поэт Тарас»). Он часто ходил в гости в аул возле крепости, где слушал песни и легенды. Память об акыне Тарази и сегодня бережно хранится казахстанцами. Даже название города Форт-Шевченко связано с памятью о великом Кобзаре.
Самый крупный музей Тараса Шевченко за пределами Украины, находится в Казахстане на полуострове Мангышлак в небольшом городе Форт-Шевченко. Музей был открыт 1 мая 1932 года. Это первый музей, открытый на Мангышлаке. Здание музея построено как летняя резиденция коменданта 1853 году.
Музейный комплекс разместился на территории бывшего сада-огорода Новопетровского укрепления. Он посадил здесь вербу, выросшую из привезенной им из г. Гурьева веточки. Более сотни лет форт-шевченковцы берегли как самую дорогую реликвию священное дерево, называвшееся в народе «Тарасовой вербой». Сохранился также колодец, вырытый Тарасом Шевченко в период лютой засухи. Сегодня колодец сохранился почти в неизменном виде. Он еще построил землянку для укрытия от полуденного зноя. Местные жители берегут ее, воссоздав всю обстановку того времени.
Кроме города Форт-Шевченко, имя великого Кобзаря носят улицы многих городов Казахстана, в том числе и в Астане. Памятники в его честь возведены в городах Алматы, Актау, Форт-Шевченко и в поселке Карабутак.
Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А.В.