Вечные сюжеты Теодора Драйзера

27 августа 1871 года родился американский писатель и публицист Теодор Драйзер, крупнейший писатель — реалист XX века.  Давайте больше узнаем о талантливом авторе. Восемь романов, пять сборников рассказов, несколько заметных публицистических работ — библиография писателя Теодора Драйзера, вне всяких сомнений, заслуживает пристального внимания. Своей главной целью прозаик ставил рассказать о простых американцах и разгадать мотивы их поступков и принятых решений. Откровенные и драматичные сюжеты навсегда закрепили за Драйзером славу великого писателя-реалиста.

Теодор Драйзер был великим писателем, потому что был человеком, сердце и ум которого жаждали познать Вселенную. Еще мальчиком он любил подолгу гулять в лесах Индианы. Он мог часами просиживать на берегу какого-нибудь озера или пруда, созерцая лягушек, стрекоз, разную мелкую живность, которая обитает около воды. Его стремление к познанию жизни во всех ее проявлениях было поистине ненасытным.

Теодор Драйзер родился на Среднем Западе, в городке Терра Хота, штат Индиана. Семья его была интернациональной. Отец немецкого происхождения: Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер эмигрировал в США в 1844 году), а мать славянского: Сара Шёнёб. Семья была бедной, одно время родители были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и, в конце концов, обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана).

Теодор Драйзер, девятый ребёнок в семье, родился 27 августа 1871 года. Семья перебивалась благодаря заработкам матери, которая обстирывала соседей и убирала их дома. Теодор вместе с другими детьми с раннего детства помогал матери, разнося бельё заказчикам и собирая куски угля, выпавшие из вагонов, чтобы обогреть свой дом. Голод, холод и лишения были постоянными спутниками семьи. В 1887 году он окончил школу. В 1889 году поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной. Работал в ресторане уборщиком и мойщиком посуды, разнорабочим в лавке.  Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892-1894 годах был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 году переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 году покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен». Писатель прошел потрясающую журналистскую школу, прежде чем начать писать романы.

В 1900 вышел роман «Сестра Керри» о девушке, ставшей сначала любовницей женатого человека, а потом известной актрисой. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов.    Этот роман знаменателен тем, что в нём писатель чётко обозначил основную тематику всех своих будущих произведений. Роман был осужден критиками, и подвергнут цензуре, что повергло писателя в глубокую депрессию. Следующий роман, «Дженни Герхардт» (1911), был более успешен. Вскоре Драйзер написал несколько рассказов, книгу о своих путешествиях в Европу. Интересный факт: Завершив своё европейское турне, Драйзер собирался вернуться домой в Америку на Титанике. Но, один его друг убедил купить билет на пароход подешевле. Как знать, может быть мир мог лишиться великого писателя. Наиболее известной работой писателя считается трилогия о финансисте Фрэнке Каупервуде, который осознал бессмысленность стяжательства. В трилогию вошли романы «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (1947). Успех Драйзеру также принес роман «Американская трагедия» (1925) о юноше из среднего класса, пытающегося любым способом добиться социального успеха. Во многих произведениях писателя показано необузданное стремление многих людей к обогащению любыми средствами.

Приглашаю вас познакомиться с романами Драйзера с помощью виртуальной выставки

Русские и прогрессивные американские исследователи единодушно отмечают: трудно найти другого писателя, которому на протяжении всей жизни и даже после смерти пришлось бы преодолевать столь яростное противодействие со стороны буржуазной Америки, какое выпало на долю Драйзера. «Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжелые грубые ноги, – писал Шервуд Андерсон. – Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперед». И в самом деле, путь этот был предельно тернистым уже в своем начале. Драйзер рано проникся любовью к людям труда и ненавистью ко всякого рода угнетателям. И когда много лет спустя один из друзей попытался поссорить его с коммунистами, Драйзер ответил без обиняков: «Видишь ли, Менкен, в отличие от тебя я не могу быть беспристрастным. Я родился бедняком. Бывали времена, когда я и в ноябре и в декабре ходил без башмаков, босиком. Я видел, как страдала от нужды моя любимая мать и, впадая в отчаяние, заламывала руки от горя. И, быть может, именно по этой причине я – независимо ни от кого и ни от чего – выступаю за такую социальную систему, которая, может быть, и будет лучше нашей». Эту надежду писатель, прошедший свои «горьковские университеты» в трущобах Чикаго и в скитаниях по многим другим городам, пронес через всю жизнь.

В начале 1930-х годов в горнорудных районах США — Харлане и Белле — произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета защиты политических заключённых Драйзер отправился на место событий. Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел — избиениях членов профсоюза и полицейских расправах. В 1931 году он издал книгу «Трагическая Америка». Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 году поддержал кандидата от американской компартии Уильяма Фостера в избирательной кампании. В 1932 году был членом всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн. В 1938 году Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с членами английского правительства. В США ему удалось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался организовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию по указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.

В 1930 году кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе, но большинством голосов премию присудили Синклеру Льюису. В мае 1931 года вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность. В ноябре 1932 года Драйзер заключил контракт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт». В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы. В июле 1945 года Драйзер вступил в Коммунистическую партию США. Теодор Драйзер скончался в пригороде Лос-Анджелеса Голливуде 28 декабря 1945 года на 75-м году жизни.

Теодор Драйзер и Россия

В октябре 1927 года классика американской литературы Теодора Драйзера пригласили в советскую Россию — на празднование десятой годовщины революции. В день приглашения, 3 октября, в Нью-Йорке он начал дневник о своем путешествии — и закончил его 18 января 1928-го, в Одессе, в день получения выездной визы.

Между этими двумя датами были сомнения относительно целесообразности поездки, дорога в Россию сначала по морю, потом по железной дороге, и — путешествие по нашей стране. Он ехал и как в рамках служебных обязанностей,спецкором Chicago Daily News, так и из личного писательского интереса. В Москве писателя поселили в гостинице с видом на Кремль, и первое, что он увидел наутро, — торжественный парад на Красной площади и поздравления официальных лиц. Из Москвы Драйзер поехал в Питер, потом в Нижний, Баку, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Севастополь, Одессу… Направляемый заботливой рукой организаторов поездки общался с директорами фабрик и извозчиками, родственниками Толстого, председателями местных советов и земельными комиссарами, расспрашивал об их работе и взглядах на действительность у Станиславского, Бухарина и Эйзенштейна… Результатом поездки стала книга «Драйзер смотрит на Россию» (1928). Получилось подробное, по-драйзеровски остроумное, философское, с массой бытовых деталей и примет времени повествование о жизни в Советской России конца 20-х.

Отрывок из книги «Драйзер смотрит на Россию»:

7 нояб. 1927 года, понедельник, Москва, Grand Hotel

Меня будят музыка оркестра и тяжелая поступь солдат, входящих на Красную площадь: трам-там-там. Это начало празднования 10-летнего юбилея Октябрьской революции. Красная гвардия. Курды из Курдистана, донские казаки в длинных летящих шинелях, сапогах со шпорами и меховых шапках. Они движутся верхом на небольших, но явно сильных и быстрых лошадях. Вот несколько отрядов сибирских стрелков. А вот стражи границы; а вот революционные отряды из далекой Грузии — люди с седыми бородами и в тяжелых теплых одеждах верхом на ладных вороных лошадях. Говорят, что они насмерть сражались с белыми империалистами, и это все, что осталось от большого подразделения бойцов. А вот кавказская артиллерия на легких горных повозках, оснащенных маленькими пушками и пулеметами.

Марши продолжаются с 11 утра до самой ночи. Они маршируют, чтобы показать миру, насколько велика их вера в Красную Россию. И здесь, где совсем недавно была только нищета, невежество и слепая вера, теперь идут более или менее образованные и обученные мужчины и женщины, юноши и девушки. Здесь можно видеть стенды, демонстрирующие хозяйственные достижения нынешней России: жатки, сноповязалки, трактора, сенокосилки, моторы, автомобили, стальные балки и вокруг транспаранты, которые, как я полагаю, рассказывают миру о том, что Советская Россия больше никогда не попадет под капиталистическую тиранию, или содержат призывы не допустить этого. И постоянные оркестры, приветствия и крики «Ура!».

Водном из лозунгов говорится о том, что Мать-Азия (а сегодняшняя Россия находится в основном там) наконец просыпается, и теперь будет жить в современных условиях. Этот огромный гигант наконец пробуждается от векового сна — приходит в себя и вступает в новый день с новой миссией. Я никогда не ожидал увидеть такую удивительную картину, как марш азиатов с лицами всех типов — от китайского до европейского, с пением гимнов о братстве и благоговейным приветствием их всеобщего учителя Ленина при проходе мимо его мавзолея.

Здесь нет священников, нет лозунгов, только символы человеческой решимости сделать жизнь более терпимой для всех. Я думаю (если только человеческая природа сможет подняться до такой возможности) — это один из шансов для подлинного улучшения человека. Но вполне может быть, что эта программа слишком красива для того, чтобы стать успешной, и это только идеал существования, до которого слабое и эгоистичное человечество подняться не сможет. Тем не менее, я искренне надеюсь, что это не так — и это действительно начало лучшего или более яркого дня для всех…»

Теодор Драйзер – знаменитый американский писатель и общественный деятель – давно занял почетное место среди классиков мировой литературы. Его произведения, затрагивающие острые социальные проблемы, пользовались огромным успехом у читателей во всем мире и до сих пор вызывают самый живой интерес. Читая произведения Драйзера, невозможно оторваться. Жизненный опыт и природная наблюдательность позволяли ему описывать всё происходящее достоверно и правдиво.

Подготовила Жукова А. В.