Вселенная Михаила Булгакова

Добрый день, гости нашей литературной гостиной! Добро пожаловать в мир самого таинственного классика ХХ столетия – Михаила Афанасьевича Булгакова. В мир, в котором есть желтые цветы, с которых начинается бесконечная любовь. В мир, в котором есть открывающееся в бесконечность пространство обычной — необычной московской квартиры. В мир, в который можно уйти от фальши и жестокости большого мира.

Великая, непредсказуемая сила – время. При жизни Булгакова вряд ли кому в голову пришло бы называть его «классиком». Первое, с чем писатель столкнулся после яркого, но кратковременного успеха в середине 20-х годов, было недоверие, хула, политические наветы, а в последние, наиболее плодотворные, десять лет его жизни — замалчивание и забвение.

В 60-е годы, во времена начальной посмертной славы Булгакова, критика удостоила его включения в обширный ряд советских писателей 20-х годов, запечатлевших эпоху революции.

Однако прошло еще два десятилетия, и, по воле читательского большинства, Булгаков встал в другой ряд –  гениев  русского слова: Тургенева, Толстого, Чехова – и навсегда останется в нем. Здесь его законное место. Блистательный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал, как одержимый, до своего последнего часа сделал его великим. Жизнь коротка, искусство – вечно. Творение переживает своего творца. «Рукописи не горят» – эта фраза из романа стала крылатой.

Борис Пастернак как-то в разговоре о Булгакове сказал, что явления в литературе бывают законные, «а Булгаков – явление незаконное». Самое, пожалуй, «незаконное», необъяснимое и загадочное – это сама его судьба. Он чудом не погиб на войнах, не сгинул в ужасах и кровавом месиве революции, большевистской и сталинской диктатур.

После революции, в 20-е годы, явившись из Киева в Москву, надел галстук бабочкой, цветной жилет, ботинки на пуговицах, вставил в глаз монокль. Его литературная жизнь начиналась с газетных фельетонов и сатирических новостей. Его кумирами были Гоголь и Гофман, его сатиры были близки к Щедрину. Булгаков, никому не известный провинциал, избрал в литературе самый опасный путь – путь сатирика, остро, смело, ядовито изображающего советскую действительность.

Удивительно, но Булгаков нравился вождю — своим талантом, дерзкой свободой.  Сталин говорил: «Вот Булгаков! Тот здорово берёт. Против шерсти берёт! Это мне нравится».

Всю жизнь судивший себя и своё творчество исключительно с высшей точки зрения – совести и вечности, Булгаков неслучайно назвается «мистическим писателем»: в 1926 г. во время обыска у писателя изъяли дневники и текст «Собачьего сердца», который существовал в одном экземпляре. Дневники пропали навсегда, а «Собачье сердце» ему вернули спустя два года. А «Мастер и Маргарита»? Первый вариант 1928 года Булгаков сжёг, как и его герой в романе – Мастер, как и его любимый Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Булгаков сжёг, но неотступно думал о романе: «Точно дьявол меня заколдовал», «я погребён под этим романом».

Булгаков предсказал с поразительной точностью сроки своего ухода. Он умер в Прощёное воскресенье, накануне Великого поста. И в свете рокового его романа «Мастер и Маргарита», действие которого происходит на Страстной неделе, Великий пост завершающей, это тоже кажется мистикой.

 Памяти  Михаила Булгакова
  
 Вот это я тебе, взамен могильных роз,
 Взамен кадильного куренья;
 Ты так сурово жил и до конца донес
 Великолепное презренье.
  
 Ты пил вино, ты как никто шутил
 И в душных стенах задыхался,
 И гостью страшную ты сам к себе впустил
 И с ней наедине остался.
  
 И нет тебя, и все вокруг молчит
 О скорбной и высокой жизни,
 Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
 И на твоей безмолвной тризне.
  
 О, кто поверить смел, что полоумной мне,
 Мне, плакальщице дней погибших,
 Мне, тлеющей на медленном огне,
 Все потерявшей, всех забывшей, -
  
 Придется поминать того, кто, полный сил,
 И светлых замыслов, и воли,
 Как будто бы вчера со мною говорил,
 Скрывая дрожь предсмертной боли.
                                      Анна Ахматова 

Предлагаю вашему вниманию видеопрезентацию «Вехи судьбы Михаила Булгакова», из которой вы подробно узнаете о фактах из жизни великого писателя. Биография Булгакова так же увлекательна, как и его произведения. Звучит музыка из любимого музыкального произведения М. А. Булгаковаоперы Гуно «Фауст».

Как всякий большой писатель, Михаил Булгаков создал свой мир. Сам он причислял себя к ряду «фантастических реалистов». Очень точное, конкретное изображение действительности в произведениях Булгакова не обнимает весь горизонт его современности. Но то, что он высветил, запоминается на всю жизнь. Попытаемся разгадать тайну произведений Михаила Афанасьевича, ставших знаковыми для нескольких поколений.

Романы и повести Булгакова 20-х годов — не фотографии эпохи, однако они в высшей степени отражают ломающийся мир. Михаил Булгаков, никому не известный провинциал, избрал в литературе самый опасный путь – путь сатирика, остро, смело, ядовито изображающего советскую действительность. В середине 20-х написаны абсолютно крамольные по тем временам его сочинения: «Багровый остров», «Роковые яйца», «Собачье сердце». В прессе началась кампания «Долой булгаковщину!». «Роковые яйца» заклеймили как «наглейший, возмутительный поклёп на Красную власть».

Булгаков ставит перед собой задачу показать  картину гражданской войны, которая, по его замыслу, должна быть не только написана в традициях «Войны и мира», но и по размаху ориентироваться на толстовскую эпопею. В романе «Белая гвардия» есть попытка выйти за пределы своего опыта и начертать сцены пером историческим (к примеру, парад войск Петлюры у святой Софии или бегство гетмана из дворца).

 Но особое обаяние роману придает  его романтический личный тон, тон воспоминания. Книга подобна стону уставшего от войны, ее бессмыслицы, нахолодавшегося и наголодавшегося, измученного бездомьем человека. Дом и Город — два главных неодушевленных героя книги. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой войной, живет, дышит, страдает, как живое существо. Будто чувствуешь тепло от изразцов печи, когда на улице мороз, слышишь башенный бой часов в столовой, бренчанье гитары и знакомые милые голоса Николки, Елены, Алексея, их шумных, веселых гостей… И Город — безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами электричеством. Город, истерзанный обстрелами, уличными боями, опозоренный толпами чужих солдат, временщиками, захватившими его площади и улицы.

Журнал «Россия», печатавший в 1925 году роман (№ 4—5), закрылся, не завершив печатания даже той части, которая могла стать первой книгой эпопеи. И все же первенец Булгакова — нечто до того подлинное и самобытное, что видится как сверкающий своими гранями природный кристалл.

Максимилиан Волошин, одним из первых разглядевший дар Булгакова, отметил, что его литературный дебют можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского. Волошин дал «Белой гвардии» емкое определение, сказав, что ее автор воплотил в своем романе «душу русской усобицы».

Но писателя продолжали громить в прессе. «Писатель одной темы и одной идеи — белого движения…» — писала в очередной обличавшей Булгакова статье «Комсомольская правда» (13 декабря 1928 года). Зловещая тень над всей последующей работой писателя еще более сгустилась после блистательного успеха пьесы «Дни Турбиных» (1926), написанной во многом на основе романа, но в то же время являющейся самостоятельным произведением. Даже тот факт, что на спектаклях во МХАТе (больше пьеса нигде не шла, и успех ее приписывался исключительно театру) многократно бывал И. В. Сталин, не мог восстановить вокруг Булгакова нормальной творческой атмосферы. Сталин, поклонник «Дней Турбиных», высказался так: «Если такие люди, как Турбины, сдаются перед большевизмом, значит, он непобедим, и, значит, пьеса Булгакова скорее приносит пользу, чем вред большевизму». Но Булгаков так и остался «необуржуазным драматургом», воплощением «булгаковщины». Авербах Л. и Киршон В. — руководители РАППа, Орлинский А. — театральный критик, Раскольников Ф. — член ЛИТО, были неистовыми гонителями таланта М. Булгакова.«Дни Турбиных» были возобновлены только в 1932 году. Но больше ни одна пьеса Булгакова не пошла на сцене при его жизни. Ни одной строки своей он не увидел более в печати.

Сегодня мы перелистаем страницы бессмертного произведения М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сказать, что великий текст «романа века» создавался мучительно тяжко, – не сказать ничего. Булгаков выстрадал этот роман. Он шифровал его, прятал, диктовал уже смертельно больным, превозмогая ужасные боли, борясь с ускользающим порой рассудком. И умер со словами о романе, едва выдыхая: «Чтобы знали. Чтобы знали». Взял с жены Елены Сергеевны клятву, что она сохранит рукопись и «Мастер и Маргарита» увидит свет.

Роман вышел в журнале «Москва» в 1966-м, через 26 лет после смерти автора. И с тех пор многократно переведённый на сотни языков роман живёт, о нём спорят и спорят – учёные и экстрасенсы, философы и священнослужители.

Великое и мелкое, чудесное и обычное перемешал Булгаков в произведении. Вот прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на казнь Иешуа Га-Ноцри, а рядом живут, спешат, суетятся, совершают подлости, приспосабливаются, любят вполне земные граждане, населяющие Москву. Любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь соседствуют в романе Булгакова так же, как и в жизни. Здесь есть счастливая атмосфера творчества и фантазии. Здесь правит великий бал Сатана, и вдохновленный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Здесь Мастер встречает прекрасную Маргариту. «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… «

В романе Михаил Булгаков утверждает: вера — это единственная правда. Иешуа верит: человек добр. Мастер верит: все было именно так, как ему привидилось в романе. И свидетели событий это подтверждают. Не будем забывать, что в начале всего было Слово. Слово художника так же всесильно, как Первослово. Это слово принадлежит вечности, именно поэтому «рукописи не горят».

Противоположный правде полюс — ложь, особенно ложь мелкая, прагматическая, легко разоблачаемая. Она объединяет героев, ставших жертвой свиты Воланда. Если вспомнить, что Воланд и его свита прибивают в Москву с экспериментальными целями, то совершенно очевидно, что они не ставят перед собой задачу изменить здесь порядок вещей. Больше всего страдают от них завравшиеся литературный деятель, буфетчик, конферансье, руководитель акустической комиссии, дядя из Киева, пресловутая Аннушка.

Но жертвы нечистой силы — ничто по сравнению с жертвами людей из дома большой площади — вездесущими и всекарающими органами. Тема исчезновения людей — одна из ведущих в жизни страны второй половины тридцатых годов, одна из ведущих в романе Михаила Булгакова, завершенного в сороковом году. Причем эта тема непосредственно касается и главного героя, который исчез на время между страшной ночью, когда он жег рукопись, и моментом появления в клинике. Люди проваливаются в бездну. Людей обезглавливают. Вспомним не только незадачливого конферансье, вспомним дважды обезглавленного Берлиоза. И далеко не всем можно вернуть голову, как завравшемуся и раскаявшемуся конферансье.

Бал сатаны, когда получают прощение грешники, проходит на фоне другой вакханалии — непредсказуемого, бессмысленного государственного террора против своего народа. «Части той силы, что вечно хочет зла и совершает благо», противостоит сила, «что вечно хочет» светлого будущего для всего человечества и совершает зло.

В этой политической ситуации, кажется, у людей не остается права нравственного выбора. Однако он всегда остается — в любые времена, при любой власти. Свой выбор совершает Иешуа, свой выбор совершает и Мастер. Правда, Мастер дрогнул и уничтожил свое детище. За что и был вознагражден только покоем, а не светом. Свой окончательный выбор совершает Маргарита. Свой выбор совершает и Иван — прошедший путь от задорного, молодого поэта до умудренного жизнью и общением с Мастером профессора Понырева. Эти герои не только приближаются к истине, какой бы она ни была, но и обладают той силой, которая позволяет им не струсить даже в самый ответственный момент их жизни.

В романе рассматривается проблема предательства. Понтий Пилат, желающий сохранить свое положение, испугавшийся того, что объяснения Иешуа могут дойти до Рима, не отстоял жизнь собеседника. Верность себе в этом страшном и странном мире — единственное, что может сохранить наше человеческое достоинство и остаться в памяти потомков, что и есть «вечная жизнь». Этому учит нас Михаил Булгаков.

«Мастер и Маргарита» — одна из вершин литературы ХХ века.Обаяние таланта Булгакова оказало влияние на многих художников мира, и значение его художественных открытий благодарно признают крупнейшие писатели — от Чингиза Айтматова до Габриэля Гарсия Маркеса.

Переводы Булгакова на многие языки постепенно завоевывали весь культурный мир. И недаром в «Пантеоне XX века», который задумали создать в память самых выдающихся людей столетия в Америке, одно из двух имен русских писателей, прославивших свое время и свою страну,— имя автора «Мастера и Маргариты».

Об этом писателе написано на разных языках земного шара больше, чем о ком-либо другом из недавних литературных знаменитостей. В Советском Союзе вышли книги о Булгакове А. Смелянского, М. Чудаковой, Л. Яновской, значительны исследования Я. Лурье, И. Бэлзы, В. Гудковой, А. Нинова и других. Его судьбе и книгам посвящены работы Лесли Милн, Эндрю Беррата и Джули Куртис — в Англии, Эллендеа Проффер и Эдит Хайбер — в США, Колина А. Райта в Канаде и Питера Дойля в Новой Зеландии, Ральфа Шрёдера в ГДР и Волькера Левина в ФРГ, Э. Баццарелли и Р. Джулиани — в Италии, М. Йовановича в Югославии и Анжея Дравича в Польше, Калпаты Спхни в Индии и Л. Халлера в Венгрии — всех перечислить было бы трудно.

Проходят годы, меняются поколения читателей, но роман «Мастер и Маргарита» остается любимым произведением десятков миллионов человек. Булгаковская фантасмагория дождалась своего часа в двадцатом веке, чтобы стать классикой в двадцать первом.

Подготовила Жукова А. В.