Уважаемые читатели! В сентябре 2022 года исполнилось 205 лет лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого (1817 — 1875). Поэт и писатель высоко ценил народную поэзию, видя в ней отражение жизни народа, его мыслей, чувств и стремлений, восхищались точностью, простотой, меткостью и выразительностью народного языка. Приглашаем вас в литературно-познавательное путешествие «Золотая россыпь народного фольклора в творчестве А. К. Толстого».
Творчество Алексея Константиновича Толстого по праву занимает одно из самых видных мест в истории русской литературы XIX столетия. Охватив почти все жанры, оно оставило яркий и оригинальный след, не потерявший своего значения и поныне. А. К. Толстой известен как талантливый романтический поэт; он также поражал своих читателей неординарностью создаваемых им романтических, или «готических» рассказов. В его творчестве художественно обобщено многообразное историческое и социальное содержание русских былин, в главных героях которых воплощены типические черты национального характера; Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие — выразители неисчерпаемой силы народного духа. Исторической судьбе России, ее общественному развитию посвящен роман «Князь Серебряный».
А. К. Толстой был не только необычным писателем, но и необычным человеком. Он родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге. Мать его, Анна Алексеевна Перовская, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. Мать Толстого оставила мужа и с шестинедельным младенцем уехала из Петербурга в Черниговскую губернию, в имение своего брата А. А. Перовского. Талантливый и прекрасно образованный человек, известный в 20-30-е годы прозаик, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, он заботливо и умело руководил воспитанием племянника. Вместе с Перовским Толстой путешествовал по Германии и Италии, посетил летом 1827года знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего мальчику кусок бивня мамонта с собственноручно сделанным на нем рисунком. Благодаря Перовскому первые стихотворные опыты Толстого были переданы на суд В. А. Жуковскому.
По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего детства чувствовал влечение к искусству – музыке, живописи, поэзии, но его родные прочили ему блестящую карьеру. По их настоянию в 1834 г. Толстой поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, затем служил при русском посольстве в немецком городе Франкуфурте-на-Майне. В 1843г. Толстой стал камер-юнкером. А после Крымской войны, в которой он участвовал добровольцем, Александр II произвел его в чин флигель-адъютанта. В расцвете лет и служебной карьеры Толстой внезапно уходит в отставку, чтобы целиком отдаться литературному труду.
» Я родился художником, но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор противились тому, чтобы я сделался вполне художником. Я никогда не мог бы быть ни министром, ни директором департамента, ни губернатором. Мое настоящее призвание, — быть писателем. Это — поприще, в котором я, без сомнения, буду обречен на неизвестность, по крайней мере, надолго.» (Из письма к С. А. Миллер, 1851 г.)
Покинув светское общество и занявшись художественным творчеством, Алексей Константинович почти ни в ком не нашел сочувствия, дружеской поддержки и понимания. Он удивлял друзей и знакомых своими эстетическими взглядами и литературными принципами, раздражал странными поступками и считался, по общему мнению, странным, но добрым чудаком.
Несмотря на дворянское воспитание и образование в той «искусственной среде», к которой принадлежал поэт, ему в своем творчестве удавалось достичь непосредственной близости с народом, народной точки зрения на излагаемые события. Доказательством тому служит не только использование писателем богатейшей палитры мотивов и художественно-изобразительных средств русского фольклора в своих произведениях, но и распространение некоторых его стихотворений в народе, их фольклоризация.
Толстого манило народное творческое воображение, его фантазия, художественное образное мышление. Толстой использовал фольклорные мотивы, сюжеты, образы для того, чтобы донести до читателя свое понимание исторического развития России, понимание истинного национального характера, национального идеала. Творческое обращение к фольклору представляет в произведениях А. К. Толстого своеобразный синтез романтических и фольклорных представлений о мире, которые, соединяясь, переплавляются в новое качество. Неустанная кропотливая работа художника над словом заставляет сверкать традиционные образы народной поэзии, усиливает фольклорные интонации.
Образы и мотивы мифологического происхождения у А. К. Толстого появляются уже в первых его произведениях. Среди мифологических существ, упоминающихся на страницах произведений Толстого, — Жар-птица, домовой и леший, Баба-яга и Змей Горыныч, Кикимора, Соловей-разбойник, Индра-зверь, русалки и др.
Писатель широко использует всю палитру изобразительных средств поэтики устного народного творчества: постоянные эпитеты, сравнения и метафоры, повторы, психологический параллелизм, анафору. В художественных текстах Толстого встречаются грамматические формы, характерные для простонародной речи, цитируются пословицы, поговорки, присловья, прибаутки, используется народная фразеология. Произведения Толстого, сохраняющее все основные атрибуты песенно-былинной манеры, — редчайший пример правильного проникновения автора в дух и склад устной народной поэзии. Автор использует старинные формы народной лексики: деепричастия с суффиксом на «ючи» ( «обнимаючи», «зеленеючи»; возвратные глаголы с окончанием на «ся» ( «не сойтися); тафтологические сочетания («вольной волею»); предлоги «за»(«за мной») ; частицы «уж» ( «Уж ты ,нивушка моя,нивушка…»; «Уж не кипит бушующая кровь…»; « Уж как станет меня брат корить…»); междометие «ой» ( «Ой, коня б ему!..»») и т. д.
Употребление в речи персонажей А. Толстого народных пословиц и поговорок характеризует говорящего по принадлежности к сословию, по образу мыслей, кругу общения, даже помогает понять сюжетную функцию персонажа в произведении. Пословицы являются обобщением мудрости народа: «Без хозяйки и мед не сладок», «В поле и смерть красна», «Бояться волка — не ходить и в лес», «Взялся за гуж, не говори: не дюж», «Хлеб-соль ешь, а правду режь!».
Исторические былины-баллады Толстого посвящены в основном эпохе христианизации славян. Определенную функцию в них выполняют древнеруссизмы, которыми насыщен текст былин-баллад: «дони», «гуменцы», «крыжатые мечи», «кут», «коты из аксамита», «берца», «харатейная грамота», «шлык», «барма». Будучи явно читателю неизвестными, они употреблены как общепонятные, без каких-либо пояснений или толкующих контекстов. Это вводит читателя в незнакомый ему мир и одновременно представляет этот мир как для себя обыденный. Мифический русский «Боян» появляется у Толстого в балладах «Князь Михайло Репнин», «Слепой», поэме «Иоанн Дамаскин». Образ слепого певца связан с романтическим перенесением былого в качестве идеала в будущее. Подобное же понимание силы искусства встречается в балладе А. К. Толстого «Садко», только оно находит сатирическое воплощение. Образ Ивана Грозного он разрабатывал в балладах: «Василий Шибанов», «Князь Михайла Репнин», «Старицкий воевода»; славил добродетели бояр и служилых людей, неповинно загубленных.
Любимая идея Толстого — возвращение к дотатарскому периоду Руси. Киевская Русь понималась Алексеем Толстым как идеальная форма государственности. Впоследствии, по мнению писателя, исконные формы славянского быта были уничтожены монголо-татарским нашествием, а также деспотичным правлением Ивана Грозного. По мнению писателя, именно татарский обычай запрещал и вольный выбор жениха и невеста, и знакомство до свадьбы. В вольной Киевской Руси все было по-другому. Примером тому могут послужить ситуации, воплощенные Толстым в былинах-балладах. В «Сватовстве» князь Владимир предоставляет дочерям самим решать, выходить ли им замуж. В «Песне о Гаральде и Ярославне» Гаральд пытается открыто добиться согласия любимой на брак, даже в «Алеше Поповиче», где не идет речь о браке, герой тоже пытается покорить полоненную царевну силой своего таланта.
Предлагаю вашему вниманию видеопрезентацию
Современные Толстому критики хвалили его за исторические баллады и ругали за роман «Князь Серебряный», который они считали самым слабым произведением писателя. Литературная критика прочила роману скорое забвение. Но читательская публика рассудила иначе. До настоящего времени он привлекает к себе внимание читателей своей занимательностью, яркостью исторических картин средневековой эпохи и лиричностью образов. Роман А. К. Толстого влюбляет в русскую историю, развивает драгоценное в человеке качество — умение воображать прошлое. Толстой приглашает читателя переселиться в иной век. Вот дорога через Троице-Сергиеву лавру к Александровой слободе: пестрые толпы богомольцев, нищих, скоморохов с гудками и балалайками. Писатель рисует Москву с ее Кремлем еще без стрельчатых верхов башен, опоясывающие ее стены Китай-города, Белого города, море почерневших тесовых крыш, речки Неглинную и Яузу, на берегах которых машут крыльями мельницы, а кругом — леса, монастыри.
Роман «Князь Серебряный» — явление не только в исторической романистике в целом, но и произведение, занимающее важное место в творческой биографии писателя, проделавшего путь от исторической баллады к роману и драматической трилогии, в них — становление и развитие его интереса к эпохе I Иоанна Грозного. А. К. Толстой начал работать над романом «Князь Серебряный» в конце сороковых годов, а закончил его только в начале шестидесятых. Он многократно возвращался к тексту романа, переделывал, дописывал, разрабатывал образы главных героев, собирал фольклорный и исторический материал. Толстой много трудился над источниками. Главной опорой для него была «История государства Российского» Карамзина. Для создания картин народной жизни, описания внутреннего, духовного мира людей Древней Руси, постижения народного языка А. К.Толстой изучал популярные в его время труды И. П. Сахарова «Сказания русского народа», «Песни русского народа», «Русские народные сказки».
Обращаясь в романе к эпохе Иоанна Грозного, Толстой взял не все его правление, а только время опричнины и ограничил свое повествование строгими временными рамками: действие начинается с возвращения князя Серебряного из Литвы «лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или по нынешнему ! счислению 1565 года . 23 июня» (1,163) и заканчивается (эпилог) спустя семнадцать лет «в славный год завоевания Сибири», т.е. 1582 годом. Вся событийная основа романа строится на повествовании об опричнине, которая представляет одну из самых драматических страниц царствования Иоанна Грозного.
На страницах романа «Князь Серебряный» А. К. Толстой писал:
«И грустно и больно сказывалась во мне любовь к родине, и ясно выступала из тумана наша горестная и славная старина, как будто взамен зрения, заграждаемого темнотою, открывалось во мне внутреннее око, которому столетия не составляют преграды».
Предлагаю вам вспомнить содержание романа с помощью викторины
В романе «Князь Серебряный» мы встречаем элементы народных сказаний, былин, заговоров, заклинаний, гаданий, поверий при помощи которых отображается мировосприятие того времени. «Месяц взошел на небо, звезды ярко горели. Полуразвалившаяся мельница и шумящее колесо были озарены серебряным блеском. Вдруг раздался конский топот, и вскоре повелительный голос закричал под самой мельницей: — Эй, колдун!»
Автор использует произведения фольклора и в композиции романа, включая их в самые ответственные главы и давая даже комментарии к ним, чтобы более точно и с учетом народного мнения описать конкретное событие. Так, сюжет о попытке царевича свергнуть отца и ответной реакции Грозного, А. К. Толстой берет из народной песни и снабжает своими комментариями, хотя в истории такой эпизод не зафиксирован.
Образы и мотивы мифологического происхождения у А. К. Толстого появляются в его произведении. Упоминание о русалках в романе «Князь Серебряный» неслучайно появляется всегда вместе с образом Елены Морозовой. Толстой не сравнивает напрямую свою героиню с русалкой, однако можно отметить множество соответствий: Елена тоже красива необыкновенной красотой, перед которой не может устоять ни Серебряный, ни Вяземский, ни Морозов. Как и у русалок, красота Елены всем обратившим на нее внимание несет гибель.
Образ мельника-колдуна из романа «Князь Серебряный» является традиционным для русского фольклора. В «Князе Серебряном» мельник предстает перед нами первоначально плутом. Он, с одной стороны, обладает сверхъестественными способностями, с другой — самый обыкновенный мошенник, наживающийся на людских суевериях. Будущее другим людям он предсказывает исходя из соображений собственной выгоды, не особенно помогают и данные им амулеты. Единственное, что роднит его с древними колдунами и знахарями — знание целебных трав. Образ мельника-колдуна позволяет писателю включить в роман народные заговоры. В «Князе Серебряном» встречается три типа заговоров: любовный, бытовой, лечебный. Любовный заговор усиливается амулетами: ладанкой с тирличем у Басманова, ласточкиным сердцем, которое носит на шее Вяземский.
При рассмотрении персонажей А. К. Толстого нельзя обойти вниманием образ юродивого из романа «Князь Серебряный». Юродство — неотъемлемое явление древнерусской жизни, неотъемлемая часть христианской мифологии. Образ юродивого у Толстого наделен яркими индивидуальными, психологическими чертами. В народных преданиях Василий Блаженный не является носителем героического пафоса, а в романе «Князь Серебряный» он своеобразный борец за справедливость, романтический бунтарь. Фольклорный образ юродивого служит для выражения художественного замысла Толстого, его идеологии, его понимания проблемы пророка и власти.
Сюжеты любовных и семейных конфликтов в романе «Князь Серебряный» решаются Толстым согласно тендерным традициям русского народа. За много столетий развития русского общества сложились стереотипы о мужественности мужчин и женственности женщин, нашедшие отражение в русском фольклоре. В романе «Князь Серебряный» каждый персонаж играет несколько тендерных ролей. Так, Елена Морозова является одновременно неверной женой Дружины Морозова, невестой-предательницей Никиты Серебряного и возлюбленной Вяземского. С Вяземским связан также традиционный фольклорный мотив похищения невесты. Учитывая это, можно глубже понять характеры героев, а также авторское решение их судьбы в романе, например, гибель Максима Скуратова, уход Елены Морозовой в монастырь и т. д.
Важную сюжетную и композиционную роль играют в романе историческая песня («Гнев Грозного на сына»), предания (о царском сокольнике Трифоне и покорителе Сибири — Ермаке), лирические песни («Ах, кабы на цветы да не морозы», «Пантелей-государь ходит по двору», обрядово-бытовые сцены (праздник Аграфены Купальницы). Роль этих фольклорных фрагментов и образов в общей художественной системе романа очень велика. Толстой строит целый эпизод по исторической песне, и строка, из нее «Что возговорит Малюта, злодей Скурлатович», развернута писателем в драматический диалог между Грозным и Малютой. Ему в романе предшествует описание ночных видений Иваном Грозным замученных и казненных по его приказу, людей. Стыд за пережитый ночью страх и еще раз принятое решение карать по-прежнему рождают в душе Грозного какой-то лихорадочный бред. Так Толстой психологически объясняет поступок Ивана Грозного, решившегося на сыноубийство.
А. К. Толстой сумел найти правильный стиль исторического повествования: он с большим вкусом сочетал нормы современного ему русского языка, чтобы произведение было понятным, с нормами языка героев для передачи исторического колорита. Он верно передает самый строй их речи, строй мысли, и мы поистине чувствуем себя погруженными в стародавнюю эпоху. В арсенале автора были и сокровища русского фольклора. В языке романа, почти свободном от архаизмов, заметна тяга автора к эпической фольклорной традиции; целый ряд эпизодов написан языком героических былин (рассказ Перстня о Ермаке в гл. 13, сцена на Поганой луже в гл. 14, эпизод смертельного ранения Максима в гл. 26 и т. д.). Язык «Князя Серебряного» — целая художественная система, пластически связывающая все элементы романа: описания, диалоги, характеристики. Писатель сам был настолько озабочен, чтобы ни одна краска его не пропала, не была искажена, что даже предупреждал издателя романа и корректоров: да не вздумают они исправлять «богачество» на «богатство», «печаловаться» на «печалиться».
Лирическая поэзия А. К. Толстого во многом ориентирована на народную песенную стихию. Пейзажные зарисовки часто смыкаются в произведениях Толстого с балладными мотивами. В стихотворении «Бор сосновый в стране одинокой стоит» характер пейзажа имеет балладные черты – ночной бор, погруженный в туман, шепот ночного ручья, неясный свет месяца.Другие наполнены постоянными эпитетами, тавтологическими сочетаниями, анафорами и т.д. Примером может служить стихотворение 1856 года «Уж ты мать-тоска, горе-гореваньице!». Следуя за фольклорной традицией, поэт часто отказывается от рифмы, в результате возникает впечатление непроизвольного текста. В роли «собеседника» может выступать природная реалия (« Уж ты нива моя, нивушка..»), душевное состояние (« Уж ты, мать-тоска, горе-гореваньце…»).
У Алексея Константиновича Толстого есть множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и такие, которые «пронзительно» действуют на душу, давно сделались всенародными, и иногда люди удивляются, узнав, что вообще у этих произведений есть автор и имя его А. К. Толстой.
На стихи А.К. Толстого русскими композиторами написано немало романсов. Предлагаю вам послушать ро «Средь шумного бала, случайно…», в исполнении С. Лемешева.
Прекрасные по своей простоте, глубокие по своему содержанию, произведения А. К. Толстого до сих пор радуют и волнуют нас, потому что они близки характеру русского человека, родной природе.
Подготовила ведущий библиотекарь А. В. Жукова