Дано любить, терпеть, страдать

Уважаемые читатели! Час поэзии «Дано любить, терпеть, страдать» посвящен творчеству Тараса Григорьевича Шевченко. Говоря о поэзии Шевченко, нельзя обойти стороной уникальность его судьбы: рождённый в многодетной семье крепостных крестьян, получивший в школьные годы церковно-приходское образование, не единожды подвергавшийся порке за непонятно какие провинности, с двенадцати лет оставшийся круглым сиротой, он, благодаря своему таланту и работоспособности, сумел закончить курс Академии художеств и получить звание академика по гравированию, а в области поэзии заявить о себе именно как о национальном поэте.

Всем известна история выкупа Шевченко из крепостной зависимости. Гвардейский полковник Павел Васильевич Энгельгардт, решивший, не без боли в сердце, расстаться со своим домашним портретистом, оценил своё «благородство» в 2500 рублей. Многие из известных людей проявили добросердечие и гуманизм, помогая талантливому пареньку. Карл Брюллов обратился за помощью к Жуковскому, а тот, в свою очередь, — к жене Николая I. Александра Фёдоровна, в девичестве принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, попечительница благотворительных учреждений России, приняла активное участие в его судьбе, поддержала идею лотереи. Взнос Александры Фёдоровны и старших её детей, Марии и Александра (будущего императора Александра II), составил чуть менее половины требуемой для выкупа суммы.

После освобождения из крепостничества молодой Шевченко посещал классы Академии искусств. И в этом “святилище” Тарас Шевченко начинает писать стихи. В первый сборник «Кобзарь» вошло восемь произведений. Среди них была поэма “Екатерина”, в которой поэт рассказал о судьбе обесчещенной девушки. По жанру “Екатерина” – это лиро-эпическая поэма. Для нее характерное воспроизведение жизни героев в напряженные моменты.Это рассказ о горе и переживаниях обесчещенной крестьянской девушки. Рассказ этот сопровождается многочисленными лирическими отступлениями. В них поэт высказывает свои мысли и чувства по отношению к жизни Екатерины, ее маленького сына. Он переживает их боль, сокрушается вместе с героиней: «Екатерина, сердце мое! Горюшко с тобой! Где ты в мире денешься С малым сиротой?» Поэт проливает “добрые слезы” вместе со своей героиней, которая едет в Москву, в надежде найти своего возлюбленного. Поэт трогательно говорит о Екатерине: «Вишь, на что сдались карие глазки: Чтобы под чужим плетнем слезы лить!» Огромной силой и чувством теплоты преисполнены лирические строки, посвященные раздумьям о судьбе Катерининого ребенка – сироты. Лирические отступления в поэме приковывают внимание к трагическим моментам в жизни Екатерины и ее сына. Поэма “Екатерина”посвящена В. А. Жуковскому в память 22 апреля 1838 года, дня выкупа поэта из крепостничества.

Произведения раннего периода показали, что в украинскую литературу пришел художник, который способен вывести национальную культуру на высочайший мировой уровень. В них много чувств, огня, любви к отчизне.  Произведения Т. Шевченко, посвященные исторической тематике, отличаются историческим достоверностью, большой художественной ценностью. Они объединяются изложением фактов и захватывающим сюжетом. Такого эффекта автор достигает через объединение художественного вымысла с историческим материалом.

“Гамалия”. В поэме изображен поход украинских казаков на турок, плен и освобождения из плена. Поэма состоит из трех песен-плачей, которая приближает ее к народным думам и историческим песням. Фольклорную основу имеет также образ Гамалии – он напоминает нам образ казацкого предводителя из народного творчества.

“Гайдамаки”. Поэма посвящена Колийвщины – народному восстанию против польской войск 1768 года. Яркими образами поэмы являются Гонта и Железняк, которые воплощают образы тогдашних народных предводителей, они наделены всеми казацкими добродетелями. Но Гонта и Железняк – образы противоречивые и глубоко психологические.

“Тарасова ночь”. Исторической основой поэмы является победа казаков над войском польских войн. Это событие состоялось в 1630 года под Переяславом. Поэт призывает украинцев не забывать своего героического прошлого, он воспевает предводителей народных восстаний, в частности Тараса Федоровича (Трясила), Северина Наливайка. Ночь – образ символический, он означает общественный порядок, т. е. мрак, который властвует в политической, общественной жизни украинцев. Интересным является также образ кобзаря, который является рассказчиком в поэме.Тематика произведения яркая, богатая на тропы и символы, имеет фольклорную и историческую основу.

“Иван Подкова”. Эта поэма является яркий образцом литературы в казацкой победе и смелости. Автор воспевает казака Ивана Подкову, изображает его справедливым и храбрым. Иван уважает казаков-побратимов, а они уважают его. В произведении наблюдаем также фольклорные мотивы, пейзажи, которые отмечают настроению героев. Поэма насыщена тропами, параллелизмом, символами и метафорами.

Т.Г. Шевченко Козацький бенкет

 Стихи Шевченко – непревзойденный образ пейзажной лирики. Будучи художником-акварелистом, графиком, живописцем, Шевченко уделял в своих стихотворениях немалое место краскам видимого мира. У раннего Шевченко очень часты народные, постоянные эпитеты — сине море, бiле личко, кapi очi, темный гай, бистрый Дунай, сизогрилий орел, чорнi хмари, вiтep буйний, високi могили, дуб зелененький, червона калина…Но не менее могучи и оригинальные, индивидуальные, неповторимые эпитеты. Они появляются у Шевченко довольно рано и заселяют поле его поэзии: рожева зоря, латаний талан (буквально — заплатанная судьба), cipooкi скiфи, прескорбная мати, синьо-мундирнi часовi, свято чорнобриве (чернобровый праздник — в обращении к любимой женщине), очi — голубi аж чорнi. Волшебны пейзажи стихотворений “За солнцем тучечка…» и других. Чисто лирические вещи его предельно искренни и просты. Именно простотой небольшого стихотворения «Садок вишневий коло хати…» восхищался когда-то Тургенев. Простота эта, однако, очень далека от примитивности. И своеобразное построение строфы, и несомненно сознательное повторение слова «хати» в конце первого стиха каждой строфы, и возникающая из этого рифмовка, и последовательное развитие картины украинского вечера от его начала до той поры, когда все, кроме девушек да соловья, засыпает, — все эти черты свидетельствуют о большом мастерстве поэта, о тонкости и сложности его внешне простого письма.

 И сонные волны, и мутное небо,
 На берегу в далекой мгле
 Камыш, как бы навеселе,
 Без ветра гнется…

Стиховое разнообразие поэта происходит от желания возможно точнее передать мысль, картину, чувство, настроение, происходит от того, что Шевченко принадлежал к поэтам, воспринимающим мир в первую очередь музыкально.

Предлагаю вашему вниманию видеопрезентацию «Основные мотивы творчества Тараса Шевченко»

Мятежный и страстный дух Шевченко нелегко укладывается в какие бы то ни было рамки. Говорить правду — в этом видел Шевченко неотъемлемое право и высокую обязанность поэта. И этому завету он был верен всю жизнь. 

Шевченко был далек от призывов к национальной вражде. Об этом  свидетельствует послесловие к поэме, где автор говорит: «Весело посмотреть на слепого кобзаря, когда он сидит с хлопцем, слепой, под тыном, и весело послушать его, когда он запоет думу про то, что давно происходило, как боролись ляхи с казаками, весело, а… все-таки скажешь: «Слава богу, что миновало», — а особенно когда вспомнишь, что мы одной матери дети, что все мы славяне. Сердце болит, а рассказывать надо: пусть видят сыновья и внуки, что отцы их ошибались, пусть братаются вновь со своими врагами. Пусть, житом, пшеницею, как золотом, покрыта, неразмежевана останется навеки от моря и до моря славянская земля».

За идеей славянского единения кроется у Шевченко другая, более широкая: идея дружбы всех народов, особенно ярко выраженная в полной сочувствия к угнетенным кавказским народностям поэме «Кавказ». Недаром же поэт, как свидетельствуют современники, особенно любил читать друзьям стихотворение Пушкина о Мицкевиче («Он между нами жил…»), где идет речь «…о временах грядущих, Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся». Это выражение — «великая семья» — перенес Шевченко и в свое «Завещание» («Как умру, похороните…»):

 И меня в семье великой,
 В семье вольной, новой,
 Не забудьте — помяните
 Добрым, тихим словом.
 

Подготовила Жукова А. В