«Душа любви и чудной песни»

7 сентября — день рождения знаменитой певицы, народной артистки России Изабеллы Юрьевой, которую называли «королевой романса» и «белой цыганкой». Певицу колдовского очарования, непохожую ни на кого, отличало умение прочувствовать романсы и исполнить их так, будто каждая строчка была о ней самой. Большую часть жизни Изабелла Даниловна уверяла, что родилась в 1902-м. И только ближе к своему столетию призналась, что давным-давно убавила себе три года и на самом деле отсчет земного времени ей надо вести с 1899-го. Изабелла Юрьева стала свидетельницей всех кардинальных перемен в жизни своей страны и прожила жизнь, полную самых разных событий: счастливых и драматичных, радостных и печальных. Излюбленными жанрами Изабеллы Даниловны были русский романс и старинная цыганская песня. Голос выдающейся певицы русской эстрады остался ярким напоминанием о безвозвратно ушедших временах, о благородстве, верности и любви. Приглашаем вас в музыкальную гостиную «Душа любви и чудной песни».

Изабелла Юрьева была безусловной и абсолютной звездой — на эстраде, в музыке и по судьбе. Она вспоминала, как в детстве бегала к кабаре рядом с домом и смотрела за артистами в маленькую дырочку, которую они с подругой проковыряли в заборе. А потом к ней подошла гадалка и сказала: «Сама цыганкой станешь, будешь в бриллиантах ходить, а жених станет носить на руках». Все так и случилось.

Жизнь Изабеллы Юрьевой, продлившаяся целый век, – это большая история. В начале ХХ века ей поклонялись, потом запрещали ее песни. Долгие годы о Юрьевой почти не вспоминали. Но в конце 1980-х Изабелла Даниловна – снова на шпильках и в мехах, словно забыв о преклонном возрасте, стала появляться на сцене. Звание народной артистки СССР Юрьева получила в 95 лет, а в последний раз на сцену вышла накануне своего 100-летия.

Юрьева — псевдоним артистки, родилась она под фамилией Ливикова. Детство и юность Изабеллы прошли в Ростове-на-Дону. Она рано попала за театральные кулисы: родители шили шляпы и делали парики для реквизита местной труппы. Но в актрисы девушка не пошла. С самого начала она мечтала стать певицей. Первым талант Изабеллы заметил Ефрем Цимбалист: будущий известный американский скрипач, а в то время – ростовский оркестрант. Впервые Белла вышла на сцену в 16 лет. Это была летняя открытая эстрада в одном из парков Ростова, и Изабелла с ужасом вспоминает, как во время исполнения ей в рот попал комар. Поперхнувшись, девушка убежала со сцены, но нашла в себе мужество вернуться и продолжить выступление. Она спела тогда русскую народную песню «По старой калужской дороге» и получила аплодисменты, неожиданность которых ошеломила. Изабелла еще не знала, что природа наградила ее талантом истинным, и что судьбе будет угодно предоставить ей возможности для его раскрытия.

В 17-летнем возрасте певица отправилась в Петроград, чтобы попасть на прослушивание к специалисту консерватории. К тому времени ее старшая сестра Анна уже получала там образование как пианистка. В 1920 году Изабелла начала учиться вокалу у композитора Алексея Владимировича Таскина. Преподаватель занимался с юным дарованием, утверждая при этом, что голос у Юрьевой поставлен самой природой.

В 1922 году в Москве Изабелла с сестрой побывала у бывшего аккомпаниатора Федора Шаляпина, и когда он услышал голос никому еще не известной певицы, то сразу же предложил ей разучить несколько романсов и на следующий день выступить в концерте. Хрупкая девушка с глубоким голосом полюбилась публике, начав столичные выступления с выхода на сцену театра «Колизей» в 1922 году. Здесь дебютантка исполнила “Нищую” Александра Алябьева.

Уже в 20-е годы она становится в ряд звезд первой величины. Обаятельная и задушевная певица исполняла куплеты со страстью и чуть заметной «лукавинкой», чем завоевывала любовь простого зрителя. Директор Петроградского театрального треста Иосиф Аркадьев после ее выступления заявил: «Вы не только прекрасная певица, но еще и красивая женщина». Этот комплимент он потом повторял ей на протяжении 46 лет, ведь Аркадьев стал не только администратором певицы, но и ее супругом. В 1925 г., вскоре после свадьбы, молодожены отправились в свадебное путешествие в Париж и провели там около года. Во Франции появился на свет их сын. У них была возможность остаться во Франции – у Аркадьева были родственники в Париже, но певица захотела вернуться на родину. Семья поселилась в Москве, Юрьева продолжила выступать, а через год случилось несчастье – у их сына был врожденный порок сердца, и он скоропостижно скончался. В тот вечер певица должна была выступать в мюзик-холле на Садовой, и директор отказался отменять ее концерт, заявив ей: «Изабелла Даниловна, публика ничего не должна знать. Ее не интересует ваша личная жизнь. Она пришла развлечься». После этого Аркадьев настоял на том, чтобы его супруга взяла паузу и прекратила выступать. Последний концерт она дала в 1928 г., после чего пропала со сцены на 8 лет – певица не могла прийти в себя после потери ребенка, а муж не хотел, чтобы она возвращалась на эстраду.

Но музыка была ее единственной отдушиной, без которой Юрьева не представляла своей жизни. Когда она вернулась к гастрольной деятельности, возникла новая сложность: в 1930-1940-х гг. романс оказался фактически запрещенным жанром, такую музыку называли мещанской, буржуазной. Изабелле Юрьевой стало трудно делать то, что она умела и любила больше всего. А петь заказные конъюнктурные песни женщина отказывалась. Пение недавней любимицы публики теперь называлось пошлым и ресторанным. Песни о любви и страсти только вносили смуту и отвлекали народ от основной цели — построения социализма. Потому и «искусство ради искусства» признавалось если не вредным, то бесполезным, и предавалось в лучшем случае осмеянию, а в худшем попадало под полный запрет.

В 1937-м состоялась первая фонографическая запись, а позднее вышла дебютная пластинка «Старинные романсы и песни», писавшаяся в течение 4 лет. Во время записи ее пластинки редакторы требовали: «Уберите эти грудные нотки! Долой цыганщину! Снимите надрыв! Хватит романсов! Разучите советскую патриотику, созвучную духу времени!». Позже певица вспоминала: «Я говорила тогда, что ведь и Пушкин любил романсы… В то время придирались к каждому слову. Мужу приходилось переписывать для меня многие романсы. Что мне особенно обидно, меня практически морально обокрали. У меня был очень красивый грудной голос. Однако мне запрещали петь таким голосом, потому что эти грудные ноты были похожи на цыганские. Самое красивое в моем голосе во время записи убирали». Певица пыталась отстоять свой репертуар, но в ответ получила от чиновников такую резолюцию: «Исключительный по пошлости мещанский репертуар. Разрешить сроком на один год одной певице, пока не будут подготовлены произведения, созвучные времени».

Романс «Если можешь – прости» был для Изабеллы Юрьевой особенным. Это стихотворение на музыку Раймондо написал для неё её супруг. Изабелла Юрьева вспоминала: «Это танго мой муж создал за десять минут… Я ему говорю «Что ты там пишешь?» А он отмахивается: «Подожди». А потом подает мне листок со стихами. Изабелла Юрьева стала первой исполнительницей романса. Запись на пластинку была сделана Ногинским и Апрелевским заводами в 1940 г. Это уникально. Звук со старой пластинки пробирает до мурашек. Слышен даже стук иглы о неровности пластинки.

В годы Великой Отечественной войны певица выступала на фронтах, дав 100 с лишним концертов в одном только блокадном Ленинграде. Женщина готова была исполнять патриотический репертуар, но бойцы просили ее исполнить полюбившиеся романтические песни. И она пела «Саша, ты помнишь наши встречи?», «Синий платочек», «Белую ночь». Юрьева рассказывала: «Я тогда была в военной форме. И тут один генерал мне говорит: «Изабелла Даниловна, снимите форму, пойте в своих концертных платьях, дайте бойцам хоть на время забыть о войне». Я себе и представить не могла, что во время войны возникнет такой интерес к моим романсам, такая потребность в них. Всю войну я получала с фронта трогательные письма».

Сколько она себя помнит, отчаянно волновалась перед каждым концертом. Но в тот памятный день после войны, в Сталинграде, волнение ее достигло крайних пределов. К тому же с утра зарядил дождь. Его пелена скрыла очертания встающего из руин города. К вечеру по улицам можно было уже не идти, а плыть. «Кто же в такую погоду пойдет на концерт?» — грустила певица. К назначенному времени пришел автобус. Она и музыканты взгромоздились на сиденья, потому что вода заливала пол. И вот, не веря, что на концерт придет хоть один человек, она увидела, что по затопленной улице, держа в руках обувь, босиком, подняв подолы платьев, подвернув брюки, идут бесконечной толпой те, кого дождь не остановил, — ее слушатели, ее почитатели.

В послевоенное время романс снова оказался под запретом: его отнесли к «легким жанрам», заклеймив как порочный и идейно непригодный. Хотя ее песни «Он уехал», «Если можешь – прости» пела вся страна, путь на большую сцену для нее был закрыт. В 1959 г. Юрьева была вынуждена распустить свой ансамбль, после чего только время от времени выступала в сборных концертах. В 1966 г. она оставила профессиональную эстраду.

Несмотря на все сложности, которые ей довелось пройти, Изабелла Даниловна чувствовала себя абсолютно счастливой, ведь рядом с ней был ее муж, посвятивший ей всю свою жизнь. О нем Юрьева говорила: «Мы ведь действительно с ним никогда не расставались. Он ради меня пожертвовал своей карьерой. Стал администратором, возил меня на гастроли, писал мне песни. И, шутя, называл себя Федей Протасовым, добавляя при этом: «Я погиб за цыганский романс».

В 1968 году они ездили в Париж, вспоминали молодость, а в 1971-м мужа не стало… «Мне иногда кажется: вот сейчас откроется дверь, и он войдет, смеющийся и безумно влюбленный в меня. Мы прожили с ним 46 лет, будто один день. И он говорил мне, как в том романсе «Локон»: «Заинька, чем больше твоя головка седеет, тем дороже и роднее ты мне становишься»,- говорила Изабелла Даниловна. Последние 30 лет королева романса провела в полном одиночестве. Детей у нее не было, из друзей никого не осталось.

В 1999 году в Концертном зале «Россия» прошел концерт к 100-летию Изабеллы Юрьевой, в котором певица спела несколько романсов. Со сцены она призналась:

«100 лет – это много. Но, честно говоря, как хочется еще пожить…».

Изабелла Даниловна Юрьева оказалась человеком, бесконечно влюбленным в жизнь. Даже в сто лет она оставалась настоящей женщиной.  Иногда она забывала положить в сумочку валидол, но никогда – губную помаду! И хотя в последнее время её водили под руки, она утверждала, что за косметикой всегда из дома выберется, и нужный тон помады разглядит. «Страшно, когда тело стареет, а душа остается молодой, — любила повторять Юрьева. — Я не могу смотреть на себя в зеркало.  Знаете, что нужно сделать, чтобы не стареть? – разбить все зеркала!». 

С приходом нового столетия – 20 января 2000 г. – Изабеллы Юрьевой не стало. Ровесница ХХ века ушла вместе с ним. Голос выдающейся певицы русской эстрады остался ярким напоминанием о безвозвратно ушедших временах, о благородстве, верности и любви. Ее портрет тиражирован на многих пластинках — взметнулись стрелки бровей, приподняты локоны над висками, безукоризнен овал.

Предлагаю подробнее ознакомиться с жизнью Изабеллы Юрьевой с помощью видеопрезентации

Бросая взгляд в прошлое нашей эстрады, мы понимаем, что искусство Изабеллы Юрьевой, не будучи массовым, по-иному шло навстречу широкой аудитории и также всецело принадлежало эпохе. Любовь и женское достоинство были главной темой творчества Изабеллы Юрьевой. В старинных и цыганских романсах, исполняемых ею, в произведениях Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, в романсах двадцатого века, произведениях советских композиторов и даже в лирических песнях перед слушателем представал обаятельный образ любящей, страдающей и прекрасной женщины. И этот образ оказывался бесконечно дорог ее современникам. Покорял голос певицы — низкий, сильный, с неожиданно высокими, необычного тембра нотами и удивительно сердечными интонациями. Увлекаясь непосредственным чувством, она смело шла на импровизацию, варьирование мелодии; ее концертмейстеры импровизировали так же свободно, что придавало особый блеск исполнению.

Некоторое представление об исполнительской манере И. Юрьевой могут дать публикуемые в настоящем сборнике обработки, выполненные Давидом Ашкенази, известным концертмейстером, многолетним партнером певицы.

Юрьева И. Д. Изабелла Юрьева: популярные песни и романсы в несложном переложении для фортепиано (с надписанным текстом) Москва: Музыка , 2010.- 96 с. — (Мастера эстрады XX века)

Издание продолжает ставшую известной серию «Мастера эстрады ХХ века». Эта серия — своеобразное отражение целого пласта музыкальной культуры прошлого столетия. В данный сборник вошли наиболее популярные песни и романсы из репертуара замечательной эстрадной певицы Изабеллы Юрьевой. Произведения даны в несложном переложении для фортепиано, что делает их доступными для самого широкого круга любителей музыки.

Данное издание имеется в фонде ЦГБ МНО (Музыкально-нотный отдел ЦГБ им. М. Горького).

Идет время. Меняются его ритмы. Появляются новые направления. Что-то навсегда забудется. Что-то утвердится. Но чувства, поведанные страстным, рвущимся из самого сердца голосом Изабеллы Юрьевой, будут волновать всегда.

Судьба певицы с некоторыми изменениями легла в основу романа Михаила Шишкина «Венерин волос».

Шишкин М. П. Венерин волос: роман/ Михаил Шишкин.- Москва: Вагриус, 2012.- 480 с.

«Венерин волос» — роман-коллаж Михаила Шишкина, написанный в в 2002—2004 годах. Печатался в журнале «Знамя» в 2005 году и в том же году вышел отдельным изданием. Удостоен премии «Национальный бестселлер». Одной из линий сложной литературной ткани повествования стал вымышленный дневник Юрьевой – любимой певицы мамы Шишкина. «От жизни певицы мало что осталось, – пишет Шишкин, — ни дневников, ни мемуаров, известна только общая жизненная канва. В те годы люди боялись своего прошлого — неизвестно было, что из прожитого может оказаться в будущем смертельно опасным… Прошедшее уничтожали, старались избавиться от него. Мне хотелось вернуть ей уничтоженную жизнь. Я стал писать ее воспоминания и дневники». Автор сближает судьбу Изабеллы Юрьевой с судьбой мамы. Изабелла Юрьева, как и мать героя, помогала сохранять людям «человеческое достоинство».

Эту книгу вы можете взять для прочтения на дом в нашей библиотеке. Всегда рады нашим читателям!

Подготовила ведущий библиотекарь А. В. Жукова