Фантасмагории и реализм Уильяма Голдинга

19 сентября исполнилось 110 лет со дня рожденияУильяма Джеральда Голдинга, английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1983 года. Мы приглашаем вас на флэшбук, посвященный этому необычному автору и одной из лучших англоязычных  книг за последние 90 лет по версии журнала Time.

У него был свой, совершенно особый взгляд на мир. За почти сорокалетнюю литературную карьеру Голдинг издал 12 романов. Творческое наследие Уильяма Голдинга, ставшего профессиональным литератором только в 51 год, состоит преимущественно из прозы больших форм. Всемирную известность ему принес первый из романов — «Повелитель мух», один из самых спорных произведений в английской литературе. По мнению критиков, важнейшими произведениями прозаика, помимо «Повелителя мух», являются «Шпиль», наполненный размышлениями о цене вдохновения, «Зримая тьма», насыщенная библейскими аналогиями, и удостоенные Букеровской премии «Ритуалы плавания», а самыми спорными – роман «Бумажные людишки» и сборник новелл «Пирамида».

Уильям Голдинг получил Нобелевскую премию с формулировкой «За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание».

Уильям Голдинг называл себя «универсальным пессимистом, но космическим оптимистом». Внешне и по поведению больше походил на «морского волка», чем на титулованного писателя. Даже на фото, сделанном во время вручения Нобелевской премии, романист выглядит взлохмаченным.

«Двадцать пять лет назад на меня легкомысленно наклеили ярлык пессимиста, не понимая, что этот титул прицепится надолго, так же, как, к примеру, к имени Рахманинова прицепилась знаменитая до-диез минорная прелюдия. Ни одна аудитория не отпускала его со сцены, до тех пор пока он не исполнит её. Так и критики вчитываются в мои книги до тех пор пока не найдут что-нибудь, что кажется им безнадежным. И я не могу понять почему. Сам я не чувствую этой безнадежности<…>. Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом… Тем не менее, я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь… Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы».(Уильям Голдинг, Нобелевская речь (1983)

Уильям Джеральд Голдинг родился в 1911 г. в графстве Корнуолл. У Голдинга было несчастливое детство: он «рос робким, сверхчувствительным, пугливым мальчиком», страдал от одиночества и отчуждённости. Известно, что мать Голдинга страдала странным психическим расстройством, которое «с наступлением темноты превращало её в опасную маньячку: она швыряла в маленького Уильяма ножи, осколки зеркала, чайники с кипятком». Отец, обнищавший интеллектуал, преподавал в средней школе, которая находилась неподалеку от элитного Marlborough College. Одним уже только своим внешним видом ученики этого заведения вынуждали юного Голдинга ощутить себя «грязным и униженным». Его стремление к литературному успеху во многом мотивировалось «жаждой мести»: «По правде говоря, у меня в глубине душе было одно желание: утереть нос этим мальборовским…», — признавался позже нобелевский лауреат.

С детства мальчика отличал интерес к древности, особенно к истории первобытного общества. Юноша закончил Брейзноуз-колледж Оксфордского университета, где два года изучал естественные науки, а затем специализировался на изучении английского языка и литературы. В течение нескольких лет Голдинг преподавал английский язык и философию в Уордсвортской школе в Солсбери. В годы Второй мировой войны Голдинг служил на флоте, участвовал в качестве командира десантного корабля в операции по высадке союзников в Нормандии. После демобилизации он продолжил преподавательскую деятельность, совмещая ее с написанием статей и рецензий для журналов. По словам Голдинга, взяться за перо его побудило потрясение, которое он испытал в годы второй мировой войны. Война взорвала прежние представления писателя о мире и человеке, изменила его мироощущение. В 1952 г. он начал работу над произведением, принесшим ему мировую известность. Произведение было выпущено в свет в мягкой обложке под названием «Повелитель мух» в 1954 г.

Роман «Повелитель мух» Уильяма Голдинга мог быть не изданным. Известно, что изначально автору романа отказало 21 издательство. В конечном итоге получив разрешение на публикацию, Голдинг был вынужден убрать из книги несколько первых глав, описывающих ужасы ядерной войны. В результате этого в той версии, которая была представлена читателям, начало романа как бы повисает в воздухе — военное время (кто с кем и когда воюет?), авария самолета, в результате которой теряется группа эвакуированных английских школьников (где пилот, где родители детей?).

Предлагаю вам разгадать ребус, с помощью которого вы узнаете, кто главные герои романа «Повелитель мух» и где происходит действие

Изначально задуманный как иронический «комментарий» к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна, роман являл собою сложную аллегорию первородного греха в соединении с размышлениями о глубинной человеческой сути.

“На протяжении мой жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. И раз я убеждаюсь, что человечеству больно, это и занимает все мои мысли. Я ищу эту болезнь в себе. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот почему я пишу со всей страстностью и говорю людям это: смотрите, смотрите: вот какова она, вот какой я ее вижу, природа самого опасного из всех животных, – человека”. (У. Голдинг)

Важно заметить, что создавая роман о детях, автор показал себя блестящим знатоком детской психологии.  Едва ли найдется ребенок, не боявшийся темноты или животных. Страх темноты можно свести к страху одиночества. Одиночество представляет объективную опасность для беспомощного ребенка. На самом же деле ребенок не боится объективных опасностей, поскольку не способен их оценить.

Сообщество мальчиков на необитаемом острове одну за другой демонстрирует худшие стороны человечества – от неумения и нежелания объединиться в момент опасности до безосновательной жажды власти и немотивированной жестокости. Дети становятся похожими на племя дикарей, они поклоняются зверю, добывают пищу и даже ведут «межклановую» войну. Голдинг показывает, как в обычных английских сорванцах просыпается звериное начало — они становятся все более жестокими, теряют контроль над ситуацией и над самими собой, все глубже уходя в мир детских страхов и суеверий.

Стоит упомянуть и о великолепном выборе названия. «Повелитель мух» — это перевод имени древнееврейского бога Бааль Зеуе (Вельзевул или дьявол в христианстве). Голдинг дает этому переводу свой смысл: в романе Повелитель мух — это свиная голова, насаженная на палку, вокруг которой на жаре начинают кружиться мухи. Эта голова ассоциируется у детей с их страхами, а также с тем зверем, который сидит в каждом из них. Дети постоянно говорят о Звере, напуганы его присутствием, пытаются спрятаться от него, но не понимают того, что Зверь находится внутри них самих, является их составляющей. Понимает это только лишь один из детей – Саймон. В книге это объясняется через его «диалог» с Повелителем Мух:

— И вы вообразили, будто меня можно выследить, убить? — сказала голова. Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота. — Но ты же знал, правда? Что я — часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло? Что все получилось из-за меня?

Книга сеет в сердце читателя опасение, что подобные события могут произойти и в реальности. Оказавшись в неконтролируемой среде, человек теряет лоск цивилизации. Он постепенно сходит, уступая место животным инстинктам самосохранения. И начинается обратный этап эволюции. Все материальные ценности теряют свою значимость. Запретов больше не существует. Это и есть та воспетая гармония свободы. Убивай, чтобы жить. Живи, чтобы убивать. Деградация мысли уничтожает сознание, темная жажда смерти живет в каждом , и совсем не важно, ребенок ты или взрослый.

Предлагаю вашему вниманию видеопрезентацию «Мудрые мысли Уильяма Голдинга»

Экранизации романа

«Повелитель мух» был экранизирован четыре раза:

«Повелитель мух» (1963) — британский фильм ( режиссер Питер Брук).

«Генезис» («Зарождение детей», «Играя Бога»; англ. The Genesis Children; 1971) — американский фильм Энтони Айкмана вдохновлен романом Голдинга, так как его центральной темой является затянувшаяся игра детей в дикарей.

«Деготь крови» (англ. Alkitrang Dugo; 1975) — малоизвестный филиппинский фильм Лупиты Акино-Кашивахары на тагальском языке. Этот фильм является скорее адаптацией романа, а не экранизацией: главные герои — филиппинские школьники и, в отличие от романа, среди них есть девочки.

«Повелитель мух» (1990) — американский фильм Гарри Хука. В отличие от предыдущей экранизации, в этой из романа взяты только имена персонажей и ключевые моменты. Главные герои являются не британцами, а американцами, и действие происходит ближе к концу XX века.

Фильм 1963 года «Повелитель мух» (режиссёр Питер Брук) по сей день по праву считается самой близкой к книге экранизацией. Сам темп фильма, события, которые развиваются все быстрее и под конец несутся с пугающей быстротой — это делает фильм «Повелитель мух», внушающим настоящий, неподдельный страх, усиливающийся от осознания того, что завязка фильма, начало сюжета не являются фантастическими. А раз так, значит, в определенный момент может случиться все , что мы видим на экране.

Метафоричность этого фильма, как и  произведения, как раз и состоит в том, что на месте детей, выброшенных стихией на необитаемый остров, вполне может оказаться любой слой цивилизованного общества. И варварские поступки уже воспринимаются совершенно иначе, как минимум, без осуждения.»Неорганизованная» масса уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина.

Авторитетный американский литературный критик Лайонел Триллинг как-то справедливо отметил, что роман «Повелитель мух» «ознаменовал мутацию в западной культуре: Бог, возможно, и умер, но Дьявол расцвел — особенно в английских общественных школах». Сегодня, спустя более 60 лет со дня издания, «Повелитель мух» считается одним из важнейших произведений западной литературы ХХ века. В списке The Times «The Best 60 Books of the Past 60 years», он занимает строку лучшего романа 1954 года.

Читатели нашей библиотеки, художник Б. М. Лесняк и писательница Ольга Сатолес приняли участие в нашем флэшбуке.

Ольга Сатолес написала отзыв о книге:

«Потрясающее и захватывающее приключение. В полной мере раскрыта вся сущность  человеческой души. Становится даже страшно от того, насколько реально и глубоко здесь показано дно, до которого мы все можем опуститься. Оказавшись в тяжелых условиях, люди забывают свою человечность, цивилизованность, и вместо того, чтобы вместе справиться с тяготами, объявляют войну. Приходит время жажды власти. Самое страшное, что такие буйства происходят у детей.. чего же ждать от взрослых?! Человек очень быстро возвращается к «дикарству», если ему это позволить. Это наглядно было продемонстрировано автором. Полагаю, что многие могут найти в себе частичку Саймона или Джека, Ральфа или Хрюши».

Мы живем в ХХI веке, но зла не стало меньше. И в этом мире не затерялась маленькая трагическая повесть-притча, она вне времени, она всегда будет востребована. Ведь человек в отличие от зверя – существо моральное, он должен подавлять в себе звериное начало, изгонять его. Что же победит? Этот вопрос, адресованный нам из далекого 1954 года, не потерял своей актуальности и поныне. Читая Голдинга, человек бессознательно учится выбирать добро, любовь, благородство, терпимость, так необходимые нашему современному миру!

Самое интересное, что похожая история, но с хорошим концом, произошла на самом деле. В выпуске австралийской газеты «Эра» от 6 октября 1966 года рассказана история шести мальчиков, которых нашли на скалистом островке к югу от Тонги, островной группы в Тихом океане. Самому старшему было 16, младшему — 13. Они решали бежать на остров Фиджи, в 500 милях от Тонги или даже в Новую Зеландию! Лодку они решили «одолжить» ее, т.е. угнать, у рыбака Таниелы Ухилы. Они  дрейфовали восемь дней, без еды, без воды. На восьмой день они увидели маленький остров — огромную скалу, выступающуя из океана на тысячу футов. Дети договорились работать в командах по два человека строго по графику: кто в саду, кто на кухне, кто возле костра. Не обходилось и без ссор, но они быстро заканчивались примирением. Каждый день начинался и заканчивался песней и молитвой. Первоначально они питались рыбой, кокосовыми орехами, ловили практически ручных птиц, собирали яйца морских птиц. Позже, добравшись до вершины острова, ребята увидели древний вулканический кратер, где люди жили столетие назад. Там мальчики обнаружили дикое таро (тропический картофель), бананы и кур! Они продолжали размножаться спустя 100 лет после ухода последних тонганцев. Спасение пришло в воскресенье 11 сентября 1966 года. Мальчики были спасены австралийским капитаном после того, как более года находились на острове Ата. капитана Уорнера провозгласили национальным героем Тонги, а за спасение шестерых подданных король Тауфанахау Тупоу IV разрешил ему вылов омаров и рыбы в местных водах. Капитан, в свою очередь, подарил мальчикам возможность увидеть мир за пределами Тонги — нанял их в качестве экипажа своего нового рыбацкого судна.

Люди могут оставаться людьми в любой, даже безвыходной ситуации!

Подготовила Жукова А.В.