Фольклорные традиции в поэтике Аполлона Григорьева

Уважаемые читатели! 28 июля 2022 года исполняется 200 лет со дня рождения поэта и писателя, литературного критика, Аполлона Григорьева. Приглашаем вас в литературно-музыкальный салон, посвященный юбиляру. Погрузитесь в мир русской поэзии, в чудную мелодию русского романса.

Имя автора  ряда популярных песен и романсов, Аполлон, отправляет нас к древнегреческому богу света, а фамилия – к зарождению христианских имён, когда Григорий означало высочайшую духовную планку.  Многие стихи Григорьева – это жемчужины любовной лирики, в которой отражена его мятежная душа, трагизм его существования, который так рано сведен в могилу этого замечательного поэта. Редкий русский поэт-классик может сравниться с Григорьевым по числу текстов, пошедших в народ и ставших песнями.

«Две гитары, зазвенев, Радостно заныли… С детства памятный напев, Старый друг мой, ты ли?» Перефразируя известное изречение Гоголя, можно сказать: какой русский не знает и не любит этого стихотворения, ставшего песней? Так же как и другую песню – «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!..». Однако далеко не все знают, что их автор – замечательный русский поэт Аполлон Григорьев и что эти стихотворения – часть его лирического цикла «Борьба».

Александр Блок, издавший в 1916-м первый посмертный сборник стихотворений Аполлона Григорьева, отмечал его мистический дар , его близость к русскому фольклору и народной жизни: 

   «Я приложил бы к описанию этой жизни картинку: сумерки; крайняя деревенская изба одним подгнившим углом уходит в землю; на смятом жнивье — худая лошадь, хвост треплется по ветру; высоко из прясла торчит конец жерди; и все это величаво и торжественно до слез: это — наше, русское».

Творчество и личность Аполлона Григорьева уникальны. Легендарно-трагическая личность XIX столетия, человек неуёмных страстей, истинно русская натура, он соединил в себе три творческих ипостаси: критика, поэта и прозаика. Его биография наполнена взлетами и падениями. Григорьев то сорил деньгами, то сидел в долговой яме. Неразделенная любовь к Антонине Корш питала романтизм Аполлона Григорьева, романтизм неприкаянного скитальчества, определяла основные мотивы его поэзии, да и саму жизнь. Его постоянно критиковали: то за непоследовательность в философии, то за неровность стихотворной формы, то за бесконечные метания в политике, то за инфантильность и непрактичность в жизни. Как неприкаянный странник шёл по жизни Григорьев. Странствия и скитания были синонимами его жизни. Он не мог долго жить ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Италии, ни в Сибири. Любовь или Ревность, Отчаяние или Тоска, проживалось им со всепоглощающей силой.  Сам он называл себя «последний романтик» и «ненужный человек».  Черты его характера нашли свое отражение в персонажах его коллег-писателей: у Тургенева — в образе Лаврецкого, у Достоевского — Карамазова Мити, у Толстого — Протасова Федора.

Предлагаю вам познакомиться с биографией незаурядного человека и художника слова с помощью видеопрезентации  «Аполлон Александрович Григорьев».

А. А. Григорьев в жизни был «широкой русской натурой». Он действительно был по-настоящему русским поэтом, выразившим в своих стихах мир души со всеми его противоречиями. Любовь к России великий поэт выразил в своей теории «органической критики». Свой идеал Григорьев находил в городских низах. Там, по его мнению, была не только искренность и сострадание, «простирающее любовь на все – даже на тварей», но и смышленость. Григорьев сочувствовал скромным людям, символически связывал их тип с образом пушкинского Ивана Петровича Белкина. Русский мыслитель обращал особое внимание и на другие русские черты, на «широту» русского характера, на его размах. По Григорьеву, только в купечестве и простонародье еще сохранился народный быт, потому что там удержались язык, понятия и «типы общей, родовой национальности».

Перу Аполлона Григорьева принадлежит статья «Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны». Автор писал: «Высшее и главное значение нашей песни заключается прежде всего в том, что она одна только вместе со всеми славянскими сестрами живет и доселе растет в народе, тогда как песни других европейских народов более или менее стали для этих народов предметом археологического любопытства».

Григорьев считал, что русские писатели должны обратиться к изучению и отображению родной «почвы», быта, нравов и преданий русского народа и тем самым достичь своего основного предназначения, ибо «поэты суть голоса масс, народностей, местностей, глашатаи великих истин и великих тайн жизни». Таковы, по его мнению, Островский и его предшественник Пушкин с его «кроткими людьми», изображенными в «Капитанской дочке».

В творчестве Аполлона Григорьева нашли отражения как языческие, так и православные образы, что объясняется историей его воспитания и образования. Фольклорные традиции русского народа гармонично вошли в их дом, поскольку и мать была из крестьянской семьи. Детство, проведенное бок о бок с крепостными крестьянами, дворней, которая рассказывала маленькому Аполлону сказки и посвящала его в приметы, суеверия русского народа не могло не повлиять на поэтическое творчество будущего поэта. Об этом свидетельствуют его стихотворения: о призраках («Призрак»), лихорадках-лихоманках («Доброй ночи»), змее («Олимпий Радин»), демонах (цикл «Дневник любви и молитвы»).

В это же время произошло знакомство Григорьева с основами православной веры. Родители приобщили будущего поэта к православной религии. В религии, церковных традициях, Библии Григорьев видел отражение самой русской души. У поэта есть стихотворные строчки («В альбом В.С. Межевича»), характеризующие знание им библейских изречений: «И, верьте истины словам, / «По вере вашей будет вам!» В лирике поэта по-своему интерпретированы библейско-евангельские каноны, что сближает его тексты с духовными стихами, в которых заключено ядро народного православия.

Образы ангела-вестника и тьмы ночной нередко используются как в библейских текстах, так и в народном творчестве. К подобной символике обращается и Григорьев: «…И тебя, мой ангел света, / Озарить молю я снова / Бедный путь – лучом привета, / Звуком ласкового слова… / Но на зов мой безответна – / Тишина и тьма ночная…»

Первый литературный дебют А. А. Григорьева состоялся под псевдонимом А. Трисмегистов. Стихотворение «Доброй ночи» было впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» в июле 1843 года, когда поэту исполнился двадцать один год. Публикацию встретили лестными отзывами. Поэтическое произведение с фольклорной основой  представляет собой повествование от лица лирического героя, обращенное к некой юной слушательнице. Героиня стихотворения ложится спать, лирический же герой, желая ей доброй ночи, говорит о том, что он будет сторожить её сон от мифических существ. В этом стихотворении поэт позаимствовал из народной легенды образы девяти сестёр-лихорадок.  Образы распространенных фольклорных текстов, так называемых «заговоров от лихорадки», восходят к средневековой эллинистической легенде о ведьме по имени Гилу (Гилло), у которой было еще двенадцать с половиной тайных прозвищ.  Святой по имени Сисиний выпытал все имена, произнес их и обезвредил демона.

Звукопись стихотворения напоминает колыбельную песню, от которой веет спокойствием. Герой так увлекается своими мыслями, что ассоциации уводят его вглубь собственных чувств, и в его колыбельную нечаянно вплетаются личные мотивы: воспоминания о «жгучем и сладком» поцелуе, навеянные фольклорным образом подруг-лихорадок. Упоминание «недуга любви»  указывает на внутреннюю противоречивость чувств героя. Традиционный монолог в романтическом стиле – мужчина обращается к своей возлюбленной. Лихорадка здесь – любви недуг. Любовь как болезненное состояние, что характерно для романтизма. Фольклор и романтические начала сливаются во сне героини

Романтическая тональность стихотворения  акцентирована антитезами: добро / зло; ночь (тьма) / день (свет); божественное (ангел) / демоническое (лихоманка). Опасность нивелируется из-за вмешательства светлых сил. Заканчивается стихотворение благостно: «Спи же тихо – доброй ночи!.. Под лучи светил, Над тобой сияют очи Светлых божьих сил».

Редкий русский поэт-классик может сравниться с Григорьевым по числу текстов, пошедших в народ и ставших песнями. В его поэтическом цикле «Борьба» таких текстов сразу два: «О, говори хоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка». А. А. Блок назвал стихотворения «единственными в своем роде перлами русской лирики» по их приближению к стихии народной поэзии. Выразить всепоглощающую тоску, гнетущее душевное одиночество Григорьеву помогают цыганские ритмы, передающие накал чувства, его неистовство. Обращение к цыганской музыке, её ритмике и образам у Григорьева не случайно и не поверхностно. Высокая оценка данных произведений вполне заслуженна: в них, как в кристалле, не только отразилась судьба и личность поэта, но и запечатлелась эпоха. Даже больше – можно сказать, эти стихотворения – о русской душе вне времени.

Стихотворение А. А. Григорьева 1857 г. «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная!»— разговор с гитарой, обращение к гитаре-подруге, с которой легче переживается любовная тоска: » О, говори хоть ты со мной, Подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, А ночь такая лунная!..»

Предлагаю к просмотру видеоролик «А. Григорьев — О, говори хоть ты со мной… // Русская лирика».  

Стихотворение «Цыганская венгерка» было написано в 1857 году. Название «Цыганская венгерка» отсылает к танцу «венгерка», который исполняли цыгане. В русской литературе тёплое отношение к цыганам присутствует в творчестве многих писателей: это и Пушкин, и Лесков, и Горький… Танец «венгерка» состоял из нескольких частей, различающихся по ритму. В своём стихотворении Аполлон Григорьев постарался это отобразить. Его текст тоже несколько раз резко меняет ритмический рисунок. Можно сказать, автор хотел передать само звучание музыки, её волнующие переливы, замедления и ускорения. Пожалуй, ритм, музыка – главная действующая сила данного стихотворения. Повторы также подчёркивают песенное звучание. Содержание стихотворения типично для стилизации фольклора. Несчастная любовь, разлука и одиночество – тематика, характерная не только для цыганских песен, но и для русских народных.

Историю возникновения знаменитого стихотворения «Цыганская венгерка» Аполлон Александрович описывает в «Моих литературных и нравственных скитальчествах» так: «И сижу я это, бывало, над «психологическими очерками»… и мучу я свой бедный мозг не над тем, чтобы понять читаемое, ибо так себе, безотносительно взятое, оно все, что читаемое-то, очень просто, но над тем, чтобы внимание приковать к этому читаемому… а за стеной вдруг, как на смех, — Две гитары, зазвенев, Жалобно заныли — И мятежная дрожь венгерки бежит по их струнам, или шелест девственно-легких шагов раздается над потолком, и образы встают вслед за звуками и шелестом, и жадно начинает душа просить жизни, жизни и все жизни…»

Предлагаю к просмотру видеоролик «Олег Погудин «Две гитары» — Фильм «Жестокий романс»

Народ продолжил творчество поэта, и обе песни известны в десятках фольклорных вариантов. А цыганская тема, открытая в русской поэзии Григорьевым, в дальнейшем ярко отразилась, например, у А. А. Блока, В. С. Высоцкого.

Сколько необычайных талантов рождает земля Русская! Это их отсвет доходит до нас с прохладного небосклона, распахнутого над русскими равнинами, где лучшие их произведения, вписаны в таинственную «книгу небес». Талант Аполлона Григорьева – из их числа. Его поэтический дар – это отклик на органическую потребность русского народа в некоем откровении, отражающем сторону национальной жизни, национального самосознания, на внутреннюю энергетику нации. Подобный талант обязательно скажет своё, новое слово, приносящее людям истину. Полностью подтверждает вышесказанное стихотворения «Комета». Стихотворение завораживает внутренней энергетикой. Кстати, а сама Россия – разве не «Григорьевская» комета?..

 КОМЕТА

  Когда средь сонма звезд, размеренно и стройно,
  Как звуков перелив, одна вослед другой,
  Определенный путь свершающих спокойно,
  Комета полетит неправильной чертой,
  Недосозда́нная, вся полная раздора,
  Невзнузданных стихий неистового спора,
  Горя еще сама и на пути своем
  Грозя иным звездам стремленьем и огнем,
  Что нужды ей тогда до общего смущенья,
  До разрушения гармонии?.. Она
  Из лона отчего, из родника творенья
  В созданья стройный круг борьбою послана,
  Да совершит путем борьбы и испытанья
  Цель очищения и цель самосозданья.

Июнь 1843

О творчестве А. А. Григорьева вы можете почитать в книге

Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев /Б. Ф. Егоров.- Москва: Мол. гвардия. — 220 с.- (Жизнь замечательных людей).

Эта книга написана видным отечественным филологом Борисом Федоровичем Егоровым, много лет занимавшимся творчеством и малоизвестной, в сущности, биографией Аполлона Александровича Григорьева. Монография прежде всего о творческом пути поэта, критика, автора нескольких повестей и начальных фрагментов воспоминаний в духе герценовской книги «Былое и думы» (работу над ней прервала скоропостижная смерть автора). В монографии отражен сложный путь духовных исканий, идейных и политических борений человека кремневой творческой воли, в быту же кажущегося всему только что сказанному полной противоположностью.

Феномен Аполлона Григорьева — в неразрывной связи его произведений и личности их автора. Одной из основных характеристик его творчества является автобиографизм. Читая произведения Аполлона Григорьева, наслаждаешься выражением истинных чувств поэта, горением и угасанием, в каждом находишь сокровенное страдание — истинно русское. Ждёшь, как и поэт, пробуждающейся поэзии в нашей душе. Всем этим мыслям и чувствам мы обязаны русскому поэту Аполлону Григорьеву. Какие высокие мотивы рождаются после чтения его стихов, как ясно и чисто становится на душе! Читайте произведения А. Григорьева!

Подготовила ведущий библиотекарь А. В. Жукова