Галерея шедевров

Уважаемые читатели! К 205- летию со дня рождения художника И. К. Айвазовского приглашаем вас на Арт-встречу «Галерея шедевров». Иван Константинович Айвазовский − один из выдающихся художников – маринистов мирового масштаба, баталист, коллекционер, меценат, живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. Художник имел громкую прижизненную славу, из-под его руки вышло огромное количество полотен.

«Я никогда не утомлюсь, пока не добьюсь своей цели написать картину, сюжет которой возник и носится передо мною в воображении. Бог благословит меня быть бодрым и преданным своему делу… Если позволят силы, здоровье, я буду бесконечно трудиться и искать новых и новых вдохновенных сюжетов, чтобы достичь того, чего желаю создать…». (И. К. Айвазовский)

Картины этого гениального живописца покоряют души ценителей искусства. Они занимают почетное место в лучших галереях и музеях многих стран мира. В Русском музее хранится 54 картины великого мариниста. Не один раз картины Айвазовского выставлялись в Третьяковке. Среди знаменитых художников сложно найти того, кому бы удалось точнее, чем Айвазовскому, передать величественную силу и притягательное очарование моря. Этот величайший живописец ХIХ века оставил нам уникальное наследие полотен, способных привить любовь к Крыму и страсть к путешествиям любому, кто даже не бывал на морских берегах.

Иван Константинович родился в Феодосии, в купеческой семье армянского происхождения 29 июля 1817 года. Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и древние курганы. Ованес часто сидел на берегу моря и любовался красотой морского пейзажа Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности. В качестве полотна он использовал все, что было под рукой, это были не только альбомы, но и заборы, и даже песок. Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в биографии Ивана Айвазовского.

С 1830 г. Айвазовский учится в симферопольской гимназии, а в конце августа 1833 г. отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в престижнейшую на то время Императорскую Академию художеств, и до 1839 г. успешно обучается направлению пейзажа в классе Максима Воробьёва.

Самая первая в биографии Айвазовского, художника, выставка, принесшая славу молодому на то время дарованию, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две работы, и одна – «Этюд воздуха над морем» — была отмечена серебряной медалью. Дальше живописец все больше посвящает себя новым работам, и уже в 1837 г. знаменитое полотно «Штиль» принесло Айвазовскому Большую золотую медаль. В ближайшие годы его биографии картины красуются в Академии художеств.

В 1840 году молодого художника командируют в Италию, это один из особых периодов в биографии и творчестве Айвазовского: он несколько лет совершенствует мастерство, изучает мировое искусство, активно выставляет свои работы на местных и европейских выставках. После получения золотой медали от Парижского Совета Академий возвращается на Родину, где, получил звание «академик» и направление в Главный морской штаб с заданием написать несколько картин с разными балтийскими видами. Участие в батальных операциях помогло уже ставшему известным художником, написать один из самых знаменитых шедевров – «Чесменский бой» в 1848 г.

Спустя два года появилось полотно «Девятый вал» – самое яркое событие, которое невозможно пропустить, даже описывая самую краткую биографию Айвазовского. Пятидесятые и семидесятые годы ХIХ века стали самыми яркими и плодотворными в карьере живописца.

Все свои картины художник рисовал на одном дыхании. Свои работы он начинал рано утром. А заканчивал … в полдень. Иногда работал до вечера. Всего несколько часов и шедевр был готов. Айвазовского не смущало даже присутствие зрителей. Иногда показывал этакий мастер-класс для молодых художников. Создавал на их глазах очередной шедевр. Приводя новичков в шоковое состояние. Ведь чистый холст всего за 1,5 часа превращался в плескающееся море, наполненное красками и завораживающее взгляды.

Предлагаю вашему вниманию электронную презентацию «Шедевры Айвазовского»

Кроме того, за свою жизнь Иван Константинович успел прослыть как меценат, занимающийся благотворительностью, и внёс огромный вклад в развитие родного города. При первой же возможности Айвазовский возвращается в Феодосию, где построил особняк в стиле итальянского палаццо и выставлял на суд зрителей свои полотна. Горожане звали Ивана Константиновича «отцом города». Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу. А еще стал крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов. Живописец любил дарить рисунки: картины у многих жителей оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.

2 мая 1900 года художник начал писать новую картину, которую назвал «Взрыв корабля». В течение дня он почти закончил работу. Окончательное завершение полотна уставший художник отложил на завтрашний день. Однако ночью во сне сердце великого мастера остановилось. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника. Деятель искусства прожил 82 года. Он был похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

Феодосийская картинная галерея была открыта художником при жизни. 1880 считается годом официального основания музея. Это была первая картинная галерея одного художника. Сейчас галерея является государственной и представляет для города огромную историческую и культурную ценность. Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу. Это впечатление еще сильнее, когда становится заметна темно-красная краска на стенах, скульптуры древних богов в бухтах, а также пилястры из серого мрамора, идущие вокруг фасада. Возвышенные потолки, паркетные полы на втором этаже и бухты Феодосии, виднеющиеся из окон, создают атмосферу романтизма. Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г.

Центром в картинной галерее являются 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1922 г, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только эти 49 холстов. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже прибыли работы Л. Лагорио и А. Фесслер. 

В 1930 году у дома художника был установлен памятник работы скульптора И. Я. Гинцбурга. На пьедестале краткая надпись: «Феодосия – Айвазовскому». Именем Ивана Айвазовского названа одна из центральных улиц Феодосии, где художник построил свой дом-галерею; железнодорожная станция Феодосии также названа в честь художника; во многих городах России и мира улицы носят имя знаменитого художника.

Предлагаю к просмотру видеоролик «Феодосия Айвазовского, Крым. Картинная галерея Айвазовского»

Айвазовский был художником-романтиком. Его картины – не только морские пейзажи, это драматические кораблекрушения, морские сражения. Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

Рассказывают, что однажды на первых курсах обучения в Академии И. К. Айвазовский принёс свой рисунок «Предательство Иуды». Учителя были поражены. Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера. Но это не копия. Творение раннего Айвазовского говорит лишь об одном: если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником. С каждой картиной этого мастера зритель понимает, что его творческая энергия не могла исчерпать себя. Ведь картины Айвазовского можно по праву назвать величественными и эмоциональными шедеврами 19 века.

Влияние творчества Айвазовского на развитие русской живописи было глубоко и значительно. Развитие М. Врубеля, И. Шишкина и особенно А. Саврасова на раннем этапе проходило под влиянием его живописи. А. Куинджи на всю жизнь сохранил в своем творчестве черты, родственные живописным образам своего первого учителя.

В. В. Стасов, русский музыкальный и художественный критик, высоко ценил творчество художника: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий, самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами…» Отношение к его искусству очень ярко выразил Крамской, сказав: «Айвазовский… кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины».

О жизни и творчестве знаменитого художника вы можете узнать из книг:

Кузьмин Н. Н. Пленник моря: встречи с Айвазовским/ Николай Кузьмин. – Москва: Алгоритм, 2017.-288 с.- (Я помню его таким…)

Жизнь И. К. Айвазовского была богата событиями. Его гений – это та могущественная, волшебная сила, которая сплетала узоры его жизни, вливала в него вместе с любимой им южной природой морей и силу, и бодрость, и кипящую энергию. Желание увидеть картины этого художника и по сей день заставляет людей часами простаивать в очереди на выставки его работ. Морские пейзажи Айвазовского известны всему миру, но как они создавались? Что творилось в мастерской художника? Из чего складывалась повседневная жизнь легендарного мариниста? Обо всем этом вам расскажет книга воспоминаний друга и первого биографа И. Айвазовского. Воспоминания созданы по собственным устным рассказам самого И. К. Айвазовского и по его письмам. В книге рассказывается также о друзьях и современниках художника.

Андреева Ю. И. Айвазовский/Юлия Андреева.- Москва, 2013.- 384 с.- (Великие исторические персоны) (Культура и наука)

Книга Ю. И. Андреевой подробно и увлекательно рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского мариниста XIX века. Историю великого художника моря — Ивана Константиновича Айвазовского можно пересказать как сказку, чудесную легенду о мальчике, влюбленном в море, или еще точнее, очарованном морем, юноше, поймавшем водную стихию за волну и заставившем ее перетечь до последней сверкающей капли на свои полотна, о мужчине, мечты которого исполнялись и любовь не оставляла его ни на одно мгновение жизни.

Чурак Г. С. Иван Айвазовский/ Галина Чурак.- Москва: Белый город, 2001.-64 с.- (Мастера живописи)

Издание приурочено к юбилейной выставке знаменитого художника И. К. Айвазовского, непревзойденного мастера изображения морской стихии. Книга включает фундаментальный каталог произведений Айвазовского, а также статьи, раскрывающие основные аспекты его творчества. В альбоме представлены произведения из музеев России и частных собраний. Издание дополняет подробная летопись жизни и творчества художника. Книга адресована как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством. Написанный искусствоведом  текст и цветные иллюстрации на каждой странице делают альбом великолепным подарком.

Подготовила ведущий библиотекарь А. В. Жукова