Это звонкое имя – Пушкин

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня отмечается 222 года со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Совместно с Клубом любителей русской культуры «У Лукоморья» ( Буэнос-Айрес ) мы рады приветствовать вас в нашем литературном салоне «Это звонкое имя – Пушкин». Итак, Россия XIX века, атмосфера поэзии, музыки,прекрасных дам…

А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе. В метрической книге церкви Богоявления в Елохове на дату 8 (19) июня 1799 года в числе прочих, приходится такая запись:

«Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».

Наши друзья, участники клуба любителей русской культуры «У Лукоморья» из Буэнос-Айреса поздравляют великого поэта с днем рождения

Еще при жизни Пушкина стали именовать гением. Не зря он мечтал: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…» Его слава увековечена: почти в каждом населённом пункте есть улица, названная в его честь. Во многих городах поставлены памятники А. С. Пушкину. Стихи Пушкина звучат по всему миру: на русском, немецком, английском, испанском, французском, арабском и многих других языках… Творчество великого русского поэта преодолело границы времени и пространства.

О гениях можно говорить до бесконечности, но, пожалуй, никто, кроме Александра Сергеевича, не удостаивался столь короткой но вместе с тем всеобъемлющей формулировки – «Наше все!». Талант великого поэта – на все времена, и каждое поколение находит в нем все новые грани и созвучия. У каждого из нас – свой Пушкин.

Проникнув в душу однажды, пушкинское слово остается с нами на всю жизнь. Всем знакомым с лирикой Пушкина даровано счастье войти в непосредственное личное общение с духовным миром гения. Мы мысленно чувствуем его стихами: они учат нас любить Россию, помогают по-новому видеть нашу прекрасную природу, бередят душу, рождая в ней любовь и нежность.

Александр Сергеевич Пушкин считается создателем новой русской литературы. «У нас ведь всё от Пушкина…» —  писал Ф. М. Достоевский. Произведения Пушкина – эталон языка, подобно Данте в Италии, Гете – в Германии. В своем стихотворении «Вакхическая песнь» поэт писал:

Да здравствуют музы, да здравствует разум!
 Ты, солнце святое, гори!
 Как эта лампада бледнеет
 Пред ясным восходом зари,
 Так ложная мудрость мерцает и тлеет
 Пред солнцем бессмертным ума.
 Да здравствует солнце, да скроется тьма! 

Эти строки выражают главные черты творчества Пушкина: удивительную гармоничность, стремление к светлым, высоким идеалам, легкость и музыкальность слога.

А. С. Пушкин любил и знал отечественную историю. Живой интерес к истории России сочетался у него с интересом к истории собственной семьи. Пушкин, как известно, весьма интересовался своей родословной, но мог записать лишь семейные легенды. В 1830 году поэт написал небольшую статью “Родословная Пушкиных и Ганнибалов”. В том же году в печати появилось стихотворение “Моя родословная”.

В бумагах Пушкина обнаружена была ещё одна статья, посвящённая предкам. В собрании сочинений поэта она опубликована под названием “Начало автобиографии”:

“Избрав себя лицом, около которого постараюсь собрать другие, более достойные замечания, скажу несколько слов о моём происхождении. Мы ведём свой род от прусского выходца Ратши или Рачи (“мужа честна”, говорит летописец, т.е. знатного), выехавшего в Россию во времена княжества св. Александра Ярославича Невского. От него произошли Мусины, Бобрищевы, Мятлевы, Поводовы, Каменские, Бутурлины, Кологривовы, Шеферединовы и Товарковы. Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории…”

Познакомиться с ближайшими предками, а также с потомками А. С. Пушкина Вы сможете с помощью видеопрезентации «Предки и потомки А. С. Пушкина»

Существует семейная легенда Пушкиных. В доме родителей поэта встречали сразу и Новый год, и новый ХIХ век. В самую торжественную минуту, разбуженный праздничным шумом и весельем, на пороге появился малыш, и его мать, Надежда Осиповна Пушкина, предложила гостям полюбоваться на человека нового столетия, человека, только что переступившего порог 19-го века. Не в память ли об этом событии мать Пушкина заказала художнику портрет рыжеватого малыша с блестящими голубыми глазами? Есть в этом портрете какая-то значительность. Но не мог же художник разглядеть в двухлетнем малыше гения!

Дом Пушкиных представлял всегда какой – то хаос: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой пустые стены, даже без стульев. Во всём недостаток, начиная от денег и до последнего стакана.

Отец, Александра Сергеевича Сергей Львович, был нрава пылкого и до крайности раздражительного, часто выходил из себя, отчего дети больше боялись его, чем любили. Саша часто забирался в кабинет отца и читал. Библиотека отца состояла из французских классиков и философов 16 века.

Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна, красивая, всегда весёлая и беззаботная умела владеть собой и только не смогла скрывать предпочтение, которое оказывала сначала к дочери, а потом к меньшему сыну Льву. Никогда не выходя из себя, не возвышая голоса, Надежда Осиповна умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Она могла играть в молчанку с сыном Александром круглый год. Дети боялись её больше, чем отца.

Пушкин в детстве был очень неровного характера: то был молчалив, ленив, вял, а то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали. Бабушка  Марья Алексеевна не раз  говорила про маленького Пушкина: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с другими детьми, то вдруг развернётся и расходится, что его ничем не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится».

Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Ей посвятил Пушкин эти строки:

 Я ждал тебя; в вечерней тишине
 Являлась ты весёлою старушкой
 И надо мной сидела в шушуне,
 В больших очках и с резвою гремушкой. 

Пушкин, оказывается, помнил себя с колыбели. Первым в мировой литературе он изобразил музу, вечно юное божество поэзии, в виде бабушки в старинном русском наряде.

Няня знала множество народных сказок, прекрасно умела их рассказывать. «Что за прелесть эти сказки!» – писал Пушкин брату Лёвушке осенью 1824 года из Михайловского. Вечерами постаревшая Арина Родионовна восполняла, по словам поэта, недостатки его воспитания. Интерес к сказкам усилился у Пушкина и на фоне обращения к народному творчеству многих представителей западной и русской культуры. Долго считалось, что золотую рыбку Пушкину подарил Даль, тем более что рукопись «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкин вручил Далю в 1833 г. с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому» (литературный псевдоним Даля). И всё же источником оказалась померанская сказка «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм. Но Пушкин иноязычную сказку превратил и по слогу, и по духу в чисто русскую.

Клуб любителей русской культуры «У Лукоморья» представляет «Сказку о рыбаке и рыбке»

Неизгладимый след в жизни А. С. Пушкина оставил Царскосельский лицей. Пылкий темперамент А. С. Пушкина, не поддающийся обузданию ни воспитателями, ни родителями, способствовал тому, чтобы отдать недоросля в строгое закрытое заведение. Был выбран недавно открывшийся Царскосельский лицей, и двенадцатилетний Пушкин успешно выдержал вступительные испытания. Поначалу порядки в лицее были не жёсткими. Учёба давалась легко, а больших знаний по нелюбимым предметам не требовали. Математик, зная нерасположение к своему предмету Пушкина и других лицеистов, выслушивал на занятиях их болтовню и анекдоты. В лицее Александр много читал, особенно исторические книги и труды по словесности. Им совместно с молодыми литераторами (Дельвигом, Горчаковым, Кюхельбекером и другими) был создан литературный кружок. На занятиях издавали рукописные журналы и занимались особенной литературной игрой. Его товарищи сразу почувствовали не только поэтическую силу Александра Пушкина, но и его большое сердце, открытое дружбе. Лицейскому братству поэт остался верен всю жизнь. 19 октября — день открытия Лицея — всегда праздник.  Благодаря кружку Пушкин увлёкся русским языком и стал сочинять на нём меткие эпиграммы. В лицейские годы написано около 120 стихотворений и начата работа над поэмой «Руслан и Людмила». Однажды на торжественном публичном экзамене присутствовал Державин. Старик был в восторге от «Воспоминаний в Царском Селе», хотел обнять автора, но Пушкин смутился и убежал…Будучи лицеистом, он сблизился с Жуковским, Вяземским и Карамзиным.

Май 1817 года. Выпускник лицея Пушкин получил чин X класса или гвардии офицера и поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. На смену беззаботного детства и безмятежной юности приходит зрелая пора, а с нею – испытания славой, любовью… Любовь для Пушкина – это великое духовное чудо, окрыляющее и очищающее человека. Любовь – это надежда, вселяющая в человека силу и вдохновение, возвышающая его.

1823 год. Пушкин в Южной ссылке. Одесса. Здесь у поэта вспыхнули необыкновенно трепетные чувства к Воронцовой. Считают, что Елизавета Ксаверьевна была самым сильным увлечением Пушкина до знакомства с Натальей Николаевной Гончаровой. Он посвятил ей много стихов. При расставании Е. К. Воронцова подарила Пушкину очень дорогой перстень и точно такой же оставила себе. Поэт тотчас создал замечательные стихи о подарке: «Храни меня, мой талисман». Поэт никогда не расставался с перстнем. Умирая, Пушкин начнёт дарить любимые вещи ближайшим друзьям. На память Жуковскому он отдаст бесценный подарок Воронцовой.

Михайловское. Пушкин в расцвете своего таланта. Среди множества произведений, созданных в Михайловском, и стихи о сердечных увлечениях. По соседству — Тригорское — имение помещицы Осиповой, где Пушкин почти ежедневно бывает. Он увлёкся молоденькой Сашей Осиповой и в один прекрасный вечер вручил ей «Признание».

И ещё одна памятная встреча — с Анной Петровной Керн. Любовь захватила всю поэтическую пламенную душу Пушкина. Ей он посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

Весной 1828 года Пушкин серьёзно увлекся юной Олениной, но его чувство осталось безответным. Вначале Анна Алексеевна была польщена ухаживаниями великого поэта, творчеством которого сильно увлекалась, и даже тайно встречалась с ним в Летнем саду. Поняв, что намерения Пушкина, мечтавшего о женитьбе на ней, далеко выходят за границы обычного светского флирта, Оленина стала вести себя сдержанно. Пушкин в 1829 году вписал стихи «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» в альбом Олениной. Под текстом этого стихотворения он в 1833 году сделал приписку: «plusqueparfait – давно прошедшее, 1833».

Стихотворение «На холмах Грузии… » написано в 1829 году, во время путешествия в Арзрум. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен в годы юности. Позже она вышла замуж за декабриста Сергея Волконского, а в 1829 году находилась вместе с мужем в Сибири, на каторге.

Предлагаю Вашему вниманию видеопрезентацию «Души моей царицы», посвященную музам А. С. Пушкина, вдохновившим его на прекрасные стихи

Зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля произошла встреча с милой, прелестной, нежной Натали, Натальей Гончаровой. Пушкин дважды сватался к Гончаровой. Первый раз в апреле 1829 года, но получил неопределенный ответ. Второй раз 6 апреля 1830 года его предложение руки и сердца было принято.

Незадолго до свадьбы Пушкин писал своему другу Н. И. Кривцову: «…Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся — я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностию.»

Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. По привычкам и физическому складу Пушкин был человеком севера — любил холод, осенние свежие погоды, зимние морозы. Осенью он чувствовал прилив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали: они не мешали прогулкам верхом — единственному развлечению в это рабочее время — и поддерживали горячку поэтического труда. «Осень чудная, — писал он Плетневу из Болдино, — и дождь, и снег, и по колено грязь… Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал».

Болдинская осень 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. За это время завершена работа над циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написана поэма «Домик в Коломне» и около 30 лирических стихотворений. В эту же осень Пушкин заканчивает и “Евгения Онегина”, спутника многих лет его жизни. Работал поэт над этим романом целых 7 лет 4 месяца 17 дней. Пушкин начал работу над Онегиным в мае 1823 года в Кишинёве, во время своей ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. В целом, в романе Евгений Онегин отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Из романа, как из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин в исполнении участника клуба любителей русской культуры «У Лукоморья» в Буэнос-Айресе Альберто Танасевича

Свадьба А.С. Пушкина и Натальи Гончаровой состоялась 18 февраля 1831 г. в Москве в церкви Большого Вознесенья у Никитских ворот. Свидетели венчания вспоминали, что во время обряда случайно упало одно из колец, и А. С. Пушкин побледнел и переменился в лице. Это было плохим предзнаменованием, а поэт верил в приметы.

Молодожены поселились в доме на Арбате, где и прожили несколько месяцев. Пушкин писал: «Я женат – и счастлив: одно моё желание, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь».

А какие замечательные строки пишет Пушкин Н. Н. Гончаровой, ставшей его женой! «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете — а душу твою я люблю ещё более твоего лица». Пушкина больше всего поражало сходство его избранницы с изображениями мадонны на картинах художников эпохи Возрождения.

В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 г. поэт писал: «Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды…» Ей, Натали, Наташе, Таше, поэт посвятил бессмертные стихи.

Но царь с помощью Бенкендорфа быстро развеял эти иллюзии. Он назначает поэта камер-юнкером, чтоб постоянно видеть при дворе его прекрасную жену. Этот чин, даваемый неумудрённым жизнью юношам, ужасно оскорбил Александра Сергеевича. Но это было только начало. Бенкендорф потребовал, чтобы до напечатания своих произведений поэт обязательно представлял их императору на высочайшую цензуру. Чтоб он прекратил публичные чтения неблагонадёжных стихов. Чтоб он внёс в тексты те изменения, которые полагают необходимым царь и третье отделение.

Всё оборачивалось против Пушкина, всё толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь. Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. … В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. 27 января 1837 года великого поэта, надежды и гордости России  не стало.

 
 Назло людскому суесловью
 Велик и свят был жребий твой!...
 Ты бы богов орган живой,
 Но с кровью в жилах... знойной кровью.
 И сею кровью благородной
 Ты жажду чести утолил -
 И осененный опочил
 Хоругвью горести народной.
 Вражду твою пусть тот рассудит,
 Кто слышит пролитую кровь...
 Тебя ж, как первую любовь,
 России сердце не забудет!...
  
 Фёдор Тютчев, 29-е января 1837 

Еще при жизни Пушкина его влияние на все стороны культурной жизни его современников было очень велико. Трудно найти в мировой литературе другого такого писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий – это оперы, романсы, балеты, симфонические произведения: «Пушкин – неисчерпаемый источник для русской музыки» — писал Серов, музыкальный критик.

Стихи Пушкина музыкальны сами по себе, в музыкальном же приложении выдающихся композиторов они начинают играть новыми красками. В лучших оперным театрах по всему миру: Ла-Скала в Милане, Гранд Опера в Париже, Метраполитен Опера в Нью-Йорке ставятся знаменитые русские оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Евгений Онегин» Чайковского, «Золотой Петушок», «Сказка о Царе Салтане» Римского-Корсакова. «Борис Годунов» Мусоргского.

Одна из самых замечательных опер – « Руслан и Людмила», композитора Михаила Глинки. Представьте, Пушкин написал поэму в 1820 году, когда ему исполнился только 21 год. Пушкин и Глинка – эти два великих имени связаны в истории русского искусства. Они жили в одно время, встречались в Петербурге, Москве на светских приемах, дружили, ценили талант друг друга. Оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке. В этой опере характер, преимущественно, фантастический. Это русская сказка, легенда. Драматургия оперы особенная. Как в народных сказках в ней проводится мысль о торжестве добра над силами зла. В опере воспевается героизм русских богатырей, благородство чувств, верность любви, высмеивается трусость, осуждается коварство, злоба, жестокость. Здесь целый фейерверк – подвиги, фантастика, волшебное превращение. Мы здесь встречаем самых разных героев – благородный Руслан, нежная Людмила, трусливый Фарлав, жестокий волшебник Черномор…

В 1964 году был поставлен фильм по повести Пушкина «Метель». Музыку к нему написал композитор Георгий Свиридов. И это музыка оказалась столь прекрасной, что сам фильм уже забыли, а музыка Свиридов исполняют лучшие оркестры и исполнители. Ее перекладывают для разных инструментов. Романс Свиридова – одна из самых прекрасных мелодий ХХ века.

На этом мы закачиваем наше мероприятие, но, мы надеемся, не заканчивается ваше знакомство с творчеством гениального поэта А. С. Пушкина, который внёс весомый вклад в историю нашей страны, в русскую литературу; ведь «чувства добрые он лирой пробуждал». Замечательно сказал о нём поэт Николай Доризо:

 Если выстоять нужно,
 Как в окопе, в судьбе,
 «У России есть Пушкин!»-
 Говорю я себе. 

Подготовила Жукова А. В.