Коктебельский берег М. А. Волошина

 

 Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
 Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
 Пройти по всей земле горящими ступнями,
 Всё воспринять и снова воплотить.
                                                 М. Волошин 

Уважаемые читатели! 28 мая исполнилось 145 лет со дня рождения М. А. Волошина, поэта и художника, чьи следы навсегда впечатаны в почву русской культуры. Вся жизнь  гения поэзии и живописи была тесно связана с Крымом.  Он был одним из первых и самых осведомленных краеведов Крыма. Приглашаем вас на литературно-информационный час «Коктебельский берег М. А. Волошина».

Волошин стал легендой еще при жизни. Современники удивлялись разносторонности интересов Максимилиана. Его увлекали астрономические и метеорологические наблюдения, геология и проблемы биологии. В сознании друзей-современников Макс слыл кудесником.  Щедро одарённый от природы, он умел делать всё, у него были золотые руки. Точно известно, что это был человек необычных душевных качеств и магнетической силы. Современники поэта пишут, что он умел лечить некоторые болезни наложением рук. Воспоминания о Волошине иногда похожи на сказку, рассказы о нем — на мистификацию или поэтический образ: Макс умел зажигать травы прикосновением руки.

Максимилиан Волошин был наделен многогранным талантом. Замечательный поэт, он известен и как художник с весьма самобытным дарованием. Вся жизнь гения поэзии и живописи была тесно связана с Крымом. Он был одним из первых и самых осведомленных краеведов Крыма. М. А. Волошин по праву считается поэтическим первооткрывателем Киммерии — таинственной и легендарной страны, воспетой Гомером и увиденной творческим гением поэта в красоте ландшафтов юго-восточного Крыма. Его поэзия тяготеет к философичности, многие из его стихов связаны с морем, с югом, с античностью.

Коктебельская бухта. Потухший вулкан Карадаг. Скалы, напоминающие очертаниями древних животных. Загадочные гроты. На берег накатываются «доисторические» волны Коктебельского залива. Мужчина с внешностью древнегреческого бога или ассирийского жреца, опершись на посох, смотрит на море. Это мир Максимилиана Волошина. Мир его стихов.

«Коктебель, – вспоминал Максимилиан Волошин, – не сразу вошёл в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность».

Волошин  М. Коктебель: стихотворения/ Максимилиан Волошин.- Москва:  Эксмо, 2015.-352 с.- (Золотая серия поэзии).

 Коктебель
 
................................................................................
  С тех пор как отроком у молчаливых
  Торжественно-пустынных берегов 
 Очнулся я — душа моя разъялась,
  И мысль росла, лепилась и ваялась 
 По складкам гор, по выгибам холмов,
  Огнь древних недр и дождевая влага 
 Двойным резцом ваяли облик твой,
  — И сих холмов однообразный строй,
  И напряженный пафос Карадага, 
 Сосредоточенность и теснота Зубчатых скал,  Степных равнин и мреющие дали 
 Стиху — разбег, а мысли — меру дали... 
                             6 июня 1918 

Прежде чем окончательно поселиться в Коктебеле – на «киммерийской земле» – поэт успел побывать во многих местах. Максимилиан провёл ранние годы жизни в Таганроге, Севастополе и Москве. Затем переехал в Крым с матерью в 1893 году, где окончил Феодосийскую гимназию. Юноша жил в Коктебеле, а учился в Феодосии, поэтому часто оставался на съёмных квартирах. Гимназия далеко находился от дома, на расстоянии 20 км. Будучи в 7-8 классах, Макс писал много стихов и одновременно его тянуло к живописи. Сохранился альбом рисунков и проб акварелью, относящийся к годам его первого приезда в Коктебель и пребывания в Феодосийской гимназии. В своей «Автобиографии»(1925), Волошин пишет, что в его душу  еще с юности запали «историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля».

В 1897 году Макс поступил на юридический факультет университета в Москве, но за беспорядки уже через год был выслан в Феодосию. Несколько лет ему пришлось провести в Коктебеле, а в 1899 году Волошин отправился в путешествие по Европе вместе с матерью Еленой Оттобальдовной он отправляется в первое заграничное путешествие по маршруту: Феодосия – Одесса – Киев – Краков – Вена – Венеция – Верона – Лугано – Цюрих – Люцерн – Берн – Женева – Милан – Локарно – Базель – Париж – Кёльн – Берлин. Волошин познакомился со многими талантливыми людьми. В их числе – скульптор Огюст Роден, драматург Морис Метерлинк. В Париже Волошин обучился живописи, а его преподавателем стала известная художница Елизавета Кругликова.

После восстановления на второй курс Волошину пришлось вновь пережить ссылку, но уже не крымскую. Короткое свидание с матерью – и молодой человек едет в добровольное изгнание в Среднюю Азию. Далее его снова ждет Европа: «В эти годы – я только впитывающая губка, я весь – глаза, весь – уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам… Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша». С этого времени философия, живопись и искусство слова неразделимо заполняют сознание Волошина.

На вопрос: «Кто он – поэт или художник?» – Волошин отвечал: «Конечно, поэт», и добавлял при этом: «И художник». Волошин не раз отмечал, что чувствует неразрывную связь искусств. Поэт, соединивший слово и краски, для более точной передачи поэтического образа делал предварительные зарисовки того, о чем хотел написать, и наоборот – черпал эпитеты из зарисовок, соотнося их, например, с оттенками цвета. После нескольких лет упорной литературной работы Волошин понимает, что готов выпустить первую книгу стихов. Она выходит под незамысловатым названием «Стихотворения. 1900–1910».

Русские символисты и футуристы мечтали о соединении слова и музыки и многого добились на этом пути. А Максимилиан Волошин мечтал о соединении слова и живописи. В стихотворении «В серо-сиреневом вечере…», посвященном Анне Ивановой (1905) и входящем в цикл парижских стихов, упоминается «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи: «В серо-сиреневом вечере/Радостны сны мои нынче./В сердце сияние «Вечери»/ Леонардо да Винчи».

Стихотворение «Портрет» выполнено в «акварельной» технике. «Тона жемчужной акварели», эпитет «бледный» мы находим в строфах три раза, «мерцанье» морского дна, «жидкий блеск икон в струйках дыма». Эпитеты, возникающие в стихотворении, соответствуют бледным акварельным тонам. Для Волошина важна легкость и женственность Маргариты Сабашниковой, чему способствует «техника» изображения.

В стихотворении «Она» (1909) есть такие строки: «Перед нею падал я во прах,/ Целуя пламенные ризы/ Царевны Солнца – Таиах – / И покрывало Моны Лизы». На голову Моны Лизы, или Джоконды, да Винчи накинуто покрывало, оно настолько тонкое, что эту деталь практически невозможно рассмотреть при единственном взгляде на картину. Скорее всего, Волошин обратил внимание на эту деталь во время частых прогулок по Лувру.

Стихотворение, посвященное Черубине де Габриак (Елизавете Дмитриевой) «Ты живешь в молчаньи темных комнат…» (1910), представляет собой поэтический портрет, созданный через интерьер. Детали внешности в этом стихотворении не появляются, это хорошо соотносится с тем, что Черубина – загадка, литературная мистификация. Шелка, тусклая позолота, зеркала – атрибуты таинственности. Киот, вериги, запреты, молитвы – веры христианской (намек на западную ориентацию поэтессы), но в то же время «сладкий дым бензоя, запах нарда» вызывают в памяти восточные благовония. Подчеркивается противоречивость всей натуры. Стихотворение заканчивается строками: «И тебе мучительно знакомы / Сладкий дым бензоя, запах нарда,/ Тонкость рук у юношей Содомы,/ Змийность уст у женщин Леонардо». Змийность уст – характеристика сложных улыбок (об этом писал сам Волошин в связи с загадочной улыбкой Джоконды). Такая же сложная неразрешимая загадка и сама Черубина.

Этот период оказался очень плодотворным для поэта и художника в одном лице: Волошин пишет «Сонеты о Коктебеле», работает над мистификациями и переводит стихи Анри де Ренье, готовит книгу «Лики творчества», активно занимается живописью. При просмотре картин Волошина обращают на себя внимание надписи кистью внизу полотна. Кроме посвящений там встречаются стихотворные строчки. Одну из них мы находим на работе 1907 года в левом нижнем углу: «И низко над холмом дрожащий серп Венеры…». Эти строчки встречаются в стихотворении Волошина 1912 года: «Заката алого заржавели лучи/По склонам рыжих гор… и облачной галеры/Погасли паруса. Без края и без меры/Растет ночная тень. Остановись. Молчи.//Каменья зноем дня во мраке горячи.//Луга полынные нагорий тускло-серы…//И низко над холмом дрожащий серп Венеры,/Как пламя воздухом колеблемой свечи». На картине – «ночная тень», низко висит серп Венеры, он окружен ореолом, виден как будто через воздух, создается эффект дрожания.

Максимилиан Волошин вошёл в историю русской культуры как «гений места», великий Пан Коктебель, строитель и хозяин Дома Поэта, поэт-летописец эпохи. В 1903 году Волошин начал строить дом в Коктебеле. Он задумывался им в виде корабля: площадки и лестницы изображали соединённые трапами палубы, а в башне находилась художественная мастерская.

Предлагаю познакомиться с коктебельскими страницами жизни и творчества М. А. Волошина с помощью видеопрезентации «Коктебель Макса Волошина»

Этот «корабль» фактически стал первым в России домом творчества. Из 22-х комнат дома более 15 отводилось для гостей. Максимилиан Волошин принимал по 500-600 человек за лето. В доме живописца можно было получить бесплатный ночлег, еду, книги из огромной библиотеки и насыщенную духовную атмосферу. Когда приезжих было очень много, Волошин размещал их даже на втором этаже, часто уступая свои владения. Хозяин мог уступить гостям даже свою мастерскую, не оставался пустым и чердак. За проживание в доме никакой платы не взималось, но гости участвовали в ведении общего хозяйства. Чтобы встречать людей, Волошин начал продавать свои акварели. С полотнами он расставался без особого сожаления, называя их продажу «выходом художника в мир».

«Макс широченной улыбки и гостеприимства, Макс — Коктебеля» (М. Цветаева)

Дом поэта в разные годы посещали Максим Горький, Алексей Толстой, сёстры Цветаевы, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков. Здесь, у подножия горы Карадаг, творили Гумилев, Мандельштам и Айвазовский, а Марина Цветаева познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном. Говорят, что именно в особняке Волошина у Алексея Толстого возникла идея написать книгу «Приключения Буратино». На эту мысль писателя навела фигурка деревянного человечка, стоящая на подоконнике. В результате появилась русская версия сказки Карло Коллоди, которую любят тысячи детей.

Первая мировая война оставляет глубокий след в сознании Волошина: происходит переворот в живописной концепции, поэт начинает писать только акварелью, отвергая темперу и масло. Столь любимая акварельная техника Волошина в живописи отразилась и в его поэзии.

Волошин пишет монографию о В. И. Сурикове, работает над статьями об иконах. В статье «Чему учат иконы?» (1914), он подробно описывает хроматическую символику икон, а затем и просто цветов. С 1917 года Волошин начинает активно выставлять свои акварели. В январе появляются четырнадцать его рисунков в журнале «Мир искусства». Первые строки стихотворения «Старинным золотом и желчью напитал» взяты Волошиным для подписи картины 1917 года: «Старинным золотом и желчью напитал/Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры/Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры». Такой симбиоз акварели и надписи соотносим со стилем «фэн лю» (в нем сочетается и поэзия, и живопись) – характер единства поэзии и живописи Волошина сродни китайской и японской эстетике.

В «минуты роковые» истории Максимилиан Волошин не искал удобного убежища от бурь и треволнений. Он не покинул страну в тревожные годы ее. Революцию и Гражданскую войну Волошин встретил в Коктебеле. В своем доме он прятал красных от белогвардейцев, а белых – от красных. С его помощью Осипу Мандельштаму, арестованному белыми, удалось спастись от расстрела. Кроме того, Волошин помог избежать печальной участи Никандру Марксу – «красному генералу» и первому ректору Кубанского университета.

В 1918-м году в Москве выходит третий сборник стихов, «Иверни». Пережитые бури и треволнения прошли сквозь жизнь поэта , через его сердце. Он никогда не писал с такой страстностью, с такой взрывчатой силой, как в годы революционных потрясений и гражданской войны. Раньше он был мечтателем, книжником, гранильщиком строк, акварелистом слова, писавшим тонкой кистью. Сейчас его стихия — огонь. Он прошел «сквозь муки и крещенье совести, огня и вод». После 1918 года Волошин пишет поэмы, стихотворения о революции, читает публичные лекции.

Послушайте стихотворения «Неопалимая купина» (1919) и «На дне преисподней» (Памяти А.Блока и Н. Гумилёва) (1924) в авторском чтении.

В 1925 году Волошин начинает составлять автобиографию и работает над поэмой «Россия», а с 1926-го практически полностью отходит от литературной деятельности, пишет акварели и одаривает ими друзей.

Связь Волошина с Крымом была мистической и взаимной. Выступы скал Кара-Дага образовывали совершенно определённо человеческий профиль, напоминающий профиль Пушкина. После землетрясения 1927 года скала частично обрушилась – и многие начали утверждать, что профиль стал очень похож на Волошинский.

Волошин верил в обожествленность всех природных стихий, был «всебожным, всюдубожным», верил в духов земли, духов воды, духов неба, духов огня. Пантеизм Максимилиана Волошина был глубоким, гармонизирующим и наполняющим все окружающее его пространство. «А ты знаешь, Марина, что наша кровь — это древнее море…», — вспоминает Марина Цветаева из длинных разговоров и долгих хождений.

Поэт умер в Коктебеле 11 августа 1932 года и был похоронен здесь же. Могила Волошина находится на горе Кучук-Янышар, рядом с Коктебелем. Будучи в Коктебеле, многие туристы стремятся побывать на могиле Волошина, которая находится на вершине горы Кучук-Енишар, на высоте почти 193 метра над уровнем моря. Отсюда открывается потрясающий вид на живописную Коктебельскую бухту, величественный мыс Хамелеон и знаменитый Карадагский заповедник.

При жизни Волошин часто поднимался сюда, чтобы насладиться неповторимыми пейзажами своей Киммерии, и именно здесь завещал себя похоронить. Причём просил носить на могилу не цветы, а камешки: к такой идее его подтолкнул Александр Грин, который когда-то, пройдя из Старого Крыма в Коктебель, принёс поэту в подарок камешек – он хранится в Доме-музее Волошина с надписью химическим карандашом. Сегодня рядом с надгробием лежат целые россыпи различных камней, принесённых местными жителями и туристами. Многие пишут на них свои желания и верят, что творческий дух поэта поможет их исполнить.

Творческие достижения Волошина признавали многие видные литературные деятели. Однако, изданный скудными дореволюционными тиражами, он оставался поэтом, известным сравнительно небольшому кругу любителей. Многие подготовленные им работы не увидели света и до сих пор ждут публикации. Максимилиан Волошин — это обширный поэтический материк, до сих пор до конца не освоенный.

Волошин М. Собрание сочинений. В 13 томах /Максимилиан Волошин.— Москва: Издательство Эллис Лак, 2003-2015.

Настоящее издание — первое наиболее полное, научно комментированное собрание сочинений Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) — поэта, литературного и художественного критика, переводчика, мыслителя-гуманиста, художника. Оно издавалось под эгидой Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (2003- 2015) и подготовлено ведущими волошиноведами В. П. Купченко и А. В. Лавровым.

Сегодня, как и много раньше, Коктебель полностью отождествляется с именем Максимилиана Волошина. Невероятной широты душа поэта и художника, гостеприимно распахнутая всему новому, навсегда осталась в Крыму… Дом-музей Волошина является частью музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» и именно он все годы поддерживал литературные традиции Коктебеля. Как минимум дважды в год — в мае во время традиционных «Волошинских чтений» и в начале осени на «Волошинский сентябрь» — в посёлок съезжаются поэты, писатели, учёные, общественные деятели, журналисты и просто люди, увлеченные искусством, со всей России. Поэты читают стихи на открытом воздухе, проводятся мастер-классы по поэзии. Благодаря Максимилиану Волошину творящая личность стала мыслиться «универсальным художником», владеющим или старающимся овладеть всеми языками искусства, а поэты и писатели стали смело заимствовать арсенал художника, вписывая в стихотворение цветовую палитру.

Подготовила ведущий библиотекарь А. В. Жукова