Мемориал памяти

Уважаемые читатели! 11 августа 1942 года — трагическая дата в истории Дона.  Летом 1942-го это место стало братской могилой для десятков тысяч жертв фашизма. В августе 2022 года исполняется уже 80 лет трагедии на Змиевской балке. В Ростове- на -Дону в последний месяц лета традиционно вспоминают страшные события 11–13 августа 1942 года на территории Змиевской балки. К мемориальному комплексу в Змиевской балке в эти дни приходят люди, чтобы поклониться жертвам великой и страшной войны, почтить их память и высказать слова благодарности победителям. Это трагическая страница нашей истории. Это наша священная память. Приглашаем вас на час истории «Мемориал памяти».

Память о Великой Войне ХХ века, ее героях и жертвах, мы храним вот уже больше 70 лет. Ведь Великая Отечественная война — это испытание, которое было дано всему советскому народу, и он его с честью выдержал, к сожалению, ценой огромного количества человеческих жизней.

Событиям Великой Отечественной войны посвящено большое количество памятников и мемориалов на территории всего бывшего Советского Союза. Память погибших воинов и мирных жителей увековечена в них. Их истории впечатляют и заставляют прочувствовать всю боль и трагедию происходившего в 1941—1945 годах.

На ростовской земле существует мемориал памяти жертв геноцида нашего народа во время Великой Отечественной войны. Он установлен в память о расправе, учиненной фашистами над местными жителями в августе 1942 года. 11 и 12 августа 1942 года нацистами на Змиёвской балке были убиты около 27 тысяч человек. Согласно акту Чрезвычайной государственной комиссии, от 15 до 18 тысяч человек были евреями. Также здесь были уничтожены люди других национальностей, советские военнопленные, участники подпольных антифашистских организаций, тяжелобольные пациенты ростовских больниц. Много горя, боли, страданий…

 Сторож Змиёвской Балки
  
 Когда все преступленья замолятся?
 Ведь, казалось, пришла пора.
 Ты ответишь ли, Балка Змиёвская?
 Ты ведь Бабьего Яра сестра.
  
 Под землей столько звуков и призвуков,
 стоны, крики схоронены тут.
 Вижу — двадцать семь тысяч призраков
 по Ростову к той балке бредут.
  
 Выжидающе ястреб нахохлился,
 чтобы выклевать чьи-то глаза.
 Дети, будущие Михоэлсы,
 погибают, травинки грызя.
  
 Слышу всхлипывания детские.
 Ни один из них в жизни не лгал.
 Гибнут будущие Плисецкие,
 гибнет будущий Марк Шагал.
            . . . . . . . . . . . . .
                 Евгений Евтушенко

Как известно, Ростов был оккупирован немецко-фашистскими войсками дважды. Во время первого захвата города эсэсовцы дивизии «Лейбштандарт Адольф Гитлер» убили несколько сотен человек. Однако организовать массовое истребление мирных жителей фашисты не успели. Все изменилось во время второй оккупации.

Ростов был взят 24 июля 1942 года. По городу фашисты расклеили плакаты и листовки. Самая популярная: «Гитлер — освободитель». Были также карикатуры на Сталина. Например, огромный рисунок, на котором руководитель СССР был изображен как огородник, стоящий у шалаша.

Согласно воспоминаниям М. Вдовина, немцы сразу вывесили приказы: за хранение оружия — расстрел, за неподчинение оккупационным властям — расстрел, все евреи должны были пройти перерегистрацию. А. Карапетян вспоминал:

«На следующий день немцы повесили везде плакаты: «Жителям города Ростова-на-Дону. За каждого убитого немецкого солдата будут расстреляны 50 жителей. За каждого убитого немецкого офицера будут расстреляны 100 жителей. Комендант города оберфюрер такой-то.» Второй плакат: «Все жители еврейской национальности должны носить желтые повязки. За неподчинение коменданту они будут расстреляны“».

В 2006 году писатель, доктор филологических наук, профессор ЮФУ Владислав Смирнов издал книгу «Ростов под тенью свастики», в которой воспоминания свидетелей оккупаций выстроены в хронологическом порядке. Там приведены мемуары В. Галустян:

«Я видела колонну наших военнопленных, которые шли по городу в первый день оккупации. Это были евреи. Их немцы выделяли в особые группы сразу после пленения наших частей. На спинах у них была какая-то цифра, по-моему, единица. Эту колонну я видела на углу Кировского и Большой Садовой. Женщины бросали им хлеб. А немцы прогоняли их и кричали: «Юде! Юде!»

Программа Национал-социалистической партии Германии включала в себя антисемитскую идеологию, обоснованную Гитлером ещё в 20-м году. После прихода его к власти эта идеология стала государственной. Первой её жертвой стала еврейская община Германии, насчитывающая в то время около 500 тысяч человек. Создания лагеря смерти Освенцим, массовые казни евреев в киевском Бабьем яру, Змиевской балке Ростова-на-Дону – это не полный перечень мест, где массово убивали евреев и людей других национальностей. Впоследствии евреи назвали это холокостом. Слово в переводе с греческого обозначает «всесожжение», «уничтожение огнём». Холокост, проводимый нацисткой Германией – это только одна из самых страшных страниц истории. Расстрел евреев в Змиевской балке Ростова – это одна из страниц в холокосте.

1 августа немцы организовали еврейский совет, который состоял из одного человека — доктора Григория Лурье. В первом воззвании сообщается об обязательной регистрации, начиная с 14 лет, всех евреев города Ростова. Совет старейшин просит оказывать полное содействие немцам, даёт некоторого рода гарантии, сообщает, что все будет проходить под наблюдением членов совета. Всего зарегистрировались чуть более 2000 человек.

Через несколько дней советские военнопленные по приказу фашистов вырыли большие ямы, размером 5×7 м и глубиной 3 м и рвы недалеко от поселка 2-я Змиевка на северо-западной окраине города.

Фрагмент из рассказа Александра Кравченко «Змиёвская балка».

«5 августа 1942 года. Утро. Вереница грузовых машин выехала в бескрайние степи Ростовской области. Машины были накрыты брезентом, из-под полы тентов виднелись только дула «шмайсеров». Машины двигались единой колонной, когда они доехали до назначенного места фрицы соскочили на землю через задние борта кузовов грузовиков Opel Blitz 3.6-36S. Они быстро сорвали брезентовые тенты и на свету августовского знойного солнца показались забитые живые трупы советских военнопленных. Люди были измучены не только духотой царившей под тентами, но и голодом, который пробирал их изможденные лица, уродуя болевыми гримасами».

«8 августа 1942 года. Вечер. Некогда нетронутое человеком степь была перерыта вдоль и поперёк рвами и траншеями. Копающие их люди, не могли даже представить для чего могут понадобиться подобные сооружения. Если раньше вдоль городов строили земляные валы и канавы с водой, для создания преграды пехотинцам, то сейчас при создании самолетов, способных нести на себе смертельное оружие; при создании десантных батальонов, способных в любой момент спрыгнуть с парашютом, в любой точке мира, насколько им позволит топливный бак самолета. Недоумение строящих увеличивалась с каждым метром этой бессмысленной работы. Но никто, даже не думал поднять этот вопрос перед фрицами, все ждали своего часа, когда всё разъяснится».

8 августа после окончания работ 300 военнопленных были расстреляны в вырытых ими же рвах и ямах.

11 августа пришёл черёд еврейского населения Ростова-на-Дону. Второе воззвание призывало людей для их защиты от местных жителей взять все деньги, ценности, ручной багаж и явиться на пункты регистрации. При любом неповиновении ответственность с Совета старейшин снимается и ложится на совершившего его. То есть это можно понимать, что при подчинении ответственность за людей берёт на себя Совет. Кому люди должны поверить? Конечно же, тем, кого они хорошо знают. В данном случае еврейскому Совету старейшин. Этим можно объяснить и то, что люди безоговорочно пошли на регистрацию, а впоследствии и на казнь, выполнив все предписания.

Многие евреи отказывались верить в то, что немцы будут их уничтожать. Они считали, что немцы – это культурный европейский народ. Все страшилки, которые о них рассказывают не более чем советская пропаганда. Ведь ростовские евреи ещё помнили первую оккупацию Ростова немцами в 1918 году. В. В. Смирнов в книге «Ростов под тенью свастики» приводит воспоминания стариков, которые пережили ту шестимесячную оккупацию Ростова в 1918 году. Вот что эти старики рассказывали: «Это были тогда совсем другие немцы. С теми можно было поговорить по-человечески, общаться, как с людьми. Эти же были зверями в человеческом облике. Вот как их смог «перевоспитать» Гитлер».

Люди шли, не предполагая ту участь, которая их ожидала. Страшно представить, о чём думали отцы и матери, ведя за собой детей. Одна вина на всех была в том, что они евреи. Люди шли молча, до последней минуты надеясь, что не может совершиться высшая несправедливость.

Одной из жертв стала Сабина Шпильрейн, известный психоаналитик с мировым именем. В «Книге памяти» Инны Шварцман приводятся факты, говорящие о том, что друзья Сабины предлагали ей и её дочерям выправить документы, в которых бы указывалась, что она и ее дочери армянки. И фамилию ей предлагали взять армянскую. Но Сабина Шпильрейн, прожившая значительную часть жизни в Германии, будучи ученицей Юнга и Фрейда, заявляла друзьям, что она как никто другой знает, что немцы не способны на те преступления, в которых их обвиняют. Она ошибочно полагала, что это советская пропаганда делает из фашистов зверей в человеческом обличии. К несчастью, это была роковая ошибка. Как и многие другие тысячи жертв, Сабина Шпильрейн и ее дочери закончили жизнь в Змиевской балке.

В статье кандидата исторических наук Елены Войтенко «Нацистский геноцид в Ростовской области» подробно описывается, как 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. При этом на подходе к местам сбора немецкие офицеры были крайне любезны: улыбались, помогали женщинам донести поклажу, трепали по щечкам детей. Все менялось за воротами – грубость, окрики, толчки в спину. Вещи, деньги, ценности отбирали сразу. К тем, кто не явился на «переселение», были направлены машины с полицейскими.

Конечно, немногочисленному количеству евреев удалось спастись. Об одной такой счастливой истории рассказывал Л. Григорьян, отец которого был армянином, а мать – еврейкой. Женщина две недели пряталась в погребе другого дома, по ночам ей носили еду. Все понимали, что так долго не могло продолжаться. Однако, чтобы выйти из Ростова, нужен был паспорт с особой отметкой. Для этого был сделан липовый паспорт. Женщина ушла из Ростова в хутор Алексеевку к родственнице и там жила.

В начале 1950-х годов в устье Змиёвской балки, вблизи дороги, установили два памятника из временных материалов: обелиск и тиражную скульптуру «Клятва товарищей».

Сейчас в месте массовой казни находится мемориал «Змиевская балка». Открыт он был в 1975 году. Мемориал в Змиевской балке городские власти решили построить к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. В авторскую группу вошли ростовские скульпторы Николай Аведиков, Евгения и Борис Лапко, архитекторы Норальд Нерсесьянц и Рубен Мурадян. К работе приступили 8 марта 1975 года. Задача была — построить мемориал ко Дню Победы, то есть всего за два месяца. Одновременно с мемориалом делали и автодорогу с известным каждому ростовскому водителю «серпантином» (до этого по старой дороге Темерничку приходилось переезжать вброд). Оба объекта сдавались одновременно.

Памятник в Змиевской балке получился одним из наиболее выразительных мемориальных ансамблей Ростова. В центре скульптурной композиции авторы поставили 16-метровую фигуру Матери, с поднятой вверх рукой. Рядом с ней фигура красноармейца, который протягивает руки, связанные колючей проволокой. За женщиной спрятался ребенок. Композиция отличается экспрессивностью: в фигурах людей нет страха смерти, а есть протест, и ненависть к фашизму…

 В центре мемориального комплекса «Памяти жертв фашизма» в глубине балки расположена бетонная скульптурная группа «Жертвы расстрела». Перед ней могила «Сердца павших бьются» в виде метронома, отбивающего ритм биения сердца. Рядом расположен Вечный огонь — плита с отлитым из металла венком.

От скульптуры через всю балку ведет Аллея скорби прямо к смотровой площадке, расположенной у дороги на улице Доваторов. Вдоль аллеи установлены шестиметровые пилоны — надписи, которые звучали призывом для советского народа к борьбе с неприятелем: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», «Все для фронты, все для победы!», «Стоять насмерть! Ни шагу назад!» — таков приказ Родины», «Мы не выпустим меч из своих рук до полного уничтожения фашизма», «Наше дело правое — мы победили».

Под смотровой площадкой, откуда открывается прекрасный вид на весь мемориал, расположен зал, в котором все желающие могут ознакомиться с историей трагических событий, происходивших в Ростове-на-Дону в годы Великой Отечественной войны. Здесь на витринах располагаются раритетные предметы времен гитлеровской оккупации, включая листовки, которые фашисты распространяли среди еврейского населения.

В 90-е годы этот комплекс пришёл в упадок, но в 2009 году его отреставрировали, и он вновь приобрёл прежний вид. Сегодня это памятное место стало одной из главных достопримечательностей Ростова-на-Дону. Сюда приезжают почтить память жертв фашистов как местные жители, так и туристы из других городов и стран.

Предлагаю подробнее ознакомиться с трагедией 1942 года и мемориалом с помощью видеопрезентации «Трагедия и память Змиевской балки».

Трагедия Змиевской балки нашла отражение в художественной литературе.

Мемориал в Змиевской балке, посвященный памяти расстрелянных в годы Великой Отечественной войны ростовчан, отражен в прозе ростовского писателя П. А. Шестакова. Роман «Взрыв» вышел в 1979 году в Свердловске и Ростове, а несколько позже и в Москве. За это произведение П. А. Шестаков был удостоен премии Союза писателей РСФСР. Роман посвящен советским подпольщикам, сражавшимся против фашистских захватчиков в годы минувшей войны. В романе «Взрыв» уделено пристальное внимание нравственно-этическим, моральным проблемам, связанным с памятью о борьбе с фашизмом. Композиция романа, постоянно переносящая читателя в современность, помогает ему ощутить ту неразрывную связь, которая существует между погибшими и ныне живущими.

«Последний дом микрорайона мелькнул справа, и машина вырвалась на обширное, еще не застроенное пространство. Таким оно показалось Лаврентьеву в первые секунды, но он тут же понял, что пространство это — не пустырь, дожидающийся команды на застройку, а нечто организованное рядом сооружений, которые он воспринял сначала по от­дельности и лишь потом объединил в целое, в ансамбль, спускавшийся слева от шоссе в воронкообразную обширную котловину, некогда естественную, а теперь заметно подправленную человеческими руками — склоны заботливо одеты ярким, непривычным для сухого юга дерном, по краю их опоясывали ровные ряды недавно высаженных деревьев. И из-за этих деревьев вдруг вырвалась, ударила в глаза Лаврентьеву огромная скульптура, поднявшаяся со дна котловины. Три бетонные, грубо обработанные фигуры серыми глыбами застыли там в предсмертной муке: солдат вскидывал над головой обмотанные колючей проволокой руки, сраженный, лежал старик и женщина прижимала к груди поникшего ребенка».

Шестаков П. А. Взрыв: роман // Павел Шестаков : Собрание сочинений [В 7 т.] Т. 6: Взрыв. — Москва: Остожье, 1994. — С. 13-15.

Мемориалами, как этапными вехами, полнится российская земля и людская память. Так навечно остаются в истории важнейшие события, забывать о которых мы не имеем права. Мы должны хранить историю, которая была написана много лет назад, и передавать ее своим детям. Мемориалы — это память и гордость каждого народа и каждого государства. Они помогают нам сохранить уважение к самим себе, быть лучше и честнее; способствуют воспитанию гордости за свое Отечество.

 Отгремела война...
 Отпылали пожарищ зарницы,
 И над крышами хат –
 Журавлиный простор голубой.
 Только память одна,
 Словно книги листая страницы,
 Нас уводит опять за собой. 

В заключение нашего мероприятия предлагаю к просмотру театральную постановку по стихотворению Е. А. Евтушенко  «Сторож змиевской балки»  на международный заочный КОНКУРС «Узнай Россию. Донское слово».

Подготовила ведущий библиотекарь А. В. Жукова.