Мир Аксакова — мир добра и любви

Здравствуйте, дорогие друзья!  Сегодня мы приглашаем вас в литературный салон, посвященный  жизни и творчеству  русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Писатель самобытного и глубоко национального таланта, он создал произведения, стоящие в ряду самых выдающихся достижений русского реализма  XIX века. Произведения Аксакова – «это сама жизнь, рассказывающая про себя».   

С. Т. Аксаков является автором таких произведений художественной прозы как «Записки об уженье рыбы» (1847 г.), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.), «Семейная хроника» (1856 г.), «Детские годы Багрова — внука» (1858 г.), стихов, таких как: «Вот родина моя…», «Уральский казак», «Послание к брату», «Послание в деревню» и других. Сергей Аксаков написал две сказки, одна из которых всеми любимый «Аленький цветочек», от которой веет такой добротой и неподдельными чувствами, что сразу становится понятно, каким чудесным талантом обладал Сергей Тимофеевич Аксаков.

Предлагаю вам познакомиться с основными фактами его биографии с помощью видеопрезентации

Говоря о творчестве Аксакова, хочется отметить, что многие его произведения  посвящены Оренбуржью, «моей прекрасной родине»,  — как говорил сам писатель.

 Вот родина моя…  Вот дикие пустыни!..
 Вот благодарная оратая земля!
 Дубовые леса, и злачные долины!
 И тучной жатвою покрытые поля! 

Родился  Сергей Тимофеевич Аксаков 1 октября 1791 года в городе Уфе. Его детские годы проходили  в этом городе, а также в дедовском имении Ново – Аксакове, в простоте и безыскусственности сельской жизни, открывшей Сереже  красоту природы и сформировавшей доброту и мягкость его души, способность привязанности и любви.  Слуги рассказывали ему народные сказки, пели песни, и играли в незамысловатые игры. Однажды Сережа заболел, и чтобы развлечь ребенка, ключница Пелагея рассказала ему историю об Аленьком цветочке. Аксакова так впечатлило услышанное, что спустя много лет он записал историю по памяти.

Способность видеть, слышать, понимать мир зарождается и формируется у Аксакова в родительском доме. Отец – Тимофей Степанович Аксаков – принадлежал к старинной дворянской не очень богатой семье, служил чиновником в Уфимском уездном суде. Сергей унаследовал от отца страсть к общению с природой. Лодка, удочка, а вскоре и ружье начинают заполнять досуги мальчика. Мария Николаевна, урождённая Зубова, мать Аксакова, была женщиной образованной, умевшей ценить роль культуры в формировании личности. Мария Николаевнам следила за новинками литературы, вела переписку со многими   видными современниками, среди которых можно назвать выдающегося просветителя Николая Ивановича Новикова.

В декабре 1799 года родители привозят мальчика в Казань. В январе 1801 года его принимают в Казанскую гимназию, но расставание с родными, особенно с матерью, оказалось не под силу впечатлительному мальчику: он заболевает, и Мария Николаевна забирает его домой в деревню. Самое памятное воспоминание осталось у него, с каким он въезжал в Аксаково, вместе с матерью, забравшей его больного из Казанской гимназии. Беспрестанно спрашивал кучера скоро ли будет деревня. И вот, наконец, тот, сказал, наклонясь к оконцу: «Вот ваше Аксаково как на ладонке».

Лишь весной мальчик зачисляется в гимназию, теперь уже в качестве вольноприходящего. Воспитанием Аксакова много занимался  преподаватель гимназии Г.И. Карташевский. Он руководит чтением  Аксакова, выписывает множество книг: сочинения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева и многих других.  Читательские интересы Аксакова формируются, прежде всего, под воздействием литературы XVIII века.

Позднее, во время обучения в Казанском университете, у Аксакова возникает потребность в литературном творчестве. Первые произведения Сергея — романтические стихи, появившиеся на страницах студенческих журналов. По совету учителя Карташевского Аксаков в январе 1807 года оставляет университет. После недолгого пребывания в Оренбургской губернии  обосновывается в Петербурге, где с начала 1808 года зачисляется переводчиком в «Комиссию по составлению законов». В  это время он начинает писать стихи.

Суровое время войны 1812 года Аксаков пережил в деревенской тиши Оренбургской губернии, в одном из своих поместий. В 1816 году он женился на Ольге Семеновне Заплатиной. Женился по страстной любви. Оленька Заплатина, или Оллина, как он ее называл, была моложе его на год. Она жила вместе с отцом, суворовским генералом, на окраине Москвы, близ Донского монастыря.

В 1843 году Аксаков приобретает имение Абрамцево под Москвой, и с этого времени их семья, в зависимости от времени года, живёт то в Москве, то в подмосковном имении. Два рая земных дано было ему познать в жизни: Аксаково – колыбель детства, где ему открылись глаза на «чудеса природы», и Абрамцево – пристанище его последних 14 лет, насытившие его радостью общения с природой.

Семья писателя была многодетной, у супругов подрастало десять детей. Из Аксакова получился замечательный отец, любящий и заботливый. Аксаков любил общаться со своими детьми. Самое важное, что они получили от него — это жажда знаний и терпимость к другому человеку. Трое из многочисленных наследников писателя впоследствии стали видными учеными в славянофильском направлении. Сын Иван — известный публицист, дочь Вера — общественный деятель, еще один сын, Константин— историк и языковед.

В середине сороковых годов Сергей Тимофеевич задумывает написать книгу «Записки об ужении рыбы», он их  назвал «простыми записками страстного охотника». Успех побудил писателя продолжить тему. Вторая книга «Записки ружейного охотника» стала еще более глубокой и страстной в плане изображения природы, животных и эмоций охотника. Произведение получило высочайшие оценки критиков, писателей и простых читателей.

Иван Тургенев выказал об этой книге хвалебные отзывы, он сказал, что такой книги еще не бывало. Сам Аксаков мало реагировал на хвалебные отзывы, он не гнался за славой, писал просто для себя. Творчество помогало писателю отвлечься от насущных проблем, как семейных, так и денежных, которые с каждым годом подступали все ближе.

Пятидесятые годы – наиболее плодотворный период в творческой судьбе Аксакова. Это время создание книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова – внука». Воспоминания Аксакова о своей семье, оформленные в виде пяти отрывков, каждый из которых – законченное изложение отдельной истории из жизни семьи Багровых. Автор нарисовал яркую картину русской помещичьей жизни, деревенской и городской, конца 18 – начала 19 века и поэтически изобразил детство и отрочество молодого человека, щедро одаренного, мыслящего, пытливо всматривающегося в окружающий его мир, влюбленного в родную природу.

«Семейная хроника»  появилась, когда Россия после поражения в Крымской войне вынуждена была оставить Севастополь и затопить Черноморский флот. Страна пребывала в унынии, в обществе происходило столь знакомое нам смешение всех понятий о добре и зле. И вот в этот плачевный для русского народа момент появляется книга, похожая скорее на длинное ободряющее письмо, чем на литературное произведение. В ней нет никакого прямого отклика на события современности, но «Семейную хронику» расхватывают, жадно читают, передают из рук в руки.

Книга поразила и самых искушенных знатоков литературы. «Семейной хроникой» очарованы Тургенев, Толстой, Достоевский… Люди слишком устали от плохих новостей, от давящего официоза, им захотелось тех слов, которыми багровские крестьяне в «Семейной хронике» встречают только что обвенчавшихся молодых – «простых слов усердия и любви». Позднее в «Семейной хронике» найдут психологический и семейный роман с тончайшими чувствами героев. В книгах Аксакова люди находят то, что кажется уже истребленным вокруг, – поэзию природы, ощущение защищенности в теплом доме, простоту и добродушие семейных отношений.

Марина Цветаева до конца жизни с благодарностью вспоминала о спасительном блаженстве, которое она испытала, читая «Семейную хронику» в холодной и голодной Москве 1921 года. Она говорила, что это было спасение «внутрь себя, под веки, в глубь собственной груди, в свой единственный дом – Душу…» Она увидела, что аксаковская хроника – «не витрина музея… это живая, живучая и певучая русская молвь, такая как она поет еще в далеких деревнях…»

Повесть  «Детские годы Багрова – внука» была закончена в июне 1857 года. Это произведение в значительной степени автобиографичное. «Детские годы» начинаются с «отрывочных воспоминаний», когда мальчик был ещё совсем маленьким. Мир человеческих отношений подчас слишком сложен, непонятен для детского сердца.   Серёжа  видит разность отца и матери. Улавливает особую атмосферу дома богатой тётки. Мальчик чувствует ложь слуг, скрытность деревенского старосты и многое другое, что может уловить лишь особо чувствительный и  восприимчивый ребёнок.

Изображение природы в творчестве Аксакова занимает особое  и очень важное место. В этом произведении природа чрезвычайно активный элемент повествования. Она наставница Серёжи, она влияет на формирование его души. Душа мальчика Серёжи открыта буквально всем впечатлениям бытия. Он впитывает в себя малейшие движения жизни природы. Яркие впечатления детства: это и первая рыбалка, и поход в соседний лес за грибами и ягодами, первый ледоход и многое другое.

Аксаков также стал автором рассказов о природе для самых маленьких читателей. Дети с удовольствием слушали рассказы «Знойный полдень», «Гнездо», «Ледоход», «Начало лета».

В октябре 1857 года Сергей Тимофеевич переехал в Москву. На шестом десятке болезнь все больше давала о себе знать. В возрасте 53 лет он стал терять зрение, лишившись вскоре одного глаза. Аксаков вынужден был большую часть времени вести сидячую жизнь, к чему он был так не привычен, и что тяжело действовало на него. Весной 1858 года болезнь усилилась, причиняя ему жестокие мучения. 30 апрея 1859 года, в третьем часу по полуночисатель скончался. В воскресение 3 мая в церковь св. Бориса и Глеба, где отпевали покойного, проститься с ним пришли его многочисленные друзья. С. Т. Аксаков нашел свое упокоение недалеко от восточной стены трапезной Никольской стены Симонова монастыря . В 30-х годах в связи со сносом Симонова монастыря останки Аксакова были перенесены на кладбище Новодевичьего монастыря. Над могилой был воздвигнут беломраморный крест со стихами певца.

Создатель обширной галереи художественных образов, вдохновленный природой поэт, тончайший знаток русского слова — Сергей Тимофеевич Аксаков является неотъемлемой частью нашей великой национальной культуры.