Музей на Дворцовой набережной

Уважаемые читатели и посетители нашего блога! В 2022 году Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге, одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, исполняется 170 лет. Эрмитаж – это сама история, сама красота и само величие Искусства в историческом и вселенском масштабе. На часе истории «Музей на Дворцовой набережной» вы познакомитесь с историей и коллекциями Эрмитажа. А так как 2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия, вам будет интересно узнать о памятниках народного прикладного и декоративного искусство в собрании Государственного Эрмитажа.

В самом сердце города , на Дворцовой набережной, находится Зимний дворец. Дворцовая площадь и Зимний дворец и образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

Музей начал свою жизнь как частное собрание русских царей. Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Частное собрание Екатерины II явилось началом Эрмитажа. При императоре Николае I, в 1852 году, музей впервые открыл свои двери для широкой публики. С этого времени музей Эрмитаж празднует свой день рождения.

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и прочие.

В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики. Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

При Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей. В предыдущие десятилетия эта привилегия была доступна лишь избранным, по особому разрешению. Например, Пушкин сумел попасть в залы только благодаря рекомендации Жуковского — наставника цесаревича.

17 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Общедоступного Императорского музеума. К семи часам вечера 481 приглашенный прибыл в Эрмитажный театр, где была представлена опера-буфф Доницетти «Дон Паскуале» и балет Пуни «Катарина, дочь разбойника». Около полуночи представление закончилось и гости отправились в Новый Эрмитаж, где их ждала экспозиция и торжественный ужин при тысяче свечей. Столы были накрыты в зале картин итальянской школы на 156 персон, в зале картин испанской школы на 200 персон, в зале Рубенса и Ван Дейка.

Николай I внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа: был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Во второй половине XIX века важными источниками пополнения фондов становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в советской России

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Канова «Три грации»

К сожалению, в результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Поль Сезанн «Берег Марны»

В настоящее время

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной: Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли; Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад; Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена; Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова; Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I; Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки: Запасной дом Зимнего дворца; Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Предлагаю вашему вниманию видеопрезентацию, которая поможет вам расширить свои знания об истории Эрмитажа.

Русская культура в залах Эрмитажа

В залах II этажа Зимнего дворца разместились коллекции самого молодого отдела музея — отдела истории русской культуры, основанного в 1941 г., когда все фонды Государственного музея этнографии народов СССР были переданы в распоряжение Эрмитажа. Именно в это время формируется современная структура собрания древнерусского декоративно-прикладного искусства в Эрмитаже. В течение нескольких десятилетий сотрудники Государственного Эрмитажа систематически участвовали в экспедициях по выявлению и сбору памятников русской культуры и искусства. Внимание привлекали как иконы, рукописные и печатные книги, так и произведения народного творчества.

Залы Русской Культуры в Эрмитаже — это взгляд через столетия в прошлое. Настоящие реликвии, достояние страны. Коллекции древнерусского декоративно-прикладного искусства, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, начали формироваться ещё при жизни Петра I. В одном из первых императорских указов Петра всем чинам и сословиям предписывалось собирать, охранять и передавать в государственные учреждения все найденные в земле предметы старины: окаменелости, монеты, орудия труда, украшения и прочее.

В настоящее время в нем развернуты следующие выставки: «Культура древней Руси VI—XV вв.», «Культура Московской Руси XV—XVII вв.», «Русская культура первой четверти XVIII в.», «Русская культура середины и второй половины XVIII в.»

Древнерусское прикладное и декоративное искусство XI — XV веков в собрании Государственного Эрмитажа в основном представлено коллекциями мелкой пластики, глиптики, торевтики, литья, резьбы по кости и дереву. Это материалы VIII-X веков из Старой Ладоги: украшения, изделия косторезов, железные предметы, ткани, керамика, стержень с рунической печатью, антропоморфные фигурки, лыжа, кожаная обувь. Коллекция женских украшений XI-XIII веков: височные кольца, ожерелья, бусы, металлические бляшки из Перещепинского клада. Ладожский клад кузнечных и ювелирных инструментов VIII века: бронзовый стержень со скульптурной головой мужчины и с повернутыми к нему птичьими головками, предметы из кости, относящихся к X веку. Коллекция ладожских шерстяных, льняных и шёлковых тканей, в которых отражены традиции древнерусских техник крашения полотна, оргаментации. Коллекция художественных изделий из бронзы, серебра, золота – Шолоховский, Невельский и Боршевский клады XI-XIII веков.

Фонды памятников народного искусства сформировались и выросли главным образом в последние два десятилетия. Отдел ежегодно отправляет экспедиции в различные области Советского Союза по сбору памятников художественного творчества народных мастеров. В экспозиции находится большое число предметов искусства русских ткачих и вышивальщиц, керамистов и резчиков по дереву.

Традиционное искусство холмогорских косторезов представлено в коллекции (более 1000 предметов) редчайшими произведениями работы О. X. Дудина, Н. С. Верещагина, художника, скрывающегося под монограммой АД, а также изделиями многочисленных безымянных мастеров. Одним из самых больших считается собрание русской мебели конца XVII — начала XX века (свыше 12000 предметов). Особо интересны гарнитуры, исполненные по рисункам крупнейших архитекторов — Ч. Камерона, Д. Кваренги, К. И. Росси, В. П. Стасова, Л. Руска, а также работы известных петербургских мебельщиков — X. Мейера, Г. и П. Гамбсов, А. Тура, И.Старчикова, В. Бобкова и других.

Замечательны по своему художественному и историческому значению разнообразные ткани и костюмы, которых насчитывается свыше 20000 предметов. Особый интерес вызывает коллекция костюмов от времени Петра I, то есть от конца XVII века и до 1920-х годов. Она содержит уникальные образцы мужского, женского, придворного и военного платья, народной одежды. Здесь представлены работы крупнейших русских и иностранных фирм и модельеров: Ф. Борта, Н. Ламановой, Пакена, Дусе, Бризака и других. Кроме костюмов, сюда включены различные образцы русского ткачества XVI — XX веков: кружева, изделия из бисера, стекляруса, женские головные уборы, шарфы, шали. Среди последних выделяются так называемые «колокольцовские» шали, пользовавшиеся всемирной известностью и изготовлявшиеся только в России.

В зале 173, вы увидите вазы из слоновой кости с удивительно тонкой резьбой и уникальные изделия из стали работы тульских мастеров.

В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат имеет огромную ценность, художественную и историческую. Но Эрмитаж признан одним из главных музеев мира не только за свои коллекции, но и за то, что выполняет свою главную миссию – воспитывать хороший вкус, формировать своей деятельностью честь нации, находиться на передовых рубежах защиты культуры.

Познакомьтесь с книгами об Эрмитаже с помощью виртуальной выставки «История Эрмитажа в книгах».

Эрмитаж — это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. На вопрос, сколько времени понадобится для ознакомления с коллекциями музея, можно ответить так: на это понадобится вся жизнь, потому что каждая новая встреча даже с уже знакомым памятником всегда открывает в нем нечто новое, незнакомое. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Таково свойство настоящего, истинного искусства.

Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.