ПО СЛЕДАМ А. ГЛАДКОВА

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Рады приветствовать вас на нашей литературной панораме, посвященной жизни и творчеству Александра Константиновича Гладкова.…О его биографии известно совсем немного. Александр Константинович родился 30.03.1912, в городе Муром  — драматург, киносценарист. Семья его состояла из потомственных интеллигентов. Отец — инженер, в годы Первой мировой войны — офицер русской армии, городской голова Мурома. Мать — из семьи врачей, закончила Александровский институт в Москве. Долгими зимними вечерами она читала детям русскую и зарубежную классику, привила им интерес к театру. Окончив школу в Москве, Гладков регулярно печатает рецензии на театральные постановки, сближается с такими же юными энтузиастами искусства — А. Арбузовым, В. Плучеком, Э. Гариным и др. Особенно привлекает Гладкова театр Вс. Мейерхольда, работать в котором он начинает с 1934, занимая различные должности. Он мечтает быть «Эккерманом» при Мейерхольде» — ведет подробные записи, в которых обожание и восторг не исключают и трезвых оценок увиденного. С этого времени главным делом своей жизни Гладков будет считать создание книги о своем кумире.

Героическую комедию в стихах «Давным-давно» (1-е название — «Питомцы славы»; премьера состоялась 7 ноября 1941 в осажденном Ленинграде) ставили фронтовые бригады и театры в тылу. В День Победы, 9 мая 1945 года, спектакль шел в БДТ им. М. Горького. Пьеса о героическом 1812 была не просто «созвучна по проблематике», она помогала верить в победу.

Кроме того, Эльдар Рязанов («Карнавальная ночь», «Служебный роман») написал сценарий к «Гусарской балладе» в паре с драматургом Александром Гладковым на основе его пьесы «Давным-давно». Фильм «Гусарская баллада» 1962 года по праву считается одним из самых неповторимых творений режиссера Эльдара Рязанова. Картина стала не только хорошей комедией, но и творческим дебютом никому неизвестной тогда Ларисы Голубкиной. Огромный вклад в создание фильма сделали художники Геннадий Мясников и Михаил Богданов, которые буквально на пустом месте воссоздали атмосферу старинного родового гнезда Азаровых, а потом шли еще на множество хитростей, чтобы безошибочно воссоздать атмосферу показываемой эпохи. Фильм «Гусарская баллада» на протяжении многих лет неизменно остается в сердцах у зрителей, как и подобает настоящей классике кино.

Песня «Давным-давно» была написана композитором Тихоном Хренниковым в 1942-ом году для одноименного спектакля. Однако широкую известность она получила благодаря картине Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» спустя 20 лет. Предлагаем насладиться лихими гусарскими куплетами, автором которых является А.К. Гладков.  

По сценарию Александра Гладкова был поставлен советский биографический художественный фильм «Зеленая карета» (1967 год), в основе сюжета фильма — трагическая судьба известной русской актрисы из Петербурга первой половины XIX столетия Варвары Асенковой.

«Невероятный Иегудии́л Хлами́да» — советский телевизионный художественный фильм (1969 год), где сценаристом являлся А. Гладков. Фильм рассказывает о начале творческого пути писателя Максима Горького. Приехав в провинциальный город Самару, Алексей Пешков публикует один за другим обличительные фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. Приобретает врагов, друзей, становится знаменитым литератором и уезжает в Москву.

1 октября 1948 года Гладков был арестован по обвинению в хранении антисоветской (а вернее, признанной за таковую) литературы. От Гладкова требовали «отречения» от Мейерхольда, но Гладков остался верен человеку, которого называл своим учителем. Не отказался Гладков и от арестованного в 1937 году брата — посылал письма и деньги, помогал его семье. В 1954 году он получил возможность вернуться в Москву и продолжить свою творческую работу. Первая редакция книги о Мейерхольде была представлена в Ленинградское отделение издательства «Искусство», но в свет не вышла. Он задумал трилогию — «от начала художественной жизни до последних художественных свершений» Мейерхольда. Не суждено было Гладкову увидеть опубликованной и другую свою книгу — «Театр. Воспоминания и размышления». Гладков называл себя «протоколистом своего времени», так как всю сознательную жизнь вел дневники, даже в 1937 «с его фантастическим, ни с чем не сравнимым трагизмом».

Последняя пьеса Гладкова «Молодость театра» посвящена становлению будущего театра им. Е. Вахтангова, хотя реальные герои и обстоятельства были скрыты под псевдонимами. Гладков писал всю жизнь только «для себя». В августе 1972 года он подарил Ц. Кин «сброшюрованную машинопись» — 100 стих, из «Северной тетради» (1949-1964). Часть из них опубликована — тоже посмертно. Гладков всегда был невероятно требователен к себе, считал, что сделал «ничтожно маловато». Стихи он оценил тоже сам: «Беды, ошибки, улыбки, грехи… / Счет их довольно точен, / Это не более, чем стихи, / Но и не менее, впрочем».

Умер Советский драматург, поэт и театральный критик 11 апреля 1976 года,  в городе Москве.

Уважаемые читатели!

В библиотеках города Ростова-на-Дону (библиотека имени А.С. Пушкина, библиотека имени М.Горького) вы можете насладиться чтением замечательных произведений Александра Константиновича Гладкова.

Так например, поэтическую книгу «Смысл перемен» можно было бы назвать лирическим дневником много путешествовавшего человека. В ней присутствуют стихи написанные в Германии и Чехии, Швейцарии и Хорватии, Азербайджане и Румынии, в других странах и, разумеется, на Родине, в России, интересы которой он успешно представлял и отстаивал, работая в наших зарубежных дипломатических представительствах. Однако эта книга не отражение перемещения автора в пространстве. Его произведения затрагивают «вечные вопросы» бытия. В них пульсируют мысли, переживания, эмоции, близкие каждому думающему человеку. Александр Гладков считает себя традиционалистом, последователем русской классической поэзии, берущей свое начало в девятнадцатом столетии, «золотом веке» отечественной литературы. Но нельзя не согласиться с мнением известного поэта Алины Талыбовой, отметившей в своей статье об авторе этой книги, что в искусстве современность определяется не принадлежностью к тому или иному течению, а исключительно мерой творческого дарования художника и что поэзию Александра Гладкова «отличает большая внутренняя культура, удивительно чистый «незагазованный» современными словесными «выхлопами» русский язык, чувство стиля и формы, внешней и внутренней гармонии». Обо всём этом и не только в книге «Смысл перемен».

В книге известного советского драматурга Александра Гладкова, написанной с привлечением личных воспоминаний, рассказывается о творчестве одного из талантливых писателей первого комсомольского призыва — Виктора Кина, автора романа «По ту сторону», об отразившейся в нем романтике революционной борьбы. Эта книжка привлекает своими достоинствами. И тем, что в ней ярко и живо воссоздана атмосфера 20-х годов, атмосфера, в которой происходило становление Виктора Кина как писателя и человека и тем, что в ней нашли свое место дневники, записные книжки, черновые наброски, письма Виктора Кина, воспоминания о нем его друзей и близких, – а все это существенно важно для лучшего понимания взглядов и замыслов писателя, особенностей его творческого почерка. Привлекает книжка и своей какой-то душевной, человечной, доверительной интонацией; здесь и в помине нет той сухости изложения, которая все еще свойственна иным литературоведческим работам.

Работы известного драматурга и эссеиста А.К.Гладкова о Вс. Мейерхольде — не только свидетельство человека, близко знавшего выдающегося режиссера, но и замечательные произведения литературы. В первый том вошла книга «Годы учения Всеволода Мейерхольда» и работа «Горе уму» и Чацкий — Гарин». Во второй том двухтомника А.К.Гладкова «Мейерхольд» вошла книга «Пять лет с Мейерхольдом» и воспоминания о Б.Пастернаке, которые впервые публикуются в полной авторской редакции.

Библиотека всегда ждет ВАС!!!

Мероприятие подготовила: заведующий филиалом А.В. Наседкина.