Пройдя веков завистливую даль

Уважаемые читатели и посетители нашего блога! 10 февраля в России – День памяти Александра Сергеевича Пушкина. Это день скорби и печали, ведь именно 10 февраля (29 января по старому стилю) в Санкт-Петербурге, в квартире на Мойке завершил свой земной путь величайший русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин. В 2022 году исполняется уже 185 лет со дня смерти поэта. Приглашаем вас на час памяти, посвященный этой печальной дате русской литературы.

Александр Сергеевич Пушкин – спутник многих поколений. К его имени слух привыкает с детства. О нем говорят: «Мой Пушкин», «Наш Пушкин». Гений для потомков – «вечно тот же, вечно новый»: завершив жизненный путь, он оставил миру свое наследие законченным, но его жизнь продолжается в памяти поколений.

«Пушкин – это и целая эпоха в истории русской литературы, и начало ее. Он воплотил в себе весь творческий характер русского народа: жизнерадостность, веселый быстрый ум, смелые дерзания и неизъяснимый талант владения русским языком, этим океаном сокровищ…» (А. Н. Толстой)  

Пушкин подарил России русский язык, на котором заговорила последовавшая за ним русская литература. В век, когда вся просвещенная и литературная Россия говорила по-французски, учила английский и немецкий, Пушкин показал всю прелесть, напевность, образность, простоту и неповторимое изящество родного языка. Он первым так широко, полно, и, главное, поэтично показал нам удивительно прекрасный мир, в котором мы живем. В. Г. Белинский называл пушкинские картины природы «живописью в поэзии». Действительно, из его стихов глянул на нас недоступно-суровый Кавказ во всем своем грозном величии, засверкала всеми красками ослепительно солнечная крымская природа. Впервые открыл нам поэт глаза и на не блещущую яркими красками юга, скромную и такую простую на вид, но исполненную неизъяснимой прелести для русского сердца природу средней полосы России. Он любил и научил нас любить утреннюю свежесть наших весен, великолепные снежные панорамы зимы, пышное очарование русской осени.

Однако не только совершенство и изящество его стихов привлекают нас в Пушкине. Каким был этот необыкновенный человек, который воплотил в себе часть российской истории? Как достиг таких вершин , что в его жизни происходило такого, что помогло раскрыть его талант, кто был рядом с этим человеком, кто были его друзья и недруги, какие обстоятельства помогли сформировать характер будущего гения.

Вначале был лицей. Шесть необыкновенных лет, жизни и учения в Царскосельском лицее. Здесь развился его поэтический талант, здесь он познал радость первых творческих успехов, обрел большую дружбу. Его лучший друг Иван Пущин вспоминает, что все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. Вот эпизод из лицейской жизни: «Послеобеденный класс Кошанского. Окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».

И вот, шесть незабвенных лицейских лет пройдено. Впереди взрослая жизнь. После окончания лицея Пушкин переехал в Петербург. С 1817 года по 1820 годы Пушкин служил на гражданской службе в Петербурге в коллегии иностранных дел. Чиновничья служба была не особенно ему по нраву,  все свое свободное время он посвящал любимой литературе. В эти годы он принимает активное участие в литературном объединении «Арзамас», куда был принят еще лицеистом. Также в ступает в литературно-театральное сообщество «Зеленая лампа», тесно общается с будущими декабристами, хотя сам ни в одном тайном обществе не состоит.

В 1820 году Александр Сергеевич публикует поэму «Руслан и Людмила», а в рукописях по Петербургу распространялись его «вольнодумные» стихи. Конечно же, это не могло не остаться незамеченным: Пушкина вызывают к военному губернатору Петербурга М. А. Милорадовичу и просят дать ответ за содержание его поэзии – как он смеет порочить имена сподвижника императора Аракчеева, архимандрита Фотия и, наконец, самого Александра I?  Такая литературная деятельность, по мнению цензоров, совершенно недопустима для государственного служащего.

Пушкину грозит ссылка в Сибирь, однако, благодаря хлопотам товарищей (в особенности Николая Карамзина), тогда поэта в ссылку не отправили, а просто перевели его на службу из Петербург в Кишинев. Однако в пути поэт серьезно простудился, и семья Раевских добилась у императора разрешения взять Пушкина с собой на Кавказ и в Крым. 

С 1820 по 1824 год Александр Сергеевич проводит на юге России. Прекрасная природа Кавказа, знакомства с новыми людьми и историей России были плодотворны для поэта. В нем рождаются новые творческие замыслы.  1823 годом датированы первые записи «Евгения Онегина». Также он пишет поэму «Кавказский пленник» и отдельные стихи этого периода.  После выхода  поэмы «Бахчисарайский  фонтан» слава Пушкина приумножается, и он набрасывает в черновиках планы поэм «Мстислав» и «Вадим», создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада», поэму «Братья- разбойники».

В  1824 году Александр Сергеевич вынужденно покидает Одессу и поселяется в Михайловском. В эти годы Пушкин продолжает работать над «Евгением Онегиным», пишет поэмы «Граф Нулин» и «Цыганы», задумывает «Бориса Годунова». Всего во время Михайловской ссылки поэтом написано более 100 произведений.

Ссылка кончилась также внезапно, как и началась. В августе 1826 года на престол взошел Николай I. Уже в сентябре император вызывает к себе Пушкина. В личной беседе он освобождает поэта из заточения, но также сообщает, что отныне единственным цензором Александра Сергеевича будет он сам. Ни одно произведение Пушкина не может быть издано без личного разрешения императора. В эти годы Александр Сергеевич пишет поэму «Полтава».

В декабре 1828 года на одном из светских вечеров Пушкин знакомится с Натальей Гончаровой – первой петербургской красавицей, которой едва исполнилось 16 лет. Сам поэт признавался, что полюбил Наталью Николаевну с первого взгляда. Уже в апреле следующего года он делает девушке предложение. Однако ее мать не дает внятного ответа, ссылаясь на слишком юный возраст дочери. Пушкин сходит с ума от этой неопределённости и принимает решение уехать на Кавказ, некоторое время живет в Тифлисе. В конце 1829 года он снова сватается к Гончаровой. Но снова получает отказ – матушку Натальи Николаевны многое смущает в Пушкине: постоянная опала властей, не слишком хорошее финансовое состояние, страсть к игре. Долгих три года Пушкин добивался руки и сердца своей избранницы. Но в 1830 году при третьем предложении руки и сердца семейство Гончаровых все же уступает напору Александра Сергеевича и дает свое добро на свадьбу.

 Осенью поэт уезжает в свое имение Болдино, чтобы привести дела в порядок и подготовиться к свадьбе. Он планировал пробыть там недолго, но внезапно в тех местах началась эпидемия холеры и Пушкин «застрял» в деревне на три месяца. Так он смог подарить мировой литературе прекрасные произведения «болдинской осени»: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии» (включая «Моцарт и Сальери»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений. Многие литературоведы считают, что это время стало пиком расцвета таланта Пушкина.Всего за три месяца поэт создал несколько десятков произведений в стихах и прозе, причем, все они были написаны в разных жанрах, совершенно не похожи друг на друга ни по форме, ни по содержанию, ни по тональности. 

1831 года февраля 18-го дня по Указу Его Императорского Величества сочетались браком жених Александр Сергеевич Пушкин, 31-го года отроду и девица Наталья Николаевна Гончарова, 18-ти лет. На лето 1831 года Александр Сергеевич и Наталья Николаевна поселяются на одной из дач в Царском селе. Здесь Пушкин, наконец, заканчивает роман «Евгений Онегин», над которым работал долгие 8 лет. Начав глубоко и серьезно изучать историю России петровских времен, поэт не останавливается в своих изысканиях. Он снова поступает на службу, чтобы иметь возможность работать в архивах, а также активно пополняет личную библиотеку историческими книгами отечественных и иностранных авторов.

В период  1831-1833 годов Пушкин написал роман «Дубровский» и начал собирать сведения для большого романа о Емельяне Пугачеве. Специально для этого в 1833 году он предпринимает поездку по Волге и Уралу, чтобы самому побывать в местах пугачевского бунта, взять сведения из архивов, побеседовать с местными жителями. Осень 1833 года он снова проводит в Болдино. И хотя вторая «Болдинская осень» вдвое короче первой, но творческое наследие ее не меньше. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».

Следующие годы были непростыми для Пушкина. Он, чтобы иметь возможность работать в архивах, вынужден был оставаться на службе, которая ему претит. Отношения с Николаем I продолжают оставаться натянутыми. Дела его имений идут не очень хорошо, все время требуются деньги для погашения долгов. Отношения с семейством Гончаровых не ладятся. А общественность начинает судачить об «измельчании таланта» Пушкина, не догадываясь, что лучшие его произведения тех лет не были допущены в печать и что внутренний мир писателя полон новых идей и задумок, но для их воплощения ему нужна свобода от службы и бытовых насущных проблем. 

Предлагаю вам познакомиться с малоизвестным портретом А. С. Пушкина неименитого художника И. Л. Линева, который храниться в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге. Дата создания портрета – 1936-37 годы. Художнику очень точно удалось донести до нас ту трагедию, которую переживал в последние годы своей жизни поэт. Существует и мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Достоверно известно, что И. С. Тургенев принес локон, срезанный с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы… Возможно, узнав о кончине поэта, И.Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, «впитывая» в себя образ уже мертвого лица поэта. Затем «оживил»этот образ в картине .

В 1836 году в петербургских салонах образовался круг людей, объединившихся в своей ненависти к Пушкину. Начали появляться сплетни, связанные с именем Пушкина и его жены. Едва Пушкин появлялся в обществе, как сейчас же становился объектом бесцеремонного разглядывания, шушуканья, злословия. Поэт невыразимо страдал последние месяцы своей жизни. Вскоре поэт и его друзья получили анонимный пасквиль, оскорбительного содержания. Пушкин не сомневался, что это дело рук голландского посланника Геккерена и его приемного сына Дантеса. Выносить это дальше у Пушкина не было сил. 26 января 1837 года он пишет оскорбительное письмо Геккерену, где воздает по заслугам подлецу. Дантес посылает поэту вызов, и на следующий день на Черной речке, в предместье Петербурга, происходит дуэль. Условия дуэли были кровавыми: стреляться с десяти шагов. В случае промаха с обеих сторон поединок возобновлялся.

День выдался ясный, морозный. Закутанный в медвежью шубу, Пушкин ждал, пока секунданты утопчут снег и приготовят место дуэли. Противников поставили, подали пистолеты. Данзас махнул шляпой, сделал знак сходиться. 5 шагов, 4, 3, 2 . Пушкин первым подошел к барьеру и начал наводить пистолет. Пушкин был отличный стрелок, но Дантес успел выстрелить долей секунды раньше. Прозвучал выстрел. В 6 часов вечера смертельно раненного в живот Пушкина привезли домой. 10 февраля 1837 года в 2часа 45 минут после страшных мучений, продолжавшихся двое суток Пушкин скончался в возрасте 37 лет.

Из записок доктора В.И. Даля:

«Друзья и ближние молча, сложа руки, окружили изголовье отходящего. Я, по просьбе его, взял его под мышки и приподнял повыше. Он вдруг, будто проснувшись, быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он сказал: «Кончена жизнь». Я недослышал и спросил тихо: «Что кончено?» «Жизнь кончена», — отвечал он внятно и положительно. «Тяжело дышать, давит», — были последние слова его. Всеместное спокойствие разлилось по всему телу <…> отрывистое, частое дыхание изменялось более и более на медленное, тихое, протяжное – еще один слабый, едва заметный вздох – и – пропасть необъятная, неизмеримая разделяла уже живых от мертвого!»

Поэт В. А. Жуковский вспоминал:

«Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали такого на этом лице. Не грел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: «Что видишь?»  

Подробнее узнать о дуэли и смерти А. С. Пушкина вы можете из видеопрезентации «Дуэль, смерть и похороны А. С. Пушкина».

Александра Сергеевича Пушкина называли гением еще при жизни. Владимир Одоевский первым окрестил друга «солнцем русской поэзии». А поэт Аполлон Григорьев кратко, но емко определил: «Пушкин – наше всё!». Но по-настоящему его талант оценили только после смерти. Без какого-либо преувеличения академик Дмитрий Лихачев назвал его «величайшим национальным достоянием России».

Творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт- Петербурге. Сти­хот­во­рение на­писа­но 21 ав­густа 1836 го­да и при жиз­ни по­эта на­печа­тано не бы­ло. Сти­хот­во­рению, из­вес­тно­му всем как «Па­мят­ник», это наз­ва­ние дал Жу­ков­ский при под­го­тов­ке его к пе­чати. У Пуш­ки­на наз­ва­ния не бы­ло во­об­ще. Был толь­ко эпиг­раф – пер­вая стро­ка оды Го­рация: «Соз­дал па­мят­ник я». Толь­ко через со­рок лет один из пер­вых пуш­ки­нис­тов Бар­те­нев об­на­родо­вал ори­гиналь­ный текст сти­хот­во­рения А. С. Пушкина и вос­про­из­вёл его фак­си­миле. И его не­рукот­ворный па­мят­ник, его По­эзия, его «ду­ша в за­вет­ной ли­ре», как он и пред­ви­дел, «убе­жала тленья» и воз­неслась вы­ше всех ру­кот­ворных па­мят­ни­ков, как воз­ве­дён­ных, так и ещё про­ек­ти­ру­емых.

Мир поэзии Пушкина охватывает самые разные стороны жизни. В том числе и искусство. Можно сказать, что нет такого вида искусства, в котором не отразилась бы  пушкинская поэзия: музыка, скульптура , живопись, театр и кинематограф.

Предлагаю вашему вниманию видеопрезентацию «А. С. Пушкин в искусстве».

В 16 лет поэт написал: «Великим быть желаю, Люблю России честь. Я много обещаю. Исполню ли? Бог весть!» Мы, его потомки, знаем – исполнил. Потому что Пушкин для России – незабвенный, бессмертный. Не найдешь сегодня на бескрайних российских просторах человека, которому незнакомо светлое имя — Пушкин, имя, которое стало олицетворением России. Его читали и продолжают читать. Перечитывайте Пушкина! Для расширения кругозора мы рекомендуем Вам обратиться также к обширному фонду книг и энциклопедий, посвященных поэту. Желаем приятных литературных открытий!

Подготовила Жукова А.В.