Театр в жизни Тараса Шевченко

27 марта отмечается Всемирный день театра – важная дата мировой культурной жизни Театр – это вечное искусство, театр скрашивает наши будни, дарит нам незабываемые впечатления. Всемирный день театра  был учрежден  в 1961 году в Вене IX конгрессом Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО – учреждении Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Первые празднования прошли в 1962 году.

К торжеству приурочивают вручение работникам театра грамот, премий, мастер-классы, семинары, тренинги, выставки, премьерные показы, тематические вечера. В России к этому празднику посвящена театральная акция «Театр.Go», благодаря которой зрители могут приобрести билеты на спектакли со скидкой. В Москве проходит акция «Ночь театров», которая включает открытые показы, мастер-классы, экскурсии за кулисы.

Цель праздника – популяризировать зрелищное искусство, укрепить и наладить культурные связи. Девиз праздника: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Кстати, в Украине существует праздник – Всеукраинский день работников культуры и любителей народного искусства, который отмечается 23 марта.

К Всемирному дню театра мы и приурочили час информации « Театр в жизни Тараса Шевченко».

Мы знаем Тараса Григорьевича Шевченко как поэта, писатели и художника. Но как истинно творческий человек, он не мог оставаться равнодушным и к другим видам искусства. Среди них был, конечно же, и театр. Театральное искусство вызывало у Шевченко настоящую бурю эмоций: поэт восхищался шедеврами мировой драматургии, дружил с выдающимися актерами и драматургами своего времени. Его перу принадлежит историко-бытовая драма «Назар Стодоля».

Предлагаю Вашему вниманию видеопрезентацию «Тарас Шевченко и театр».

Первая половина XIX века была отмечена нарастающим развитием русского театра: росла популярность театрального искусства, на смену крепостному театру приходит «вольный театр» — государственный и частный. В годы обучения в Академии художеств (1838 — 1843) Шевченко часто посещал драматические и оперные спектакли в театрах Петербурга, ездил с Брюлловым на театральные премьеры, на все гастроли приезжих знаменитостей.

 Тарас Шевченко был замечательным декламатором. Карл Брюллов любил его чтение вслух.   Шевченко вращался в кругу известных актёров и драматургов (Я. Г. Брянский, В. А. Каратыгин, В. В. Самойлов, А. А. Шаховской и др.). Возможно, уже тогда он играл в любительских спектаклях. В XIX веке домашние спектакли были одним из любимых развлечений интеллигенции и просвещенных помещиков.

Близким другом Шевченко был певец и композитор С. С. Гулак — Артемовский, ведущий солист Петербургской императорской оперы. 25 января 1843 г. Шевченко впервые побывал на представлении оперы «Руслан и Людмила».   После этого спектакля Шевченко стал пылким почитателем таланта певца, часто посещал концерты с его участием. Тарас Григорьевич обладал хорошим и чистым тенором и знал много чудесных украинских песен. Часто он и Семен Гулак — Артемовский вместе пели народные песни.

В 1840-е годы зародилась дружба Шевченко с великим актером М. С. Щепкиным, которому поэт посвятил своё стихотворение «Заворожи менi, волхве» (1844) и нарисовал его портрет. Щепкин сыграл особую роль в формировании театральных вкусов Шевченко. Общение с актером и его сценическими жемчужинами многое дало поэту в оценке драматургических произведений, актерской игры. Он часто пользовался даже терминологией этого корифея русского театра.

В ссылке Тарас Григорьевич Шевченко показал себя первоклассным актером. В далеком Новопетровском укреплении, на пустынных берегах Каспия, в конце 1852 года был создан кружок любителей театрального искусства, решивших устроить настоящий спектакль — в костюмах и гриме. Нужна была пьеса. Выбор остановился на новой комедии «Свои люди – сочтемся» никому еще в то время не известного молодого драматурга Александра Николаевича Островского. Пьеса была опубликована в марте 1850 года в журнале «Москвитянин»; в том же году вышло отдельное издание пьесы. Но в Москве и Петербурге комедия «Свои люди – сочтемся», по личному указанию царя, была тогда категорически запрещена для постановки. Впервые на профессиональной сцене эта пьеса Островского появилась только в 1861 году.

Между тем в Новопетровском на девять лет раньше состоялась,  может быть, первая в России постановка комедии  «Свои люди — сочтемся». Возможно, что инициатива в выборе именно этой пьесы принадлежала Шевченко. Он, вероятно, успел прочитать комедию Островского еще в Оренбурге. Сохранился в «Дневнике» Шевченко его позднейший восторженный отзыв об этой пьесе, которую он считал образцом «сатиры умной, благородной» наряду с «Ревизором» Гоголя и картиной П. Федотова «Сватовство майора» (запись в «Дневнике» от 28 июня 1857 г.).

«Мне здесь года два тому назад говорил Данилевский, что будто бы комедия Островского «Свои люди — сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира, как нельзя более, достигла своей цели» 

Декорации строил и расписывал Шевченко по собственным эскизам, с помощью солдат — плотников и маляров. Были изготовлены костюмы, парики, накладные бороды. Премьеру назначили на 26 декабря, второй день рождества. Фурор был полный; вызовам и аплодисментам не было конца; и особенно сильное на всех впечатление, по воспоминаниям Косарева, произвел Шевченко, блестящий исполнитель роли Рисположенского Зрители были в восхищении от естественной и тонкой игры Шевченко. Штабс-капитан Косарев, командир роты Новопетровского укрепления, рассказывает в своих воспоминаниях:

«Когда, на первом представлении, он появился на сцене закостюмированный, да начал уже играть, так не только публика, но даже мы, актеры, пришли в изумление и восторг!.. Ну, — поверите ли? — точно он преобразился! Ну, ничего в нем не осталось тарасовского: ярыга, чистая ярыга того времени — и по виду, и по голосу, и по ухваткам!..»

Спектакль повторили еще несколько раз; два раза — специально для нижних чинов. Присутствовали на представлениях (конечно, бесплатных) и многие окрестные жители. Эти спектакли настолько увлекли обитателей Новопетровского укрепления, что тотчас же с разрешения коменданта организовался и второй любительский актерский кружок — из нижних чинов. К масленице уже было подготовлено несколько водевилей: «Дядюшка, каких мало, или Племянник в хлопотах» П. Татаринова, «Ворона в павлиньих перьях, или Слуга-граф и граф-слуга». В пользу солдат собиралась плата: от рубля до десяти копеек за место. Об этих спектаклях долго помнили в Новопетровском.

Новопетровское укрепление

Возвращаясь из ссылки в 1857 году, Шевченко остановился на некоторое время в Нижнем Новгороде. Зима 1857–1858 годов, проведенная в Нижнем, была для Шевченко очень плодотворной. Он лично знакомится с декабристами А. Муравьевым, И. Анненковым и близкими к ним людьми, принимает участие в художественной жизни города, посещает музыкальные вечера, бывает в театре, помогает устраивать домашние спектакли. Посещение спектаклей городского театра стало для него синонимом возвращения к нормальной жизни. Благодаря Шевченко в Нижний приезжал его друг,  великий Щепкин, сыгравший здесь в четырёх спектаклях. «Напишу ему, пускай едет сюда и пускай на здешней бедной сцене тряхнет стариной. Как бы он возвеселил меня и своих нижегородских поклонников!»

День Шевченко проводил в театре на репетициях. По протекции М.С. Щепкина Тараса Шевченко наняли для постановки «малороссийской дикции» русскоговорящих артистов. На роль Тетяны он начал готовить Катю Пиунову, обучая ее украинскому языку. Тарас Шевченко выступил в «Нижегородских губернских ведомостях» с рецензией «Бенефис г-жи Пиуновой, января 21, 1858 года», в которой советовал актёрам брать для постановки пьесы высокого идеологического и художественного качества, добиваться жизненной правды, достоверности в отражении колорита эпохи, обычаев, костюмов.

 Шевченко был приверженцем реформы, осуществлённой Щепкиным, последовательно выступал за утверждение реализма на сцене. Актерская игра, по его мнению, зависела не только от способностей самого актера, но и от драматурга, поскольку мастерски написанный драматургом образ дает актеру неограниченные возможности раскрыть его внутренний мир, характер, натуру, поступки. Взгляды Шевченко на театральное искусство нашли отражение в его письмах и дневнике.

Т. Г. Шевченко мечтал поскорее вернуться в Петербург. В своем дневнике после спектакля по драме Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль» в Нижнем Новгороде в 1857 году, Шевченко писал:

«Каковы-то теперь спектакли в Питере, на Большом театре? Хоть бы одним глазом взглянуть, одним ухом послушать».

После возвращения в Петербург Шевченко снова окунулся в театральную жизнь столицы. В 1858 году он познакомился с негритянским трагиком А. Олдриджем во время гастролей его в Петербурге. Выступления Айры Олдриджа в России вызвали фурор. Особенно удавались ему  шескпировские персонажи, включая Ричарда III и Шейлока. В декабре 1958 года Шевченко написал его портрет. Очевидец встреч Шевченко и Олдриджа – Е. Ф. Юнге в своих воспоминаниях так объясняет их дружбу: «Кроме сходства характеров, у этих двух людей было много общего, что возбуждало в них глубокое сочувствие друг к другу: один в молодости был крепостным, другой принадлежал к презираемой расе; и тот и другой испытали в жизни много горького и обидного, оба горячо любили свой обездоленный народ».

В Нью-Йорке в 2016 году инсценировали историю о встрече в 1858 году легендарного украинского поэта Тарасе Шевченко и первого афроамериканского актера, который сыграл Шекспира — Айры Олдриджа. Постановку «Темная ночь. Ясные зори» создала американский режиссер украинского происхождения Вирляна Ткач.

Тарас Шевченко интересовался многими жанрами литературы, в том числе драмой. Первым драматическим произведением Шевченко была трагедия «Никита Гайдай» (1841), написанная на русском языке. Это произведение посвящено освободительной войне украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого (1648 — 1654).  Сохранился лишь отрывок из третьего действия «Никиты Гайдая». Никита спешит исполнить свой патриотический долг — везет послание Богдана Хмельницкого к польскому королю Владиславу IV с жалобами на бесчинства польской шляхты на Украине.

В 1843 году Шевченко закончил историко-бытовую драму «Назар Стодоля» на русском языке. В 1844 году автор перевёл её на украинский язык. Этот вариант был напечатан уже после смерти Шевченко в журнале «Основа» (Петербург, 1862). Действие драмы происходит в 17 веке в казацкой слободе на Украине. В основе драматического конфликта — столкновение казацкой верхушки и рядовых казаков, борющихся против насилия. «Назар Стодоля» — пьеса большой жизненной правды и художественной простоты, яркой сценичности. В ней переплетаются сатирические, юмористические и героико-романтические элементы. Пьеса отличается богатством психологических нюансов, динамичными характерами.

Эта драма сыграла большую роль в истории украинской драматургии и театра как образец реалистического изображения жизни народа. Она была самой популярной пьесой в репертуаре украинских театров 2-й половины 19 — начала 20 вв. наряду с «Наталкой Полтавкой».  В спектаклях участвовали М. Кропивницкий, М. Заньковецкая, Н. Садовский, П. Саксаганский, А. Затыркевич-Карпинская и др. И в наше время любители театра могут увидеть это произведение на сцене драматических театров.

Поэтическому творчеству Шевченко присущ глубокий внутренний драматизм. Поэтому его поэмы были инсценированы ещё при жизни поэта. Поэма «Катерина» легла в основу оперетты Г. и С. Карпенко (1860). Произведения Шевченко нашли путь и на оперную сцену. Первыми операми были «Катерина» Аркаса (1899, Москва, труппа М. Кропивницкого), «Пан сотник» Козаченко (соч. 1902, пост. 1911, Киевский театр Н. Садовского, 1912, Мариинский театр). В 1960 году в Харьковском театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко поставлена опера «Назар Стодоля» К. Данькевича.

Тарасу Григорьевичу Шевченко не удалось реализовать все творческие замыслы из-за преследований, арестов и ссылок. Его драматургическое наследие исчерпывается одной завершенной пьесой «Назар Стодоля» и отрывком из трагедии «Никита Гайдай». Но, несмотря на это, драматургия Шевченко является значимой в контексте его художественного творчества и свидетельствует о разностороннем даровании великого украинского поэта.

Великий поэт живет в своих произведениях. Образ его, мир дум и чувств, устремлений и идеалов предстают перед нами главным образом из того, что он написал, чем обогатил сокровищницу мировой культуры. И в то же время, прочитав творения поэта, мы проникаемся желанием познать его жизненный и творческий путь, духовные запросы и интересы. В выяснении отдельных эпизодов, деталей жизненного и творческого пути писателя важную роль играет и мемуарная литература — дневники, автобиографии, предания, воспоминания, авторы которых были участниками или очевидцами описываемых событий.

Воспоминания о Тарасе Шевченко: сборник. — Киев: Днепр, 1988. — 608 c.

В сборник воспоминаний о Тарасе Григорьевиче Шевченко вошли мемуары его современников. Материалы сборника, в которых рассказывается об отдельных эпизодах жизни славного сына украинского народа, воссоздают целостную картину жизненного и творческого пути основоположника новой украинской литературы.

Подготовила Жукова А.В.