В мире кино

Уважаемые читатели! К Дню кино 28 декабря 2022 года сотрудники Библиотеки имени Т.Г. Шевченко приглашают на информ-досье «В мире кино».

Международный день кино: Когда отмечается праздник - Новая Сибирь

Охватить всю историю кинематографа – до мельчайших подробностей и нюансов – крайне трудно. И нет, мы и пытаться не будем. Но попробуем пройтись галопом по созданию и развитию одной из крупнейших современных индустрий.

Первый шаг

Подобно тому, как малыш изучает мир и его инструментарий – все, что поможет в будущем создавать и делать что-то, – люди сначала искали технические способы запечатлевать картинки, приводить их в движение и хранить на информационном носителе.

Путь был тернистым, и человечество прошло не один этап. Прежде чем в 1895 году братья Люмьер представили широкой публике и научному сообществу свое детище – синематограф, – были изобретены технологии фотофиксации, «волшебный фонарь» (нечто вроде советских диафильмов, где с помощью проектора крутились статичные кадры с подписями, а рассказчик их озвучивал) и проектор Иосифа Тимченко, который оценило научное сообщество, но финансирования так и не нашлось.

В 1891 году коллега Томаса Эдисона – Уильям Диксон – представил прототип кинетоскопа. Это устройство напоминало шкаф с отверстиями для глаз – сквозь них зритель мог увидеть пленочные кадры, которые прокручивались, создавая иллюзию движения. Недостатков у кинетоскопа было несколько: демонстрация коротких фильмов была возможна только для одного человека, кинетоскоп был чересчур громоздкий и требовал электричества для работы (то есть ни о какой портативности не шло речи). Тем не менее заработали кинетоскопические салоны – в них за деньги можно было посмотреть «фильмы» на индивидуальных (по-другому было просто невозможно) сеансах.

Наконец, в декабре 1895 года в «Индийском салоне Гранд-кафе» во Франции на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий кинопоказ. Зрители увидели несколько черно-белых немых коротких роликов длительностью всего 45–50 секунд. До большого кино, конечно, еще далеко – но первый шаг уже сделан.

Первое слово

Оставалось «всего ничего»: сделать фильмы цветными, добавить звук и увеличить хронометраж. Когда изобретали синематограф, уже существовала технология записи звука – фонограф. Правда, синхронизировать два устройства было трудно. Некоторое время делали вообще так: актеры присутствовали в зале во время показа фильма и озвучивали сами себя в реальном времени. Такое своего рода «иммерсивное» кино прошлого столетия.

Но все изменилось в 1927 году с выходом музыкального фильма «Певец джаза». Он был создан по технологии «Вайтафон», которая не подразумевала объединения изображения и звука на одном носителе. Реплики и песни записывали на грампластинку и включали параллельно с визуальным рядом.

«Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» – вот первые слова звукового кино.

Что касается советского кино, то в 1934 году, пройдя несколько этапов, оно полностью перешло в звуковую эру. Хотя технологии в разных странах менялись и совершенствовались вплоть до 1980-х и появления двухдорожечной стереофонической оптической фонограммы, которую разработала лаборатория Dolby.

Основы монтажа и спецэффектов

Международный день кино: Сколько минут длился первый российский фильм -  Новая Сибирь

Кино – это магия, не правда ли? Вероятно, так решил и фокусник Жорж Мельес. Он был успешен, владел собственным театром и руководил другим театром. Кроме того, Мельес придумывал разнообразные фокусы.

Не сумев купить синематограф у братьев Люмьер прямо после первого коммерческого показа в 1895 году, Мельес приобрел аниматограф. Это устройство было создано Бертом Эйкрзом и Уильямом Полом и представляло собой подобие проектора. Переработав этот аппарат, фокусник стал снимать и показывать свои фильмы уже в 1896 году.

Как это нередко случается, развитию помогла ошибка или случайность – называть это событие можно как угодно. Важно то, что оно стало значимым шагом для кинематографа. Однажды Мельес снимал на парижской улице, и его камеру заклинило. Починить устройство удалось, но полученные кадры весьма удивили фокусника: люди будто поменялись телами друг с другом и с лошадьми.

Дело в том, что после починки камеры она продолжила снимать, но после полной прокрутки пленки два кадра склеились. Тогда Жорж Мельес начал нарочно творить подобные чудеса. Двойная экспозиция – прием, который заключается в том, что на один кадр делают два снимка. В итоге изображения накладываются друг на друга причудливым образом. Этот трюк используют до сих пор, фотографируя на пленку. Своего рода спецэффект – или монтаж.

Другой прием – разделенный экран. Закрываете половину кадра, снимаете фильм, затем отматываете пленку обратно, закрываете другую часть – и снимаете еще раз. При показе половины «соединялись» и демонстрировались рядом, словно это единый кадр. Такая техника позволяла актерам играть напротив самих себя. Кстати, этот «фокус» актуален и в наше время. Правда, теперь такой эффект достигается с помощью программ для монтажа – объединяют по половине от двух кадров, снятых в одном и том же месте с одного и того же ракурса.

Все это – не единственные находки Мельеса. В 1902 году он продемонстрировал публике свой фильм «Путешествие на Луну», где 15 минут показывают фантастическое исследование небесного тела учеными.

Голливуд, «Ленфильм» и «Мосфильм»: развитие кино как индустрии

До 1910-х Голливуд был поселком в пригороде Лос-Анджелеса. В 1911 году компания «Кентавр» из Нью-Джерси арендовала заброшенную придорожную закусочную, которую обустроили под киностудию и дали название «Студия Нестор». Это здание впоследствии стало «Кинолабораторией Голливуда».

Через три года – в 1914-м – тут был снят полнометражный художественный фильм «Муж индианки». Создателями выступили Сесил Б. ДеМилль и Оскар Апфель. Голливуд стал набирать обороты как центр кинопроизводства. В 1958 году появилась знаменитая Аллея Славы.

В СССР кинематограф развивался своим путем. Одной из старейших советских киностудий считается «Ленфильм» – в 1914 году она возникла как Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета (благотворительное учреждение для выдачи пособий больным и раненым воинам).

В 1923 году объединились два ведущих киноателье – Ханжонкова и Ермольева. В 1924-м вышел их первый совместный фильм – «На крыльях ввысь» Бориса Михина. Это считается началом работы киностудии «Мосфильм».

Как целая индустрия кино начинает развиваться в 1920-х. Тогда появляются и первые продюсеры (а не только режиссеры). В это время успехом пользуются комедии – в том числе немые фильмы с Чарли Чаплином в главной роли. В Европе экспериментируют с жанрами – немецкий экспрессионизм и французский авангард. В Германии снимают фантастический «Метрополис» и хоррор-триллер «Кабинет доктора Калигари», а во Франции ужастик «Андалузский пес» и биографическую драму «Страсти Жанны Д’Арк».

Свои ленты создают и в Советском Союзе. Это начало режиссерской карьеры Сергея Эйзенштейна –  культовой фигуры в истории кино. Он изучал монтаж и внедрял новые приемы монтажа и съемки. В 1925 году вышел на экраны «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна.  В то же время работает и Всеволод Пудовкин – кроме практической деятельности, он занимался теорией кино. В дальнейшем его труды стали учебными пособиями для кинематографистов. В 1926 году мир увидел фильм «Мать», снятый по роману Максима Горького. Спустя год ленту показали в Париже.

Одним из основателей советской школы кино, который стоит наравне с Эйзенштейном, считается Лев Кулешов – в 1929 году была опубликована его книга «Искусство кино». В ней был, например, описан «эффект Кулешова» – монтажный прием, который заключается в сопоставлении двух кадров.

Начинаются 1930-е. Появляется цветное кино. В Голливуде господствуют шесть киностудий: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Paramount Pictures, Warner Brothers, 20th Century Fox, Universal Pictures и RKO Pictures. Давайте по порядку.

MGM – это такие фильмы, как «Гранд-отель» (получивший «Оскар»), «Волшебник страны Оз», «Унесенные ветром». Paramount Pictures снял «Шанхайский экспресс», «Знак креста» и «Марокко». WB – «Враг общества», «Парад в огнях рампы» и гангстерские картины. 20th Century Fox сначала выпускала доброе семейное кино, затем и серьезные драматические ленты – «Как зелена была моя долина», «Все о Еве» и детектив «Джентльменское соглашение». В то время Universal занималась хоррорами – «Дракула», «Франкенштейн», «Человек-невидимка», «Лондонский оборотень» (получается, что большинство «классических» монстров в кино нам подарила именно Universal Pictures еще в XX веке). RKO Pictures мы знаем благодаря комедии «Воспитание крошки» и фильмам «Кинг-Конг» и «Гражданин Кейн».

В СССР в этот период выходит «Гибель сенсации» Александра Андриевского – одна из первых советских антиутопий о том, как роботы, призванные помогать человеку трудиться, вытеснили людей. Пудовкин продолжает снимать на «Мосфильме».

В послевоенные годы появляется так называемое независимое кино – небольшие студии, которые пытаются соревноваться с Голливудом и создавать собственные направления в искусстве (пример – итальянский неореализм). В Голливуде же блистает Мэрилин Монро – «Ниагара», «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера».

В 1950-х продвигается новый – широкий – формат CinemaScope. А в конце 1970-х кинематограф создает удивительную фантастическую историю «Звездные войны» – воплощение смелой идеи молодого режиссера Джорджа Лукаса.

Культовые режиссеры

Вернее, наша выборка некоторых ключевых фигур в киноиндустрии. На самом деле, значимых персон в кинематографе гораздо (гораздо!) больше.

Андрей Тарковский

1960–1970-Е ГОДЫ

Этот советский режиссер решил поступать во ВГИК после знакомства со студентом мастерской Льва Кулешова. Кроме того, он вдохновлялся творчеством итальянского режиссера Федерико Феллини. Первой лентой Тарковского, снятой по рассказу Эрнеста Хемингуэя совместно с однокурсницей, стали короткометражные «Убийцы». После окончания ВГИКа он пошел работать на «Мосфильм» – и весьма успешно. Ему доверили съемки «Иванова детства» по произведению Владимира Богомолова. В этом фильме режиссер чередовал сон и реальность, чтобы разделить и противопоставить детство главного героя и военные годы. Вклад Тарковского в кино – это фильмы «Андрей Рублев» про выдающегося иконописца XV века, психологические драмы «Солярис», «Сталкер» и «Зеркало».

Стэнли Кубрик

1950–1990-Е ГОДЫ

Модернист в кинематографе, этот режиссер делал ставку на визуальную составляющую картин. Симметрия, линейная перспектива, игра с цветом – все это про фильмы Стэнли Кубрика. Например, в знаменитом и даже культовом ужастике «Сияние» сначала преобладает зеленая палитра, а затем – красная. Такая цветовая гамма имеет символическое значение – к концу ленты главный герой совершенно сходит с ума. Картины Кубрика, о которых вы, скорее всего, слышали: «Заводной апельсин», «2001: Космическая одиссея», уже упомянутое «Сияние», «С широко закрытыми глазами».

Кристофер Нолан

1990–2000-Е ГОДЫ

Дебютировал фильмом «Преследование» в 1998 году. В 2001 вышла его картина «Помни», номинированная на два «Оскара» и «Золотой глобус». В историю кино Кристофер Нолан вошел благодаря своим сценариям. Визуальная часть – не самая сильная его сторона. Режиссер – дальтоник, который не отличает красный и зеленый цвета, Нолан делает ставку на сюжет и зрелищность. Нелинейная структура повествования, флешбэки, изменение хода времени – все это любимые приемы режиссера. Из-под его «пера» вышли «Темный рыцарь», «Человек из стали», «Бессонница», «Начало» (получил четыре «Оскара»), «Дюнкерк», «Интерстеллар» (да-да, тот самый!), «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и, наконец, совсем свежий «Довод».

Андрей Кончаловский

1960-Е – НАШЕ ВРЕМЯ

Студент ВГИКа, он был знаком и работал с Тарковским. Кстати, Кончаловский даже снялся в фильме своего товарища – «Иваново детство». Его первой режиссерской работой стала короткометражка «Мальчик и голубь», которая получила награду на Международном московском кинофестивале, а полнометражный дебют – картина «Первый учитель», снятая по повести Чингиза Айтматова. На счету Кончаловского такие фильмы, как «История Аси Клячиной», «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева, «Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова (эта лента, кстати, принесла режиссеру первый успех за рубежом), «Романс о влюбленных», военно-историческая драма «Сибириада» (отличающаяся звездным составом, в числе которого Никита Михалков, Людмила Гурченко, Сергей Шакуров и Наталья Андрейченко) и многие другие.

Квентин Тарантино

1980-Е – НАШЕ ВРЕМЯ

Фильмы Тарантино – это своеобразная игра с жанрами и аллюзиями, нелинейная хронология. Конфликт и драматургия – тоже сильная сторона творчества этого режиссера. «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «От заката до рассвета», «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Омерзительная восьмерка» и «Однажды в… Голливуде» – все это Квентин Тарантино.

эс Андресон

1990-Е – НАШЕ ВРЕМЯ

Режиссер не скрывает, что любит творчество Стэнли Кубрика и вдохновляется его работами. Уэс Андерсон – тоже гений визуала своего времени. Он тщательно подбирает декорации, выстраивает перспективу и следит за симметрией кадра.

Среди картин Андерсона «Академия Рашмор», «Семейка Тененбаум», «Бесподобный мистер Фокс», «Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт». Последний, кстати, получил награду BAFTA за лучший оригинальный сценарий.

Первые кинопремии и кинофестивали

«Оскар»

В 1926 году идея основать киноакадемию пришла в голову Луису Майеру – главе студии Metro-Goldwyn-Mayer. Год спустя Академия кинематографических искусств и наук уже была открыта и получила статус некоммерческой организации. В 1929 году прошла первая церемония вручения наград за заслуги в киноиндустрии. Название «Оскар» академия и сама статуэтка получили только на 6-й церемонии. Почему? Наверняка никто уже не знает – осталось только множество версий. То ли актриса Бетт Дэвис увидела в этом золотом человечке своего мужа по имени Оскар, то ли исполнительный секретарь академии Маргарет Херрик узнала в статуэтке не то своего дядю, не то кузена. Как было на самом деле – неизвестно, но писать и рассказывать про премию стало явно проще, когда золотая награда обрела имя.

«Золотой глобус»

С 1944 года Голливудская ассоциация иностранной прессы выбирает лучших из лучших. Правда, первое официальное вручение премии состоялось только в 1954 году на студии 20th Century Fox. После этого мероприятие стало ежегодным.

Венецианский кинофестиваль

Венецианский кинофестиваль стал первым официальным в своей сфере. Впервые он прошел в 1932 году как часть Венецианского биеннале Esposizione Internazionale dArte Cinematografica, посвященного искусству в целом.

Каннский кинофестиваль

Международный кинофестиваль во Франции был организован в 1939 году уже известным нам Луи Люмьером. Но сам фестиваль вынуждено был отложен сразу после открытия (во время которого прошла премьера «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле) из-за начавшейся Второй мировой войны. Так что полноценное торжество состоялось только в 1946 году, а регулярность Каннский кинофестиваль обрел в 1950-х.

Наши дни

Для начала вспомним шесть лидеров киноиндустрии в Голливуде в его «золотые годы». Из них прекратила свою работу в 1959 году лишь одна – RKO Pictures. Правда, в 2017-м 20th Century Fox была куплена компанией Walt Disney и слово Fox из названия пропало – его заменило Studios. Остальные киностудии до сих пор создают фильмы.

С точки зрения технологий, кино, конечно, не просто шагнуло, а буквально прыгнуло вперед. Кроме того, что появились хромакей и компьютерная графика, вспомним, как снимали, например, «Мандалорца». При создании этого сериала была использована технология The Virtual Production. Это система на базе Unreal Engine 4 – теперь актеры видят позади себя не зеленое полотно, а множество огромных экранов, на которые можно транслировать любой фон.

Не стоит забывать и про технологию 3D и даже 5D – когда кроме объемного изображения зритель получает обонятельные и осязательные элементы. То есть развитие киноиндустрии с технологической точки зрения идет ко все большему погружению человека в фильм. Это подтверждает и распространение VR и AR.

Популярностью сейчас пользуются онлайн-кинотеатры – явление довольно свежее. С появлением интернета в принципе большое количество контента ушло в сеть. Теперь там есть и эксклюзивный платный контент – причем нередко качественный.

А еще у нас появился Netflix! На самом деле, компания была основана в 1997 году и занималась прокатом фильмов и сериалов (они, кстати, существуют примерно с 1940–1950-х годов). То есть можно было «арендовать» ленту, а не покупать диск. Более того, оформить все можно было не выходя из дома, а получить диск напрокат по почте.

Ну а что станет культовым в киноиндустрии 2020-х, мы, вероятно, узнаем только спустя несколько десятилетий.

Сотрудники Библиотеки имени Т.Г. Шевченко пригласили читателей на мероприятие посвященное Дню кино. Гости, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с историей возникновения кино, со спецификой и жанрами киноискусства. Кроме того узнали о жизни и творчестве великих режиссеров и актеров. Дополнила  рассказ видеопрезентация «Ах синема, синема!» о эпохе немого кино. В завершении мероприятие участники поучаствовали в викторине «Перевертыши» из которой они были должны угадать название фильма.

Чернявский Г.И. Русский Голливуд

Русский Голливуд

Среди звезд на Голливудском бульваре есть те, которых удостоились кинодеятели российского происхождения в знак признания их выдающегося вклада в киноискусство. Российская эмиграция оказала значительное влияние на многие сферы мировой культуры ХХ и XXI столетий. Среди тех, кто приехал в США из Российской империи, СССР, постсоветского пространства, и их потомков были деятели, сыгравшие заметную роль во всех направлениях американской киноиндустрии, получавшие премию «Оскар» или номинированные на нее. Среди них — создатели крупнейших кинокомпаний, актеры, режиссеры, продюсеры, композиторы, художники, мастера грима и костюма. О них, о «русском Голливуде», новая книга Георгия Чернявского и Ларисы Дубовой.

Эту книгу Вы сможете взять в нашей библиотеке.

Предлагаю Вашему вниманию видеопрезентацию «Ах, синема, синема»

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила : Стрюкова Е.В. Библиотекарь 1 категории.