Неповторимый сын России, её мыслитель и поэт

Уважаемые читатели! 10 декабря 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов —  классик русской литературы. Он был не только поэтом, но и прозаиком-романистом, очеркистом, драматургом, журналистом, критиком, издателем. Но главным делом жизни Некрасова стала поэзия. Творчество Николая Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. Благодаря его творчеству обогатилась мировая культура. Вместе с памятью о его произведениях сохраняется историческая память о нашей Родине. Некрасов создал волнующую лирическую исповедь человека своего времени, воплотив в ней с предельной искренностью собственные надежды и сомнения, мучительные раздумья в своем долге перед обществом, о будущем России. И в ранних стихах, и в зрелом творчестве, и в последние годы жизни — всегда и всюду перед ним возникал образ огромной страны. В одном из писем Льву Николаевичу  Толстому, поэт призывал больше «любить не себя, а свою Родину».

Главным героем произведений Н. А. Некрасова был русский народ. Поэт видел тяжелую жизнь крестьянства, над которым несколько столетий висела непроглядная ночь крепостничества. «Народ был главным мифом его лирики, величайшею его галлюцинацией», — писал Корней Чуковский, который стал рыцарем некрасовского образа и  подготовил канонические собрания сочинений поэта. Многие русские писатели и поэты XIX века были озабочены судьбой России. В их произведениях выражены патриотические идеи и взгляды, но Некрасову среди них принадлежит особое место: он не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с народом, с крестьянской Россией, говорил от ее имени и ее языком.

Одно из самых известных стихотворений Некрасова – «Тройка». Его не просто читают и рассказывают – его поют. И это не удивительно, ведь трехстопный анапест как нельзя лучше подходит для того, чтобы стихи стали песней. Лейтмотивом «Тройки» можно считать мимолетность и скоротечность жизни. Она во всем: в летящей вихрем бешеной тройке, которая сама символизирует жизнь, в недолговечности красоты, которую загубят, не жалея, в монотонности тяжелых дней, съедающих молодость и здоровье крестьянки.

К 200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова наши друзья, участники клуба любителей русской культуры «У лукоморья» (Буэнос-Айрес) подготовили интересный видеоролик, который мы предлагаем к просмотру

https://youtu.be/wmxMNJ3TYZg

Биография Николая Алексеевича Некрасова интересна в той же степени, что и его творчество. «Он принадлежал к двум эпохам, и главное в нем – его двойственность», – отмечал Чуковский. Действительно: барин и труженик. Упреки в барственности Некрасову приходилось выслушивать часто – и от монархистов, и от революционеров, и  от догматиков и моралистов. В 1919 году К. И. Чуковский предлагал знакомым литераторам ответить на вопросы анкеты о поэте Николае Некрасове. Вот что ответил Александр Блок: «Он был страстный человек и «барин», этим все и сказано». Но, несмотря на дворянское происхождение, в начале своего пути Николай Алексеевич вел жизнь бедного человека, который был вынужден не только пробивать себе дорогу на литературном поприще, но и зарабатывать на хлеб насущный  тяжелым трудом. Став богатым и знаменитым, Некрасов никогда не жил праздно, даже во время тяжелой болезни не прекращал работать.

Предлагаем вам познакомиться с биографией поэта с помощью видеопрезентации «Факты из жизни Н. А. Некрасова».

Николай Алексеевич Некрасов вошел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова. Ранняя лирика поэта была  ученической, подражательной. Первый поэтический сборник – «Мечты и звуки» (1840) Некрасов уничтожил. В этих еще незрелых стихах звучали преимущественно лермонтовские и пушкинские мотивы, а собственно некрасовских еще не было. Настоящий Некрасов начался не с романтических мечтаний, а с неприглядной зарисовки. В своём стихотворении  «Вчерашний день, часу в шестом» поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.

К тому времени романтические поэмы считались вчерашним днем, а монотонные «повести в стихах» надоели, и Некрасов принялся изобретать собственный жанр. Несколько лет он искал собственную тональность и  нашел ее на стыке поэзии и прозы, эпоса и лирики, фольклора. Никто из поэтов так изобретательно не работал с народным стихом, с лубком, с причитаниями и припевками как Некрасов. В этой стихии он обрел себя. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении «Зелёный шум»: «Играючи расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако: все зелено, И воздух, и вода!».  «Идёт-гудёт зелёный шум» – это олицетворение весны и символ нового начала, перемены. В этом фольклорном образе соединяются цвет и звук. Стихотворение было неоднократно положено на музыку.

Уже в середине 40-х годов Некрасовым были созданы поэтические шедевры. Он стал литератором «натуральной школы», организованной В. Г. Белинским. «Суровый, неуклюжий стих» Некрасова только на первый взгляд кажется небрежным. Его слова просты, но эта простота дорогого стоит и досталась она большим трудом. «Слов не много, но они так точны, что означают все», — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина. Эти  слова можно отнести и к творчеству  Николая Алексеевича Некрасова.

В 50-х гг. Некрасов жанр освоил лиро-эпический жанр — поэму. Центральное событие отечественной истории тех лет — Крымская война оставила глубокий след  в душе Некрасова, что отозвалось в его поэме «Тишина» (1856—1857). В  ней с большой силой сказалось его патриотические чувства. Некрасов  воспел «народ-герой», защищавший Севастополь во время Крымской войны.  «Я написал длинные стихи, исполненные любви (не шутя) к Родине», — сообщал он Л.Н. Толстому.

В первой главе поэмы «Тишина»  Некрасов воспел и «ровный шум лесов сосновых», и пыльную дорогу, и церковь на горе, пробудившую в нем «детски чистое чувство веры». Но церквушки среди зеленеющих полей вызывают у поэта и иные думы и настроения. Ведь сюда приносят свои горести простые люди, крестьяне: «Тяжеле стонов не слыхали Ни римский Петр, ни Колизей!»

Н. А. Некрасов побывал в Австрии и Германии, в Италии, восхищался Венецией, бродил по развалинам Колизея, поднимался на Везувий. Он любовался Парижем, который ему показывал Тургенев. Но мысль о Родине не оставляла Некрасова никогда, где бы он ни был. Приехав в Рим, он писал Тургеневу: «Верю теперь, что на чужбине живее помнишь Родину». Вернувшись в Россию, поэт писал: «…я должен сознаться, что сердце у меня билось как — то особенно при виде родных полей и русского мужика…» Родные поля и нивы оживали в его стихах: « Вся рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор

К этому периоду творчества относятся такие произведения Некрасова, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858).  С горечью рассказывал он в «Размышлениях у парадного подъезда»  о крестьянах из дальних губерний, не принятых вельможей. Они уходят с непокрытыми головами, повторяя: «Суди его бог!». Размышляя о судьбе русского мужика, поэт восклицает: «Не беда, что потерпит мужик: Так ведущее нас провиденье Указало… да он и привык!»

Реформы 60-х годов глубоко обнажили предательскую сущность дворянского либерализма, стремившегося снять с мужика феодальные тяготы только затем, чтобы открыть широкую дорогу капиталистической его эксплуатации. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..», — вопрошал Некрасов.  В  начале 60-х годов появились народные поэмы «Коробейники» и «Мороз, Красный нос». Некрасов запечатлел поэтический образ русской женщины, тип «величавой славянки». Крестьянка Дарья в поэме «Мороз, Красный нос» —  образ, исполненный красоты и высокой поэзии.

Эти произведения —  путь к монументальному творению поэта, поэме «Кому на Руси жить хорошо». Над этим произведением, начатым через два года после освобождения крестьян от крепостничества, Николай  Некрасов работал до конца своей жизни, но так и  не успел закончить. эпическим размахом, жизненной правдивостью, разнообразием характеров. Это — энциклопедия русской жизни XIX века. Написать и опубликовать такую поэму – неподъемный труд. Бороться приходилось за каждую главу. Некрасов выражает здесь свое отношение к сложившимся устоям, к солдатчине, к церкви. Перед нами встает грандиозная картина народной жизни, нарисованная человеком глубоко знающим и любящим свой народ. Все это помогло ему создать правдивые и сильные характеры: Савелий из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», бунтарь Ермил Гирин, народный заступник Гриша Добросклонов. При чтении произведения не покидает ощущение бесприютности в стране, в которой народу  не живется весело и вольготно.

В 60-е и 70-е годы Николаем Алексеевичем были созданы историко-революционные поэмы, посвященные подвигу декабристов и их жен: «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871—1872). Работая над этими произведениями, поэт стремился показать героические характеры, достойные подражания, воспеть русскую женщину. Княгиня Трубецкая и княгиня Волконская  — еще один вариант типа «величавой славянки».

Лебединой же песней поэта стала поэма «Современники» (1875) о начинающемся хищном и циничном русском капитализме. «Горе! Горе! Хищник смелый ворвался в толпу! Где же Руси неумелой выдержать борьбу?… Плутократ, как караульный, станет на часах, и пойдёт грабёж огульный, и случится — крррах!…»

Некрасов был великим художником-реалистом, рыцарем правды в литературе, умевшим широко и объективно воспроизводить разные стороны народного мира и мировоззрения и это определило его место в отечественной литературе. Лермонтов когда-то назвал это свою любовь к России «странною любовью». Некрасов расширил мысль Лермонтова. Он считал, что истинный поэт «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Любить свою страну — означает  питать ненависть к угнетению: «Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей…«

Галерея народных типов в некрасовской поэзии поистине огромна. Вспомним поэмы «Коробейники», «Кому на Руси жить хорошо», вспомним «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога». Некрасов осуждал терпение и пассивность, он  клеймил угодничество «холопа примерного, Якова верного». Обращаясь к забитому бурлаку, поэт  спрашивал: «Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?« В более поздних стихах Некрасов уже прямо говорил, что для народа пришло время пробудиться от векового сна: «Ты проснешься ль, исполненный сил…» В «Железной дороге» выражена уверенность, что русский народ «выдержит все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Верой в могучие духовные силы русского народа, в его прекрасное светлое будущее проникнуты многие вдохновенные стихотворения поэта. Достаточно перелистать любой его сборник.

                                      "Не бездарна та природа,
                                      Не погиб еще тот край,
                                      Что выводит из народа
                                      Столько славных то и знай… "

Но некрасовская поэзия отнюдь не сводится к крестьянской тематике. Некрасов писал о роли и призвании поэта, об его ответственности перед народом. Николай Алексеевич — первый в России поэт большого города, автор замечательного цикла стихов «О погоде», где даны картины жизни Петербурга. «Городские мотивы» в стихах Некрасова близки многим страницам «петербургских» романов Достоевского. Некрасов — несравненный лирик, певец любви («Панаевский цикл») и певец русской природы.

Предлагаем Вам познакомиться с материалами книжной выставки «Произведения Н. А. Некрасова».

Некрасов стал создателем своей «литературной школы», поддерживающей реалистические тенденции в литературе. Туда вошли поэты 50—70-х гг. (Д. Д. Минаев, И. С. Никитин и другие). Они выражали в своем творчестве некрасовские представления об истинной поэзии, которая должна опираться на высокую гражданственность и народность.

Николай Алексеевич Некрасов был самым читаемым поэтом своего времени,  никто не мог сравниться с ним по тиражам. Студенты 1860–1870-х ставили его выше Пушкина. На похоронах Некрасова Федор Михайлович Достоевский назвал его продолжателем Пушкина и Лермонтова. Но молодежь закричала: «Выше! Выше Пушкина!» Конечно, это было преувеличением, простительным  в трагическую минуту. Ведь нельзя сравнить величие двух великих поэтов.

Влияние некрасовского слова нашло отражение в творчестве многих писателей и поэтов как того времени, так и после. Из некрасовской музы, как из гоголевской «Шинели», выросли многие великие русские поэты и писатели. Из стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной» выросла впоследствии история Сонечки Мармеладовой. В некрасовском цикле «На улице» предвосхищены образы, сюжеты, мотивы романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Знаменитый сон Раскольникова навеян стихотворением Некрасова об избиении лошади.

В Ленинграде в начале  30-х годов XX века существовало ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Представители последней группы авангарда в России с их нарочито сниженной лексикой, прозаизмами и неологизмами тоже «вышли» и Некрасова.

Некрасовская любовная лирика оказала влияние на лирику Анны Ахматовой с её городскими конфликтами, с разговорной интеллигентной речью. Некрасов сродни таким поэтам, как Владимир Маяковский, Марина Цветаева. Они не взвешивали каждое слово на аптечных весах, стремясь к самовыражению. Маяковский, цитируя «Современников», изумлялся: «Неужели это не я написал?»

В советской литературной иерархии революционный демократ  Николай Некрасов занимал одно из первых мест. Каждый школьник знал, что он сеял «разумное, доброе, вечное» и «лиру посвятил народу своему». Некрасов заслужил такую честь. Крупнейший поэтический выразитель национального сознания, певец русского народа,  великий художник слова, впитавший богатства русской речи и народной поэзии — таким был  Николай Алексеевич Некрасов. В этом величие его подвига, в этом его заслуга перед Россией, которую он любил самозабвенно. О Некрасове  можно сказать  словами из его лирической комедии «Медвежья охота»:

 Да! были личности!…
 Не пропадёт народ,
 Обретший их во времена крутые!
 Мудрёными путями Бог ведёт
 Тебя, многострадальная Россия!..» 

Предлагаю проверить свои знания с помощью викторины

Обязательно почитайте произведения Николая Алексеевича Некрасова. В его стихах – нерв не только минувшего времени, но и нашего. Его энергичный талант вырывается из эпохи парадных подъездов. Темы иногда устаревают, но нравственные критерии, такие как сострадание к чужим несчастьям — остаются.

Подготовила Жукова А. В.