Великий французский романтик

26 февраля — день рождения великого французского писателя, поэта и драматурга Виктора Гюго. В 2022 году исполняется 220 лет со дня рождения автора знаменитых романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеётся». Гюго был  великим представителем мировой литературы и оказал огромное влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Федор Достоевский. В одном из стихотворений писатель метко назвал себя «звонким эхом». И это действительно было так. Приглашаем вас в литературное путешествие по страницам биографии Гюго и его произведений.

Во французском романтизме нет фигуры, равной Виктору Гюго. Он был  теоретиком французского романтизма, членом Французской академии.  Суть романтизма Гюго объяснил как «странное смятение души, никогда не знающей покоя, то ликующей, то стенающей». Ведущей чертой романтизма Виктора Гюго была борьба старого и нового, доброго и злого, прекрасного и безобразного. Оставаться верным своим убеждениям, писать о том, во что веришь, — эта стратегия окажется действенной.

Виктор Гюго писал более 60 лет. И поэтому его литературное творчество огромно. Великий романтик писал 26 томов стихотворений, 20 томов романов, 12 томов драм и 21 том философских и теоритических работ. Всего им создано 91 том книг.

Виктор Гюго был символом Франции. Еще до смерти писателя улицу, на которой находился особняк писателя, назвали его именем. Поэтому, когда Гюго отвечал на письма или же просто оставлял кому-либо свой обратный адрес, он всегда писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже».

Виктор Гюго жил в Париже, писал о Париже в своих романах и прославил его улочки на весь мир. 16 лет своей жизни он прожил в парижском отеле Роан-Гемене. Здесь Гюго работал над своим знаменитым романом «Отверженные». Именно здесь он познакомился с писателями Александром Дюма, Оноре де Бальзаком, Проспером Мериме и Шарлем Огюстеном де Сент-Бёв. Кстати, миледи Винтер в романе Александра Дюма «Три мушкетера» останавливалась именно в этих апартаментах. Цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо, бывший каторжник Жан Вальжан, инспектор Жавер, несчастная Козетта и отважный Гаврош – все эти литературные персонажи жили в Париже, мастерски описанном автором.

Приглашаем вас прогуляться по заповедным местам Парижа, связанным с биографией великого писателя и его произведениями.

Виктор Гюго прожил почти весь XIX век и в его биографии немало интересного. Он родился в Безансоне, по французскому революционному календарю — 7 вантоза X года Республики. Его отцом был генерал наполеоновской армии, а матерью — дочь судовладельца. Ранние годы писателя прошли в путешествиях. Вслед за служебными назначениями отца, семья перемещалась по Франции, Италии и Испании. Эти метания зародили в юном Гюго будущее романтическое мировосприятие. Когда Виктору было 11 лет, родители развелись. Мать, забрав с собой мальчика, обосновалась в Париже. С 1814 года по 1818 год он учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии — «Yrtatine», которую посвящает своей матери; и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия. Он мечтал о литературной славе и надеялся зарабатывать литературным трудом. К 17 годам Виктор стал обладателем нескольких премий за поэтические произведения, одной из них стала пенсия от Людовика XVIII.

В 1822 году поэт Гюго издает свой первый сборник стихотворений «Оды и баллады», который сыграл большую роль в развитии романтической поэзии во Франции. С тех пор он был известен во Франции как романтик. В 1826 году выходит второй сборник стихотворений «Он и баллад», а затем последовательно печатаются его юношеские романы, как «Ганн исландец» (1823) и «Гюго Жаргаль» (1825). В 1827 году издал в качестве предисловии к манифесту французского романтизма свою драму «Кромвель».

Романы Виктора Гюго получили мировую известность.

«Собор Парижской богоматери»

Первый большой роман Виктора Гюго появился в 1831 году. Роман был написан накануне Июльской революции и является откликом на политические события, хотя автор обращается в своем романе к средним векам к концу XV века. Романтиков привлекла родная история, национальные сюжеты. Виктор Гюго считал, что историческое прошлое дает возможность проверить проявление извечных общечеловеческих законов — борьбы добра и зла, справедливости и несправедливости, любви и ненависти.

Из самой гущи народной толпы, которая играет решающую роль во всей концепции романа, выходят и его главные герои – уличная танцовщица Эсмеральда и горбатый звонарь Квазимодо. Мы встречаемся с ними во время народного празднества на площади перед собором, где Эсмеральда танцует и показывает фокусы с помощью своей козочки, а Квазимодо возглавляет шутовскую процессию как король уродов. Оба они так тесно связаны с живописной толпой, которая их окружает, что кажется, будто художник лишь на время извлек их из нее, чтобы толкнуть на сцену и сделать главными персонажами своего произведения.

При этом Квазимодо – предел не только уродства, но и отверженности: «С первых же своих шагов среди людей он почувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплеванным, заклейменным. Человеческая речь была для него либо издевкой, либо проклятием» (2, 146). Так гуманистическая тема отверженных, без вины виноватых, проклятых несправедливым людским судом, развертывается уже в первом значительном романе Гюго.

Виктор Гюго широко использует в романе приемы гротеска и контраста. Изображение характеров дается по принципу контраста, так же как и внешний облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется красотой Эсмеральда, но с другой стороны, безобразная внешность Квазимодо контрастирует с его прекрасной душой.

Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

И Эсмеральда, и Квазимодо возвращаются на улицы Парижа на сценах музыкальных спектаклей, экранах фильмов.

«Отверженные»

Еще в молодости у писателя появился замысел романа, описывавшего жизнь низшего сословия, несправедливости и предубеждений общества. Гюго попросил одного из своих друзей собрать сведения о быте и жизни каторжников. Скорее всего, интерес к осужденным был пробужден из-за истории о ставшем полковником беглом каторжнике, которого позднее арестовали в столице Франции.

Он начал писать роман «Отверженные» еще в начале 1840-х годов. Писатель был настолько увлечён работой, что даже пытается «удлинить» свой рабочий день за счет перенесённого на вечер обеда. Но такая упорная работа была прервана сначала событиями революции, а затем и переворотом.

1851 год. Президент Бонапарт провозглашает себя императором. Второй республике приходит конец. Депутат Гюго призывает к сопротивлению и отправляется на баррикады. Тут-то его и находит Жюльетта Друэ. Возлюбленная призывает поэта немедленно покинуть Париж — ему грозит арест. На Северном вокзале Жюльетта вручает Виктору чемодан с рукописями: Гюго не покинул бы Францию без своих черновиков. Внутри — будущий великий роман, «Отверженные».  В результате написание книги «Отверженные» Виктор Гюго заканчивает уже на чужбине, в столице Бельгии. Рукопись вернется в Париж через одиннадцать лет. Работники типографии не смогут сдержать слез, набирая текст книги. «Я тоже плачу каждый раз, когда перечитываю последние главы», — признается Аньес Спикель, специалист по творчеству Гюго.

Когда в 1862 г. вышел его роман «Отверженные», писатель находился в отпуске, но ему всё не терпелось узнать реакцию читателя на свое произведение. Поэтому Гюго послал своему издателю срочную телеграмму, состоящую из одного символа: «?». Тот, в свою очередь, также был немногословен, прислав лишь: «!». 

Роман «Отверженные» стали самым популярным романом среди американских солдат во времена Гражданской войны в США и одним из самых читаемых французских романов в России. Читателей, воспитанных на Толстом и Достоевском, не испугает ни солидный объем книги — 2598 (!) страниц, — ни лирические отступления: из романа можно почерпнуть массу полезных сведений о битве при Ватерлоо, истории парижской канализации и устройстве домкрата. А главное, «Отверженные» — это про человека и его нравственный выбор, который необходимо совершить немедленно, не переворачивая страницы. Например, что делать, если бездомный, которого вы приютили, обокрал вас, и вот полиция приводит его к вам в дом и спрашивает: «Это ваше серебро?»

Мы наблюдаем, как главный герой Виктора Гюго нравственно совершенствуется. Именно поэтому автор назвал своё произведение «эпосом души». В предисловии к роману Гюго заявляет, что «социальное проклятие» искусственно. В одной из речей академик и пэр Франции, который неоднократно бывал в самых нищих кварталах, заявляет, что борьба за свободу бессмысленна, если она не сопровождается войной с бедностью. Республика ничем не лучше империи, если в ней люди умирают от голода. Историческое значение этого произведения в том, что здесь писатель берёт под защиту гонимый и угнетённый народ и отверженного, страдающего человека, а также обличает лицемерие, жестокость, ложь и бездушие буржуазного мира. «Отверженные» — роман-эпопея, где очень много страниц о любви человека к своим ближним.

Предлагаю вспомнить великие творения Виктора Гюго с помощью виртуальной выставки

Помимо занятий литературой, Мэтр французской романтики принимал участие и в политической жизни страны. Известно, что Виктор Гюго даже баллотировался на выборах президента Франции. Гюго первым имел смелость заявить, что нищета не фатальна, что неравенство не следствие естественного порядка вещей. Крайняя бедность может и должна быть искоренена. Гюго одним из первых во Франции высказывает мысль о ценности исторического наследия и необходимости его сохранения.

Виктор Гюго решительно выступал против Бонапарта, поэтому долго творил за границей. Он возвратился во Францию во время франко-прусской войны. «Да здравствует Виктор Гюго!» — будет первое, что писатель услышит на вокзале после многолетней эмиграции. Парижане, прочитавшие историю Гавроша и Козетты, придут встречать любимого автора под пение «Марсельезы». В 68 лет во время осады Парижа прусской армией писатель записался в национальную гвардию и нес караульную службу.

26 февраля 1881 года, семьдесят девятый день рождения Виктора Гюго Париж и вся Франция отметили как национальный праздник. На авеню Эйлау воздвигли триумфальную арку. Сквозь нее, мимо дома Гюго, прошествовало 600 тыс. парижан и провинциалов. Великий человек, стоя с внуками у окна, кланялся и благодарил своих почитателей. Через полгода авеню Эйлау переименовали в авеню Виктор-Гюго. На своей собственной улице Гюго прожил еще четыре года.

«Отдаю 50 000 франков бедным. Желаю, чтобы меня отнесли на кладбище в катафалке для бедных. Отказываюсь от мессы во всех церквях. Прошу молитвы у каждой души. Я верю в Бога», — объявит Гюго в завещании в 1883 году.

Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 г. от пневмонии в возрасте 83 лет, будучи знаменитейшим писателем, членом Французской академии, пэром и сенатором. Грандиозная церемония его похорон не имела себе равных – она проходила в течение десяти дней, около двух миллионов человек выстроились вдоль пути следования катафалка с площади Звезды в Пантеон. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. «Да здравствует Виктор Гюго!» — этими словами Париж провожал своего глашатая в последний путь. Виктор Гюго стал единственным писателем, чья траурная процессия остановилась под Триумфальной аркой. Как правило, такой чести удостаивались лишь генералы и маршалы. По словам современника, хоронили «поэта-пророка, который своими утопиями заставлял трепетать сердца». В катафалке для бедных тело Гюго отвезли в Пантеон, при входе в который возрожденная республика восстановит стертую надпись: «Великим людям — благодарная родина». Его останки были помещены рядом с Вольтером и Ж.-Ж. Руссо как «поэта-пророка, который своими утопиями заставлял трепетать сердца».

Виктор Гюго — воплощение совести французского народа. Французский поэт, романист, драматург, а также романтик прекрасный, он же пламенный демократ и гуманист, защитник угнетенных и отверженных, страстный противник войны. Виктор Гюго справедливо считался славой и гордостью французской литературы. Виктор Гюго — единственный в Европе, кто остался верен  романтическому направлению до конца жизни, тогда, как в целом романтическое движение во французской литературе иссякло уже в 40-50 годах 19 в. Он один из многих, кто не проклял Французскую революцию, идеи революции вообще, кто сохранил веру и оптимизм в возможность разумного развития и творческого потенциала человека и человечества. Именно благодаря Виктору Гюго французский романтизм воспринимался как наиболее социально ориентированный, насыщенный социальными идеями: сочувствие к бедным и обездоленным, требование социальной справедливости.

Творчеству Виктора Гюго посвящено немало книг. Предлагаю вашему вниманию одну из лучших.

Книга «Виктор Гюго» писателя и переводчика Михаила Трескунова является исторически достоверным литературоведческим исследованием творчества автора «Собора Парижской богоматери», «Отверженных», «Тружеников моря», «Человека, который смеется» и одновременно цельная и подробная биография жизни французского писателя — о том, каким он был.

Читайте романы Гюго, его объемные миры со множеством ярких персонажей. Ждем вас в библиотеке!

Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.