ЗУБАСТЫЙ ЖУРНАЛ

Добрый день, уважаемые читатели!

Карикатура в переводе с итальянского «caricare» означает «нагружать», «преувеличивать», «искажать».

Журнал «Крокодил» был основан в 1922 г. и выходил три раза в месяц. Со временем он стал крупнейшим сатирическим изданием в СССР. Его тираж достигал 6,5 млн экз.

Старейший советский сатирический журнал. Выходит в Москве с 1922 г. в издательстве «Рабочая газета», с 1932 г.— в издательстве «Правда».
Возникновение связано с «Рабочей газетой» (ранее «Рабочий») — органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редакцией К. С. Еремеева.
Талантливый коллектив сотрудников создал новый тип массовой газеты, рассчитанной на рабочего читателя. Тесная связь с народом, большой приток критических писем с мест, наличие в числе сотрудников опытных сатириков во главе с Демьяном Бедным — все это обусловило видное место сатирических произведений в газете.

О происхождении окончательного названия журнала ходят две легенды. Согласно одной, слово «Крокодил» впервые произнес Сергей Гессен, член редколлегии «Рабочей газеты». По другой версии, поздно вечером в редакцию вошла уборщица с ведром и, увидев засыпанные табачным пеплом столы, сказала: «А намусорили-то как! Ровно крокодилы».
Из номера в номер печатались здесь сатиры Д. Бедного, Н. Иванова-Грамена, В. Князева, А. Неверова. Хорошо зарекомендовали себя в качестве сатириков А. Архангельский и В. Лебедев-Кумач. На страницах газеты прочно утверждаются сатирические отделы и рубрики «Под стеклянным колпаком «Рабочего»», «Красный раек», «Дела поповские» и др., карикатуры, критические сигналы читателей с сатирическими комментариями редакции.

С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами.
В выпусках приложения осмеивались столпы международного оппортунизма, белоэмигранты, уповающие на засуху и голод в России, нэпмановская буржуазия, буржуазные интеллигенты, саботирующие мероприятия Советской власти, церковники, дурманящие народ, а также жулики, спекулянты, самогонщики и другие носители пороков, связанных с нэпом.

Сатира этих номеров пока еще довольно абстрактна. Авторам недостает оперативности в освещении отрицательных явлений жизни. Они не нащупали еще главных тем, на которые направляла острие сатиры жизнь и борьба советского народа с отживающим прошлым. В отличие от газеты, сатира которой строилась главным образом на критических письмах читателей, страницы приложения заполнялись произведениями профессиональных литераторов, более приверженных к традиционным формам и методам отбора и подачи сатирических материалов.
Читатель — друг и советчик, читатель — корреспондент и активный автор не утвердился еще на страницах формирующегося журнала, не сказал своего решающего слова о его лице и характере. Не были пока осознаны и четко сформулированы задачи сатирического издания в условиях мирного развития Советского государства.

Чувство юмора — великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор. Генри Уорд Бичер

Первый номер журнала ещё не был самостоятельным изданием. Он вышел в качестве приложения к еженедельной газете «Рабочий» 4 июня 1922 года.

Однако усиленные поиски форм связи с рабочим читателем, новых тем, новых принципов и методов сатирической типизации дали положительные результаты. Трехмесячный опыт издания иллюстрированного сатирического приложения позволил редакции найти правильный путь к созданию сатирического журнала нового типа.
27 августа 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики «Рабочей газеты» получили первый номер «Крокодила».

Обложку первого номера оформил Иван Милютин: 27 августа 1922 года пасть красного крокодила высунулась как бы сквозь «прорванную» полосу «Рабочей газеты». Эти события в красках описал один из первых «читателей», некий мистер Стьюпитхед (придумка редакции — «Stupidhead»), письмо которого в Лондон было опубликовано на страницах журнала:

«И здесь появилось самое страшное, что я когда-либо видел в жизни. «Рабочая газета» вдруг раздулась, распахнулась и вывалилась на середину комнаты. Прорвав огромные листы, в комнату вылез огромный крокодил и, разинув свою страшную пасть, кинулся на меня. Я не видал таких ни на одной фотографии. Его огромные зубы коснулись меня, и я… проснулся».

Конечно, текст сочинили в редакции, для (как бы сейчас сказали) «пиара» собственного «зубастого» детища. Задачи же, поставленные перед журналом, четко и в стихах сформулировал Демьян Бедный:

«Писатели не для «господ», а для «простонародья»,

В пору нэповского половодья,

Когда НЭП, накопляя жирный ил,

Стал походить на мутный Нил

И когда можно видеть поминутно,

Как там, где наиболее мутно,

Орудует крокодилье племя,

Решили мы, что пришло время

Для очистки нэповского Нила

Выпустить красного крокодила!»

Руководствуясь советами В. И. Ленина, требовавшего от советской печати деловой и беспощадной войны с конкретными носителями зла, систематической травли негодного, они выносят на черную доску отстающие фабрики и заводы, разоблачают конкретных виновников этого отставания.

Непримиримостью к недостаткам, беспощадной критикой конкретных их виновников, дышат стихотворные отчеты «краснокрокодильского селькора» Демьяна Бедного о его поездках по стране, отчеты специальных корреспондентов журнала А. Архангельского, Л. Митницкого и др.
Остротой отличались фельетоны и заметки, подписывавшиеся коллективным псевдонимом «Демьян Бедный и теплая компания краснокрокодильского звания». Они строились на материалах рейдов сотрудников журнала и рабочих корреспондентов-крокоров по заводам, фабрикам, стройкам и учреждениям.

На суд масс выносились недостойные поступки отсталой части рабочих. Клеймились позором рвачи и бракоделы, лодыри и прогульщики, болтуны и подхалимы, пьяницы, хулиганы, тунеядцы, жулики.
Вместе с тем «Крокодил» постоянно стоит на страже интересов трудящихся, защищает их от произвола зарвавшихся администраторов, от эксплуатации хозяйчиками нэпманами, от жуликов, спекулянтов и т. п. Беспощадно осмеивались чванство, барские замашки, равнодушие к запросам и нуждам трудящихся, имевшие место у отдельных руководителей.

Уделялось внимание вопросам культурной жизни. В постоянном отделе «Театр Крокодила» осмеивались халтурщики от литературы и искусства, разоблачались идейные враги советского народа, орудующие внутри страны и за границей, саботажники-интеллигенты, нытики, паникеры и т. п. Материалы на аналогичные темы печатались и в других отделах, под разнообразными рубриками.

С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться «Библиотечка «Крокодила»», в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск «Живого «Крокодила»» — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов п т. п. Они составлялись крокодильцами, которые нередко выступали и в роли исполнителей.

Мы шутим не потому, что нам свойственно чувство юмора, нет, мы стараемся не терять чувства юмора, потому что без него мы пропадем.

Эрих Ремарк

Эмблема журнала — крокодил с вилами — становится известной в самых широких кругах читателей. «Крокодил» превращается в одно из популярнейших советских изданий, привлекает внимание прогрессивных кругов зарубежных стран.

Неизменным успехом пользовались отделы «Вилы в бок», «Беглый огонь», «Прокатный цех», «Волосы дыбом», «Крокодилу на закуску», «По градам и весям», «Архив «Крокодила»» и др. Популярность снискали так называемые «Рескрипты Крокодила», выдававшего специальные «ордена» головотяпам и бюрократам.
Большие изменения происходят в «Крокодиле» в связи с приходом в него в 1934 г. в качестве редактора М. Кольцова, который близко был связан с А. М. Горьким по совместной работе в ряде журналов, хорошо видел недостатки молодой советской сатиры и разделял взгляды Горького на ее характер и значение в условиях социалистической действительности.

Вторая мировая война налагает своеобразный отпечаток на облик «Крокодила». С началом Великой Отечественной войны редакция «Крокодила» стала работать с удвоенной силой. Писатели, поэты и карикатуристы вносили свой вклад в дело разгрома врага, поднимая моральный дух Красной армии. Антигитлеровские памфлеты и фельетоны печатались уже не только в журнале, но и в других изданиях, зачитывались по радио, исполнялись на сценах фронтовых театров. «Крокодил» этих лет сыграл немалую роль в воспитании советского народа в духе непримиримой ненависти к фашизму. Он призывал к бдительности, к боевой готовности, укреплял в массах чувства пролетарского интернационализма, со­ветского патриотизма. Зная силу печатного слова, немцы целенаправленно бомбили типографии, а Гитлер заочно приговорил некоторых советских карикатуристов к смертной казни — их плакаты разили точно в цель!

Закончилась Великая Отечественная война. Переход к тематике мирного времени потребовал от редакции «Крокодила» коренной перестройки всей своей работы и журнал «Крокодил» не потерял своего значения. Его задачи были скорректированы и изданы в особых постановлениях ЦК ВКП(б) «О журнале «Крокодил»» (1948) и «О недостатках журнала «Крокодил» и мерах его улучшения» (1951). Кстати сказать, именно на страницах «Крокодила» в 1949 году появилось слово «стиляга». Именно этот тип городского пижона, тунеядца и потенциального преступника — в зеленых носках, немыслимых ботинках, брюках «клёш» и галстуке цвета «закат в джунглях» — потом получил большое распространение в литературе и кино.

 Резкий перелом в советской сатире вообще, в «Крокодиле» в частности происходит после исторических решений XX съезда КПСС. Решительное осуждение культа личности Сталина и всех его отрицательных порождений расчистило почву для всестороннего развития критики и самокритики. Началась хрущевская «оттепель», за время которой журнал набрал тираж в пять миллионов экземпляров!

Шостакович написал романсы по текстам «Крокодила»

Композитор Дмитрий Шостакович написал «Пять романсов для баса и фортепиано на слова из журнала «Крокодил». В качестве текстов он использовал отрывки из рубрики журнала «Нарочно не придумаешь».

Уважаемые читатели! Представляем Вашему вниманию видеопрезентацию книг «История «Крокодила» к прочтению». Издание состоит из 12 томов — это уникальный архив, который дает возможность открыть для себя давно не виданные изображения и тексты.

Появляется постоянная рубрика «Пестрая летопись», отражающая впечатления Крокодила от его участившихся поездок по стране для разбора жалоб читателей. Большой и серьезный разговор ведется в «открытых письмах» к работникам союзного и республиканского масштаба, повинным в тех или иных недостатках. Появляются забытые было рубрики — «Рейд Крокодила», «Крокодильская смесь», «Отрывки из ненаписанного», «Из напечатанного» и др.

Новая полиграфия «Крокодила» отличалась своеобразием. Из-за ограничений печатной машины, одна сторона журнального листа была полноцветной (печаталась в четыре краски), вторая — трехцветной (белая, чёрная — и красная, или синяя). Такая типографская машина получила прозвище «крокодилка». В 70-е годы человеку, удачно пошутившему, часто говорили: «Двадцать копеек»! Именно столько стоил в киосках номер «Крокодила». Журнал стал настоящим народным символом сатиры и юмора. В 1972 году «Крокодил» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 80-е годы, с началом антиалкогольной кампании и, особенно, перестройки, у редакции появились новые темы для бичевания — но вот 90-е годы стали для «Крокодила» суровым испытанием.

В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться.
С сентября 2001 года группой крокодильцев издавался журнал «Новый Крокодил» до августа 2004 года. Издание журнала возобновилось в Москве в 2006 году. Однако, рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, он не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году…

Чувство юмора не только рассказывает нам о том, как понимать окружающий нас мир, но и также говорит кое-что о границах понимания. Оно не может быть абсолютно нормальным и должно отличаться от нормы и использовать прием несочетаемого

Желаем Вам, уважаемые читатели, сохранять на долгие годы свой оптимизм, чувство юмора и легкость характера! Будьте здоровы, благополучны, успешны, любимы и счастливы!

Библиотека всегда ждет Вас!!!

Мероприятие подготовила: заведующий филиалом А.В. Наседкина