Эпоха и современники Тараса Шевченко

15 мая в рамках программы «Великий Кобзарь» в библиотеке состоялось литературное путешествие «Эпоха и современники Тараса Шевченко». Как человек и художник Т. Г. Шевченко поражает своей многогранностью: поэт и прозаик, мыслитель, живописец и гравёр. Для того, чтобы лучше узнать о жизни и деятельности Т. Г. Шевченко, его творчестве, необходимо понять, в каких общественных условиях пришлось ему жить и работать, какие люди его окружали.

Творческая личность Тараса Шевченко развивалась и формировалась в условиях общения с лучшими представителями российской интеллигенции. В России оказалось множество  выдающихся литераторов, художников, мыслителей того времени, которые с большим тактом и любовью относились к творчеству украинского поэта. Достаточно назвать имена Жуковского, Брюллова, Чернышевского, Добролюбова. Среди его друзей были гений русского театра М. Щепкин, хранитель русского языка В. Даль, граф Ф. Толстой, писательская семья Аксаковых и др. Общение с мастерами кисти и слова способствовало духовному становлению Тараса Шевченко, расширяло его знания, оттачивало мастерство.

  «Незабвенные, золотые дни» учебы в Академии художеств были самым светлым, самым радостным временем в его жизни.Тогда же, во время учёбы, Тарас начал писать стихи и баллады. В 1840 году в Петербурге вышел его первый сборник «Кобзарь». Участники мероприятия познакомились с петербургскими адресами Тараса Шевченко с помощью электронной презентации «Тарас Шевченко в Петербурге».

Тарас Шевченко читал много произведений русской литературы. Он любил стихи Пушкина, Лермонтова; Гоголь был его любимым прозаиком, духовным спутником на протяжении всей жизни. Две трети из творческого наследия Тараса Шевченко написано на русском языке – языке великой литературы, к которой он хотел приобщиться.На русском языке Тарас Григорьевич написал почти все свои прозаические произведения и один из своих дневников он также писал на русском языке. Некоторые русскоязычные повести Шевченко не дошли до читателя в свое время. Только этим можно объяснить их сравнительно малую известность публике, а также выпадение их из всего богатого литературного процесса России второй половины XIX века.С русскоязычными повестями Шевченко участники мероприятия познакомились с помощью обзора «Русская проза Т. Г. Шевченко». Затем они поучаствовали в викторине » Прозаические и живописные произведения Шевченко».

Поэтические творения Тараса Шевченко наполнены какой-то особой музыкальностью, напевностью и ритмом. Участники мероприятия с помощью электронной презентации «Творчество Тараса Шевченко в русской музыкальной классике» познакомились с музыкальными произведениями, созданными выдающимися мастерами русского музыкального искусства на тексты и сюжеты Шевченко, навеянными образами его поэзии. Первым из русских композиторов к стихотворениям Т. Шевченко обратился Модест Мусоргский, который был лично знаком с поэтом. В 1866 году композитор написал свой знаменитый «Гопак» на текст из «Гайдамаков». К текстам Т. Г. Шевченко обращался и П. И. Чайковский. На тексты украинского поэта он создал песню-романс «Вечер» («Садок вишневий коло хати») и дуэт для сопрано и меццо-сопрано «В огороде возле броду».

С. В. Рахманинов в своих романсах на стихи Шевченко по сравнению с предыдущими авторами больше акцентирует внимание на личных переживаниях героев.  «Я опять одинок» — один из наиболее популярных романсов Рахманинова. Этот романс воспринимается как своеобразная исповедь сильной, но измученной души.Участники мероприятия прослушали романс С. Рахманинова на стихи Т. Г. Шевченко в переводе И. Бунина «Я опять одинок» в исполнении П. И. Словцова.

Плодотворнейшие для Т. Г. Шевченко связи с русской литературой и ее деятелями сыграли огромную роль в его жизни и творчестве. Тарас Шевченко обрел свое место в истории русской литературы, в процессе развития русского реализма. Россия и украинский писатель ощущали духовое родство, поскольку мерилом этих отношений было уважение к таланту.

Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А.В.